Брак по церковным правилам

Брак по церковным правилам

Для того нужно вступать в брак, чтобы он помог нам вести жизнь целомудренную; а это будет в том случае, если мы будем брать таких невест, которые могут принести к нам великое целомудрие, великую скромность. Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства. Если эту пристань ты будешь соблюдать свободной от ветров и волнения, то найдешь в ней великое спокойствие, а если будешь возмущать и волновать ее, то уготовляешь сам себе опаснейшее кораблекрушение. (Святитель Иоанн Златоуст).

Жена дана мужу в помощь, чтобы муж с ее утешением мог переносить все, случающееся с ним в жизни. И если жена будет кроткая и украшена добродетелями, то не только своим сообществом доставит мужу утешение, но и во всем вообще окажет ему великую пользу, все для него облегчая, во всем помогая, не оставляя его в тяжких испытаниях, как внешних (вне дома), так и тех, которые ежедневно случаются в доме; но, как искусный кормчий, она своим благоразумием утишит в нем всякую душевную бурю и своим сожитием доставит ему утешение. Живущих в таком союзе супружества ничто в настоящей жизни не может слишком опечалить, ничто не может нарушить их мирного счастья (Святитель Иоанн Златоуст).

Брак есть дар Божий, освящаемый благословением Церкви. Самым первым делом Творца после создания мужа и жены было благословение им «плодиться и размножаться», так произошло благословение брачного сожития и чадородия для того, чтобы члены семьи были одновременно и членами Церкви Христовой. Господь Исус Христос не только подтвердил изначальное благословение брака, но и восстановил в первоначальной силе закон о нем. Вопреки Моисееву закону, все же дозволяющему расторжение брака, Христос решительно воспрещает развод. А на вопрос фарисеев «По всякой ли причине позволительно разводиться с женой?» он указал на первоначальный закон единства и нерасторжимости брака, установленный первой брачной чете Адаму и Евве, и прибавил:

Еже Бог сочета, человек да не разлучает.

В Евангелии от Луки (зач. 102) говорится, что брак перестанет существовать лишь тогда, когда не будет смерти. В толковании же этого Евангелия сказано:

Сынове века сего иже в мире сем раждающе и раждаеми женятся и посягают. Века же онаго сынове ни что же таковаго имети будут, ни умерети могут лишены брака тамо. Зде бо понеже смерть брака ради. Брак же смерти ради, тамо смерти упражнение. Что треба браку? Брак бо помощь смертну и исполнение недостатку.

В житии святителя Николы Чудотворца имеется описание чуда о трех девах: обнищавший муж, отец трех дочерей, захотел отдать их в позорное и беззаконное блудилище, чтобы облегчить таким образом нищету в семье. Чтобы предотвратить эти намерения, святитель Никола трижды тайно являлся в его дом с узлами золота и своей помощью способствовал тому, что все три девицы сочетались законным браком. Из этого видно, что святитель Никола признавал необходимость брачного союза, как Таинство Брака, освящаемое Церковью. Событие это происходило в IV столетии, когда обряда венчания еще не было, а браки совершались лишь родительским благословением при свидетелях (Кн. Кормчая, лист 500).

Свадьба на Руси

В Ветхом Завете брак почитался даже выше девства, а блудодеи и прелюбодеи убивались камнями (Библия, кн. Левит, гл. 20 и кн. Второзакония, гл. 22). Пророк Иеремия также не гнушался брака и советовал израильтянам вступать в таковой, а когда совершался брак Товии, сына Товита, то в его дом прибыл бесплотный слуга Господа Архангел Рафаил. (Кн. Товита, 1-14 гл.)

В Евангелии от Иоанна (зач. 6) описывается совершение брака в Кане Галилейской, на который зван был Сам Исус Христос и Пресвятая Богородица. Христос почтил этот свадебный пир своим присутствием и восполнил недостаток вина чудесным превращением простой воды в лучшее вино. Первое чудо, описанное в Евангелии, является подтверждением того, что сам Спаситель этот брак, совершенный на дому, благословил.

Брак в Кане Галилейской. Чудо о претворении воды в вино (Ин. 2, 1-11). Фрагмент «Маэста» Дуччо, 1308 — 1311 гг.

Как складывался чин церковного венчания

В первом столетии по Рожестве Христовом, в апостольские времена, христиане не имели узаконеннаго венчальнаго священнословия; браки совершались на дому, с троекратным благословением, так как храмов тогда еще не существовало.

Среди апостолов существовали разные позиции в отношении браков. Так, апостол Павел говорил о христианстве, как о религии непорочной, безгреховной, аскетической. Петр же призывал к ранним бракам и к включению в брак всех.

Жизнь в браке должна быть целомудренна. Главный же источник целомудрия — это Церковь. В послании к Ефесяном апостол Павел возвышает христианский брак до значения союза Христа с Церковью, как главы с телом. Этот союз есть таинственный, ибо непостижимый:

Тайна сия великая; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф.5; 31-32).

«Сей закон Божий, сочетающий мужа и жену, установленный для распространения рода человеческого и для ограничения похоти», — так описывают ранние христианские богословы причины брака.

…Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор. 7, 2).

Таким образом, в брак нужно вступать, чтобы вести жизнь целомудренную. Святитель Иоанн Златоуст советует родителям для сохранения целомудрия своих сыновей женить их раньше, а для предупреждения любодеяния необходимо соединить сына брачным союзом с женой целомудренной и разумной, которая удержит мужа от безрассудного образа жизни.

Церковь выступает однозначно против гражданских браков — сожительство без церковного благословения считается величайшим грехом.

Читайте также:  Как собрать красивый букет из цветов видео

В толковании святителя Иоанна Златоустаго на Первое послание к Тимофею апостола Павла говорится:

Сего ради венцы на главах налагаются, образование победы, яко непобедимы быша, тако приходят к ложу непреодоленни быша от сласти. Аще ли же уловлен быв от сласти, блудницам себе издаде, чесо ради прочее и венец имать на главе побежден сыи. Сих их научаем, сим наказуем, сими устрашаем, запрещаем, овогда убо се, овогда же оно творящее.

О значении брака в человеческой жизни апостол Павел говорит в своих посланиях:

Лучше женится, нежели разжизатися (зач. 136). Аще оженишися не согрешил еси и аще посягнет дева не согрешила есть (зач. 138). Аще и ангел благовестит Вам паче же благовестихом — анафема да будет (зач. 199).

В книге Ефрема Сирина (слово первое) сказано:

Нигде же бо писано есть, да не поймеши жены, да не творити детей. Еретицы гнушались брака и на покаяние согрешающих не принимали, оне назывались чисти (Кн. Кормчая, I-го Собора, пр. 8-ое).

Согласно же апостольских правил: бракобор духовником не может быть (прав. 51 Апостольское); грешащих на покаяние следует принимать (пр. 52 Апостольское). Двоеженец или наложницу имый, духовником не может быть (прав. 17 св. Апост.); поповства ради жену не отпускать, т. е. духовнику нельзя разлучаться с законной женой (пр. 5 св. Апостол); блудный поп — да не будет (Кн. Номаканон пр. 181, 182 и 183).

Апостол Павел, в учении Христа о нерасторжимости браков (1 Кор. 7, 10), поддерживает запрет межрелигиозных браков, но если кто-нибудь из супругов принял христианство, муж или жена, то они могут спасти друг друга. Расторжение такого брака возможно только по просьбе не христианской стороны (1 Кор. 7; 12-16).

Император Алексей Комнин (1081–1118 гг.) впервые издал постановление о церковном венчании браков и среди рабов-христиан, которым до сих пор в этом отказывали, так как не признавали равенство господ и рабов перед лицом одной христианской веры. Такое же явление было характерно и для первых лет принятия христианства на Руси, когда церковный брак охватывал знатных людей, а низшее сословие оставалось жить без венчания.

Предшествующая венчанию стадия была связана с обручением, которое в раннем христианстве совершалось за несколько лет до брака, и при жизни жениха никто не мог жениться на этой невесте.

Святость христианского венчания и брака соединялась с причащением Святых Тайн. Венчание совершалось во время Литургии или сразу после нее.

Таинство венчания. Фото взято из открытой группы соцсети Вконтакте

За нарушение супружеской верности Церковь отлучала от Причащения Святых Тайн на срок от 7 до 15 лет. Посвящать в священные степени мужчин-двоеженцев также запрещалось. Им же запрещалось Причащение Святых Таин на 1 год, троеженцу — на 3 года в наказание за недостаток терпения, самообладания и преданности воли Божьей. Во время венчания таким парам читали молитвы о прощении им греха плотской немощи, которая побудила их вступить в новый брак, так как Церковь смотрела на третий брак лучше, чем на распутство.

С.С. Кузин. «Венчание. К свету Божьему»

Святость брачного союза оскорбляется не только супружеской неверностью, но и другими грехами: раздорами, обидами, что в конечном итоге приводит к разводу. Святитель Иоанн Златоуст учит нас, что брак не для того, чтобы мы наполняли дома враждою и ненавистью, имели ссоры и распри, заводили несогласия друг с другом и делали жизнь не в жизнь, но для того, чтобы нам пользоваться помощью, иметь пристань, прибежище и утешение в случающихся бедствиях, чтобы находить удовольствие в беседе с женою. «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, муж, как Христу повинуется Церковь? — вопрошает святитель Иоанн Златоуст, — заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многочисленных благ».

В «Беседах о браке» святитель Иоанн Златоуст пишет:

От любви происходит постоянное целомудрие… От целомудрия рождается любовь, а от любви — бесчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех. Не столько внешнее делает супругов любезными друг другу и приятными, сколько целомудрие, доброта, ласковость и готовность умереть друг за друга.

На Руси для того, чтобы оградить невесту от всего, что может повредить ее стыдливости и целомудрию, она не видела жениха до самой свадьбы.

Н. А. Антохина-Куракса. «Крестьянская свадьба». 2004 г.

Чин церковного венчания складывался постепенно. На Руси в XI-XII веках Таинство Брака уже совершалось, но чинопоследование его до наших дней не сохранилось. В XVI-XVII веках чин венчания окончательно принял тот вид, который и теперь употребляется у старообрядцев, приемлющих священство.

Совершение Таинства Брака у старообрядцев-поповцев

Бракосочетание в старообрядческой Церкви совершается не каждый день. Браки не совершаются:

  • В святки — от Рожества Христова 7 января (25 декабря по старому стилю) до Богоявления 19 января (6 января по старому стилю);
  • По вторникам, четвергам и субботам;
  • Накануне праздников;
  • В пятницу накануне родительских суббот;
  • На масленице;
  • Во все посты (Великий, Петров, Успенский и Рожественский);
  • На светлой пасхальной седмице;
  • В праздники Усекновения главы Иоанна Предотечи 11 сентября (29 августа по старому стилю) и Воздвижения Честнаго Креста 27 сентября (14 сентября по старому стилю).
Читайте также:  Украшения для выкупа невесты

Таинство Брака, совершаемое в старообрядческой Церкви, состоит из обручения и венчания.

Можно ли венчаться с католиками, как Церковь относится к «гражданским» и невенчанным бракам и кому нельзя вступать в церковный брак — в наших «Слайдах».

Что такое брак?

Согласно римскому праву, брак — соглашение между двумя свободными в своем выборе сторонами. Церковь приняла это определение, но переосмыслила его как «установленный Богом союз мужчины и женщины" (Быт 2:18–24; Мф 19:6).

Какой брак признает Церковь?

Церковь признает зарегистрированный государством брак (роспись в ЗАГСе). Если же это просто сожительство двух людей, то Церковь не признает это браком и считает грехом.

Церковь признает любой брак зарегистрированный любым государством?

Нет. «Церковь категорически не признаёт и не признает союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством, а также другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной» — из документа «О канонических аспектах церковного брака» (принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года).

Невенчанный брак — блуд?

Церковь настаивает на венчании супругов, считающих себя православными христианами. Но одновременно с уважением относится к гражданскому (то есть законному — зарегистрированному) браку невоцерковленных людей (см. Основы социальной концепции).

Возможен ли брак с иноверцами?

Церковный брак — нет, его нельзя освятить венчанием. Церковь призывает вступать в брак только с единомышленниками в вере, чтобы сохранить единство в главном. При этом, если такой брак все же состоялся и оформлен государством, Церковь признает его законным и не считает супругов находящимися в блудном сожительстве. Также Церковь признает и брак супругов, один из которых еще не пришел к вере.

Можно ли венчаться с христианами других конфессий?

Да. Церковный брак возможен со старообрядцами, католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога. Условие: венчание в Православной Церкви и согласие на воспитание будущих детей в православной традиции. Для православного человека, вступающего в брак, важно получить благословение своего духовного наставника и правящего архиерея.

Можно ли венчаться до государственной регистрации?

Нет, но есть исключения. Венчание до регистрации брака возможно только по благословению епархиального архиерея и в особых ситуациях. Например, во время тяжелого заболевания (подтвержденного документами), из-за которого человек может внезапно умереть; ввиду предстоящего участия в военных или других действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государство не может зарегистрировать брак в желаемые сроки. В критических ситуациях священник сам решает, кого можно обвенчать до государственной регистрации, о чем обязан потом доложить епархиальному архиерею. В обычной практике супруги сначала расписываются, потом венчаются.

Кто не может вступать в церковный брак?

В первую очередь люди, отрицающие догматы христианской веры и нравственности. Церковь следит не только за телесным, но и духовным родством человека и запрещает ему вступать в брак с духовными родственниками. При этом церковные правила в отношении кровного родства жестче, чем государственные (Церковь не разрешает брак между кузенами). Браки между восприемниками (крестными) могут совершаться по благословению епархиального архиерея. Полный список тех, кому нельзя вступать в церковный брак, можно прочитать в документе «О канонических аспектах церковного брака», который принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.

Большинство людей продолжает соблюдать обычай религиозного бракосочетания. Вступление в церковный брак было обязательным в прошлом, а потом превратилось в традицию.

Сегодня христианская религия предлагает извлечь духовную пользу из венчанного союза. Для молодоженов супружеский союз, созданный в храме, должен стать поддержкой и способом сохранить верность супругу и духовным идеалам.

Что такое церковный брак?

Церковный брак — в христианской традиции союз мужчины и женщины с целью образования семьи.

Священнослужитель благословляет пару на совместную жизнь, если для этого нет никаких религиозных препятствий. Обряд проходит в церквях и называется венчанием.

Союз, благословленный в храме, как таинство признают не все христианские конфессии. У католиков и православных это таинство, у протестантов — нет.

Цели духовного брака

Библия призывает жить в любви и уважении. Супруги должны оказывать друг другу взаимопомощь в приверженности христианской вере.

Они обязаны предоставлять взаимную безвозмездную помощь в повседневных делах. Муж и жена должны соблюдать верность и не иметь отношений вне брака.

Члены семьи должны поддерживать в себе такие качества:

  • терпение;
  • снисходительность;
  • жертвенность;
  • великодушие;
  • верность.

У мужа с женой должны быть приемлемые с точки зрения церкви половые отношения.

Именно богоугодная совместная жизнь и служение богу являются основными целями брака. Произведение потомства в семейных отношениях является одним из предназначений христианской семьи, но не главным.

Исторически сложилось, что рождение внебрачных детей подвергалось общественной критике, но в христианской части современного мира данное явление неактуально.

Церковные каноны и таинство брака в православии

Таинством в православии является придание духовности природным отношениям между представителями двух полов. Биологические отношения супругов должны превращаться во взаимное стремление к Богу и служение ему. Инициатива создания супружеского союза приветствуется православной церковью.

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Заключение брака в церкви: как проходит обряд венчания?

В православной вере перед венчанием проводится обручение. Жених и невеста должны будут взять с подноса кольца и надеть его каждый себе. Перед этим нужно трижды передвигать кольца по подносу в направлении друг друга.

Это будет символизировать будущее взаимопонимание и гармонию. Жених с невестой в процессе венчания должны поцеловать образы своих венцов: мужчина образ Иисуса, а женщина — образ Богородицы.

Читайте также:  Прикольные слова для подруги

Далее, во время священнослужения, венцы удерживаются над головами брачующихся. При первом венчании они будут класться на головы, при втором — на плечи, а во время третьего церковного бракосочетания венцов не будет. После этого пара пьет вино из чаши, символизируя разделение радости и горя.

Следом за этим пара, держащаяся правыми руками проводится священником вокруг аналоя. Находясь около царских ворот, они целуют образы. Теперь жених целует образ Богородицы, а невеста — Христа Спасителя. Заканчивается венчание целованием креста и передачей двух икон для молодоженов. Для них поют «Многая лета» и поздравляют.

Канонические препятствия к венчанию

Церковь накладывает много ограничений на венчание. Главные причины отказа в создании брачного союза:

  1. кровное родство до четвертой степени. Троюродным нельзя вступать в церковный супружеский союз;
  2. принадлежность к другой вере (но не к другой конфессии);
  3. тяжкие грехи;
  4. тяжкие грехи в роду;
  5. совершение аборта женщиной или причастность к нему мужчины;
  6. неправильное расторжение предыдущего брачного союза обоими или одним из желающих вступить в брак. Таковым может считаться развод без религиозных причин или ложь ради выхода из церковного союза;
  7. родственность обоих к супругам, состоящим в уже существующем церковном браке (например, сестра одного супруга и брат другого);
  8. наличие трех церковных союз в прошлом;
  9. официальный брак или сожительство с посторонним человеком.

Нельзя бракосочетаться некрещеным. Сначала нужно пройти обряд крещения.

Что считается изменой в православном мире?

Изменой является как сам половой акт, так и мысли о нем. Прелюбодеяние не отождествляется с любовью, а считается испытанием, соблазном, который подослали «злые силы».

