Что символизирует соль по русскому обычаю

Что символизирует соль по русскому обычаю

Хлеб-соль (хлеб да соль, хлебосоль) — сочетание хлеба и соли, характерное для их хранения и использования в быту и в обрядах; обобщенное наименование пищи; приветствие, обращенное к участникам трапезы [1] .

Хлебосольство — радушное угощенье, готовность принимать у себя гостей, угощать их, держать открытый стол и давать званые обеды. Хлебосольный хозяин, хлебосол — радушный угощатель [2] .

Содержание

Славянские традиции [ править | править код ]

Сочетание хлеба и соли у всех славянских народов играло роль ёмкого символа: хлеб олицетворяет богатство и благополучие, а соль защищает от враждебных сил и чар. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином дружеские доверительные отношения; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдёшь!» В «Домострое» рекомендовалось напоить недруга и накормить его хлебом да солью, чтобы была «вместо вражды дружба». «Хлебосольными» и сегодня называют радушных гостеприимных хозяев.

Фразе «хлеб да соль» приписывалось в прошлом магическое значение. Как писал Я. Рейтенфельс, если русские «кого застанут за едою, то они кричат ему священные слова: „хлеб да соль“, каковым благочестивым изречением отгоняются, по их убеждению, злые духи». По сообщению А. Поссевино, слова «хлеб да соль» произносят в конце трапезы в знак её окончания: «Московиты также считают, что этими словами отвращается всякое зло» [1] .

При поселении в новый дом прежде всего в красном углу размещали икону, хлеб-соль или квашню с тестом [3] .

Чтобы задобрить рассерженного домового, русские селяне клали краюшку хлеба вместе с солью в чистую белую тряпку, во дворе становились на колени и оставляли узелок около ворот со словами: «Хазиин батюшка частнай дамавой, хазяюшка дамавая, матушка частная, вот я вам хлеб-соль принёс!». Угощение домовому оставляют на столбе, на котором держатся ворота [4] .

В Курской губернии, приведя в дом только что купленную корову, хозяйка давала ей с заслонки хлеб-соль и приговаривала: «Как заслонка от печи не отходит, так и ты не отходи от двора» [5] . На Ярославщине встречали новокупленное животное обычно в воротах или же давали ему хлеб-соль из открытого окна дома.

Читайте также:  Образ алисы в стране чудес фото

В местечке Костюковичи (Климовичский уезд Могилевской губернии) «выгоняя в первый раз скот в поле, накроют стол скатертью, положат хлеб с солью, зажгут святые свечи, помолятся богу; потом отрежут окрай хлеба, посыплют солью, завернут в тряпку и выдут на двор к собранному скоту». Пригнав животных к кустам, хозяин клал под куст на вербную ветку хлеб и, отвесив тридцать земных поклонов, произносил: «Хозяин, на тебе хлеб и соль! Паси мой скот, штоб ня было ни якай шкоды!» [6] . Сходными приёмами старались умилостивить природных духов — лешего, водяного, полевика, подкустовника, межевика и т. п.

Крестьяне Смоленской губернии при пропаже скотины делали «относ русалкам»: собирали в узел лапти, онучи, хлеб-соль и относили в лес, оставляя узел на дереве с приговором: «Прошу вас, русалки, мой дар примите, а скотинку возвратите!» [7] .

Во время засухи на Житомирщине шли к старому колодцу: впереди три вдовы: одна несла икону, другая хлеб-соль, третья их сопровождала. Все брались за руки, молились, просили послать дождь и трижды обходили колодец [8] .

На Украине в XIX в. сохранялся обычай ритуального кормления Параскевы Пятницы: накануне дня св. Параскевы и в ночь на Страстную пятницу хозяйки застилали стол и ставили на него разведенный мёд (сыть, канун), а в остальное время на ночь с четверга на пятницу оставляли на столе хлеб-соль, кашу и ложку для Пятницы [9] .

Этот древнейший обычай сохранился с незапамятных времен.

Согласно русской традиции, хлебом и солью встречают родители жениха и невесту, а хозяева дорогих гостей.

С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя, например, представителей иностранных держав у трапа самолета. Гость должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей, это также означает, что он вступил с ними в дружеские отношения и готов съесть вместе с ними «пуд соли» , т. е. разделить все их беды и заботы.

Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил и влияний. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбление. Недаром говорится «от хлеба-соли и царь не отказывается» .

