Как правильно снимать портрет

Как правильно снимать портрет

Следуйте советам из статьи, а после усовершенствуйте снимки в программе ФотоМАСТЕР!

Для Windows 7, 8, 10, XP, Vista. Быстрая установка.

Как правильно снимать портреты:
подробное руководство для новичков

Портрет на первый взгляд кажется весьма незамысловатым жанром. Что тут сложного – поставь человека перед камерой, попроси улыбнуться и щёлкни затвором. Заблуждение! Портрет требует от фотографа определённого мастерства и умения учитывать технический и психологический аспекты съёмки. В этой статье разберём, как снимать портреты на уровне профи и превращать каждый кадр в маленький шедевр. Пройдёмся по всем этапам, начиная с настроек камеры и заканчивая постобработкой.

Этап №1. Тщательная подготовка

В первую очередь определитесь с задумкой – где, кого и как вы хотите снимать. Это важно, поскольку для каждой разновидности портретного фото будут свои особенности.

Уличная фотосессия открывает безграничные возможности в подборе локаций. Вариант отлично подойдёт как для классического, так и для художественного портрета. Для съёмок на улице важно знать несколько правил.

1. Учитывайте время суток

Снимать лучше на рассвете (1-3 часа после подъёма солнца) или в предзакатное время суток. Утром вы получите угловое освещение и преимущественно холодные оттенки в кадре, на закате – тёплые яркие цвета и ровный свет. Зимой выигрышное время для фотосессии – вторая половина дня. Избегайте съёмок в полуденное время. Если это невозможно, старайтесь увести модель в тень или используйте отражатель.

Естественный свет при съёмке на улице – ваш главный инструмент

2. Выбирайте удачные локации

Фон на портретах должен быть максимально нейтральным. Важно исключить появление в кадре «фотографического мусора» – машин, проводов, столбов, дорожный знаков (если, конечно, речь идёт не о стилизованном портрете в урбанистическом пейзаже). В качестве фона сойдёт любая растительность, улочка или попросту стена или забор.

На улице можно без труда найти удачный фон для съёмок портрета

3. Соблюдайте технические особенности

Настройка фотоаппарата для съёмки портрета – индивидуальный ритуал каждого фотографа. Кто-то предпочитает JPEG и пользуется автонастройками, а кто-то снимает в RAW и регулирует параметры вручную. Но, независимо от пристрастий, есть ряд моментов, которые нужно знать. Откройте диафрагму на максимум, чтобы добиться размытого фона и низкой глубины резкости. Так вы сделаете акцент на лице модели более явным.

Чтобы изображение получилось чётким и несмазанным, подойдёт выдержка 1/200, 1/250. Светочувствительность или ISO лучше сделать минимальное – 100 (для некоторых моделей камер меньше).

Для фотосессии в студии требуется больше оборудования, чем для уличной. Пусть нежелание возиться с осветительными приборами не станет для вас поводом игнорировать студийные съёмки! Работа в помещении не только позволяет работать независимо от погодных условий, но и способствует большей свободе и раскрепощённости модели.

Работать с несколькими осветителями одновременно вовсе не страшно!

Вы можете работать как с однотонным светлым или тёмным фоном, так и в полностью обустроенном интерьере. И в том и другом случае важнейшую роль играет освещение.

В арсенал студийного фотографа входят:

  • софтбокс – нужен для создания мягкого света, бывает прямоугольной (для общих планов), квадратной (для крупных портретов) и восьмиугольной (для групповых съёмок) формы;
  • отражатель – полотно золотого, серебряного или белого цвета для подсветки теневой стороны объекта;
  • рефлекторы – лампа с жёстким направленным светом для создания контрового освещения;
  • стрипбокс – узкий прямоугольный осветитель для создания выразительных теней и бликов на портрете.

Старайтесь подходить к выбору осветительного прибора осознанно. Понимая, какой эффект даёт та или иная лампа, вы сможете экспериментировать со схемами освещения и получать действительно оригинальный результат.

Грамотно расположив осветители, можно добиться эффектного светотеневого рисунка

Съёмка портрета в студии предъявляет особые требования к параметрам камеры. Выдержка может колебаться от 1/120 до 1/200. ISO обычно выставляют на минимальное значение, однако, показатель светочувствительности в 200 тоже будет допустимым. А вот диафрагму лучше оставить чуть прикрытой: f/1.8 – f/3.0 будут оптимальными. Если вы арендуете студию, обязательно изучите её до начала фотосессии. Сделайте несколько пробных кадров. Так вы сможете точнее подогнать параметры камеры под имеющиеся условия.

Для качественной съёмки одиночных портретов в студии не стоит использовать длиннофокусные объективы (выше 85 мм). Причина проста – в помещении, где вы снимаете, может не хватить пространства для того, чтобы снять модель общим или даже средним планом.

Заранее подготовьте место – у вас должно хватить пространства, чтобы расположить всех. На улице это могут быть не слишком тенистые парки, архитектурные сооружения с большими лестницами. В студии потребуются стулья, кресла, скамейки, а также один или несколько октобоксов, чтобы равномерно осветить всю группу.

Необходимо обсудить с участниками стиль и цвет одежды, которую они наденут на съёмки. Попросите их отказаться от слишком ярких цветов, чтобы снимок не получился аляповатым. Можете использовать гардероб моделей как интересную «фишку» и предложить всем одеться в определённом стиле или цвете.

Главное при съёмке нескольких человек – сохранить единство группы

Для съёмки нескольких человек лучше использовать объективы со стандартным фокусным расстоянием (35-50 мм). Широкоугольные модели могут исказить фигуры участников, которые расположены ближе к камере. Малая глубина резкости на групповых портретах недопустима, так как лица на заднем плане или по бокам могут получиться размытыми. Обязательно прикройте диафрагму: оптимальными будут значения f/4.0-f/5.0.

Среди профессионалов распространён небольшой трюк, как снимать групповые портреты и получать в итоге идеальный снимок, где каждый смотрится безупречно. Фотографы намечают общую композицию кадра и расстановку людей, снимают небольшими группами, а после – соединяют кадры на фотомонтаже.

Если вариант не подходит, используйте режим серийной съёмки и делайте по 2–3 кадра. Это даст вам возможность выбрать самое удачное изображение и, при необходимости, скрыть недочёты при монтаже, используя материал с соседних кадров. Например, если одна из моделей прикрыла глаза или отвернулась.

Этап 2. Работа с моделью во время съёмки

Чтобы передать на снимке характер, вам нужно побыть немного психологом. Общайтесь с человеком на равных, обсудите сторонние темы, поинтересуйтесь, чем он увлекается, попытайтесь понять, что за личность перед вами.

Общение во время съёмок – ключ к созданию выразительного характерного портрета. Почувствовав, какой темперамент у вашей модели, вы сможете с выгодой использовать это. Флегматичные, спокойные люди идеально смотрятся в томных задумчивых образах, тогда как сангвиники, подвижные и позитивные, идеальны для создания динамичных и весёлых кадров.

Если наладите контакт с моделью, считайте, что выполнили половину работы!

Крайне важно при съёмке соблюдать правила кадрирования и позирования.

  • Старайтесь делать разные планы – во весь рост, поясные, плечевые и крупные.
  • Включите на камере отображение сетки, чтобы соблюдать правило третей.
  • Просите модель принять естественную позу или попросите выполнить простое действие на камеру.
  • Во время съёмки лица и планов средней крупности, размещайте камеру на уровне глаз модели. Снимая ростовой портрет, опуститесь чуть ниже.
  • При кадрировании не режьте фигуру по локтям, запястьям, коленям и по линии шеи.
  • Снимая по весь рост, следите, чтобы нога, которая ближе к камере нога не закрывала ту, что дальше.
  • Чтобы светотеневой рисунок ровно ложился на лицо, разверните модель под углом 45-50° к источнику света.
  • На групповых портретах участники не должны находиться в одинаковых позах.

Помните об этих правилах, однако не позволяйте им стеснять вас. Вы можете свободно экспериментировать с ракурсами, с закрытыми и открытыми позами, углом падения света и с источниками освещения в целом.

Ищите необычные способы запечатлеть модель в кадре

Этап №3. Обработка портретов в редакторе

Чтобы кадр получился безупречным, порой недостаточно знать только то, как правильно снимать портрет. Важно понимать, как грамотно его обработать. Одни снимки требуют только базовой цветокоррекции, а другие — серьёзной ретушёрской работы. И в том и в другом случае потребуется мощный редактор, который даст возможность оперативно и эффективно преображать кадры. Как раз к такому софту относится ФотоМАСТЕР.

Автоулучшение, кадрирование, тонкая настройка цветового баланса, кисти для тщательной ретуши и фильтры для моментальной обработки – софт позволяет устранить недостатки и усовершенствовать кадры в короткие сроки. Остановимся подробнее на опциях, без которых не обойдётся ни один фотограф-портретист.

  • Удобная коррекция несовершенств

Во вкладке «Ретушь» вы найдёте инструмент «Идеальный портрет» , который позволит комплексно и в полуавтоматическом режиме обработать лицо модели на снимке. Выберите пресет и примените к снимку одним кликом.

Улучшите состояние кожи модели на портрете в один клик

Перейдите к ручным настройкам, чтобы получить больше контроля над результатом. Вы сможете разгладить кожу, скорректировать тон, добиться выразительного взгляда и белоснежной улыбки, просто перемещая ползунки.

При желании скорректируйте внешность модели на фото вручную

  • Автоматическая замена фона

Если вас не устраивает задний план на портрете – не проблема. ФотоМАСТЕР поможет заменить фон буквально за минуту. Обведите модель с помощью специальной кисти, обозначьте участки со старым фоном – и софт автоматически удалит его. Вам останется лишь уточнить границы фигуры и загрузить новый задник.

Разместите модель на новом, более гармоничном и интересном фоне

  • Добавление художественных эффектов
Читайте также:  Пионы фото цветов букеты красивые

ФотоМАСТЕР – просто находка для любителей поэкспериментировать с оформлением фотографии. Программа включает несколько десятков