Измена является одновременно предательством, ложью и вероломством. Измена с разрешения другого супруга тоже является прелюбодеянием. Нарушается клятва верности, данная в церкви.

Считается ли блудом невенчанный брак: мнение священников о гражданских союзах

Большинство священнослужителей выражает мнение о неприемлемости приравнивания гражданского (официального) брака к блуду. Гражданский союз не является тайным, а люди, состоящие в нем, открыто показывают свое отношение друг к другу.

Официальные представители церковных структур высказывались относительно позиции некоторых священников о том, что официальный брак это грех или о том, что такой союз должен быть разорван.

Это было приравнено к личной неправильной позиции священнослужителей. Жизнь в официальных отношениях с супругом, не желающим церковного брака или неверующим в бога, не только не является грехом, но и может быть воплощением миссии по спасению такого человека.

Развод и повторный брак в христианстве: можно ли еще раз венчаться?

Право расторгнуть церковный союз имеют овдовевшие, а также те, у кого есть приемлемые, исходя из христианской веры, причины для этого.

Супруг имеет право разорвать семейные узы за прелюбодеяния другого супруга, а также из-за смены веры последним. Неизлечимое бесплодие также может считаться приемлемой причиной. На это есть определенный срок — от трех до семи лет.

Если было принято решение, несмотря на бесплодие, остаться вместе, то поменять его уже нельзя. Супружеский союз должен быть разорван в принципе, если оказалось, что муж и жена находятся в кровном родстве. Люди, расторгнувшие брак по христианским канонам, имеют право опять воссоединиться в супружеском союзе.

Венчающиеся в третий раз или вместе с человеком, делающим это в третий раз, должны соблюдать посты и длительные молитвы. Нельзя обвенчаться с человеком, разорвавшим свои предыдущие отношения в разрез с христианскими догмами.

Признает ли церковь и религиозные люди однополые отношения?

Еще со времен Ветхого Завета, в иудаизме, предшествовавшем христианству, гомосексуализм считался смертным грехом, назывался «мужеложеством» и одним из видов «содомии».

Распространение христианства и других авраамических религий укрепляло запрет на однополые отношения. Современная христианская церковь не признает однополые союзы и не венчает такие пары.

Однако некоторые национальные церкви, например, шотландская, с недавних пор разрешили венчать гомосексуалистов. Католическая церковь считает греховными бракосочетание и половые отношения между представителями одного пола, но не гомосексуальную наклонность. Русская православная церковь запрещает однополые отношения.

Ветхий завет и Библия о семье и браке

В книге Бытия в Ветхом Завете брак обозначается как постоянный союз между двумя людьми — мужчиной и женщиной. В основе библейского толкования брака лежат принципы моногамии.

Институт семьи наделялся духовными качествами. Муж считался в семье главой и имел экономические, социальные и другие обязанности. Супруги объявлялись двумя частями одного целого.

За измену полагалась смертная казнь. Так наказывался и человек, который изменил, и тот, кто не будучи в браке, участвовал в измене, заставляя этим прелюбодействовать другого.

Высказывания Святых отцов о браке

Он является альтернативой непорочности, а, несмотря на возможность вступить во второй брак, нужно пытаться сохранить первый. Взаимное прощение при этом будет одобряться.

Василий Великий говорил о потребности найти спутника жизни ради избежания блуда и распутных действий. Он указывал на необходимость искать красоту духовную, без наличия которой неприемлемо искать красоту телесную.

Создание семьи и брака — ответственный шаг, требующий знаний, опыта и больших усилий с обеих сторон. Соблюдение традиции церковного венчания помогает укрепить семейные отношения, которые в последние годы расторгаются в большом количестве.

Церковный союз в современной форме призван помочь сделать правильный выбор и быть примерным мужем или женой.

+7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Ссылка на основную публикацию
Большие туфли на каблуках что делать
По разным причинам туфли на каблуке могут стать велики. Может, вы похудели, а может, раньше у вас отекали ноги, а...
Благоприятные дни для никаха
С сожалением приходится констатировать: большинство современных молодых людей не женаты. Согласно статистике, в нашей стране наблюдается снижение активности по заключению...
Благоприятные дни для свадьбы в 2020 году
Новый 2020 год отдан во власть Белой Металлической Крысе. Закрывается желтый земляной двенадцатигодичный окрас, и открывается следующий цикл. Это совпадает...
Большие цветы для улицы своими руками
Украшение вечерних и свадебных платьев, причесок декоративными цветами – современный тренд, который распространился и на оформление помещений для торжеств. Ростовые...
Adblock detector