Читайте также:  Как пользоваться гистограммой на фотоаппарате

Выражение «хлеб-соль» в России было обобщенным названием угощения Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль». В наше время приветствуют сидящих за столом словами «Приятного аппетита!» ; в старину в таком случае говорили «Хлеб да соль!» , причем этой формуле придавали особое значение, полагая, что она отгоняет нечистую силу и всякое зло.

Дома же, славящиеся своим гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными».

Рубрики

  • "РУССКИЕ" — ИСТОРИЯ И МИФЫ (122)
  • "Мы" и "они" (5)
  • Из славяно-русской истории (16)
  • Русская одежда, кухня, утварь и пр. (24)
  • Русские в лицах (19)
  • Уклад русского дома и быта. Обычаи. Традиции. (58)
  • АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН (265)
  • Архитекторы и здания (48)
  • Дворцы и замки (113)
  • Деревянное зодчество (28)
  • Усадьбы (25)
  • Храмовые сооружения (церкви, монастыри и пр.) (54)
  • ГОРОДА И СТРАНЫ (474)
  • Азия (48)
  • Африка (6)
  • Ближний Восток (18)
  • Европа (338)
  • Океания (Австралия, Н.Зеландия и пр.) (9)
  • Постсоветский мир (28)
  • Северная-Южная Америка и Канада (23)
  • Города и страны. РОССИЯ. (122)
  • Города и деревни РФ (29)
  • Москва вчера, сегодня и завтра (49)
  • Старорусские города (44)
  • ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (203)
  • Куклы (63)
  • ЖИВОПИСЬ (743)
  • "Национальные" виды живописи (35)
  • Акварель (110)
  • Графика, компьютерная живопись и рисунок (39)
  • Иллюстрации (106)
  • Импрессионизм и авангард (122)
  • Любопытные истории (5)
  • Мастихин (11)
  • Наивная живопись (16)
  • Настенная живопись (15)
  • Натюрморт (37)
  • Пейзажно-флористическая живопись (35)
  • Реализм, нео-реализм, классицизм (61)
  • Русский реализм (100)
  • Символизм (42)
  • Сюрреализм. Ориентализм. Фэнтези. (42)
  • ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ И БАРОККО (26)
  • ИСТОРИИ И ЛЮДИ (243)
  • История и истории (33)
  • Монархии и аристократы (142)
  • О том, что делает нас людьми (12)
  • Политические и религиозные деятели (7)
  • Творческие и предприимчивые личности (50)
  • МУЗЕИ И БИБЛИОТЕКИ (35)
  • МУЗЫКА И ТАНЕЦ (134)
  • Вокалисты и певцы (20)
  • Композиторы (28)
  • Музыкальные произведения (44)
  • Музыканты (17)
  • Разное (3)
  • Танец и танцоры (24)
  • НАУКА И ФАНТАСТИКА (87)
  • НЕКОТОРЫЕ РЕЦЕПТЫ (13)
  • ПАРКИ. САДЫ. ЗАПОВЕДНИКИ. (149)
  • ПОЛЕЗНОЕ (21)
  • ПРАЗДНИКИ И ФЕСТИВАЛИ (25)
  • СКУЛЬПТУРА. СТАТУЭТКИ. (101)
  • Памятники (11)
  • СМЕШНОЕ И ОСТРОУМНОЕ (39)
  • ТЕАТР И КИНО (87)
  • Интерьеры театров (13)
  • ТОЧКА ЗРЕНИЯ И УМНЫЕ МЫСЛИ (20)
  • ФЛОРА И ФАУНА (134)
  • Бабочки и птицы (22)
  • Все, что растет и цветет (74)
  • Котопесики и прочие очаровашки (38)
  • ФОТО И ВИДЕО (84)
  • Мастера фото и видео (30)
  • Старые фото (15)
  • Фотонатюрморты (39)
  • ЯЗЫК И ЕГО "ПРЕВРАТНОСТИ" (12)
Читайте также:  Как резать ярусный торт

Цитатник

Андрей Выстропов (род.1961) — современный русский художник. Окончил ГА Институт живописи, ску.

Jonathan Frank (Джонатан Франк; род.1962) — американский акварелист, выполняющий свои работ.

Это насекомое, похожее на драгоценный камень, относится к группе орхидных пчел Euglossini. В.

Шин Чон Сик (Shin Jong Sik) — современный корейский художник, работающий в технике акварели. Полу.

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Четверг, 16 Июля 2015 г. 21:50 + в цитатник

Стол, по обыкновению ломящийся от блюд, располагался в «красном углу» рядом с лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.

По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки.

После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью.

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось пристальное внимание. Рассыплется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре. Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым", пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector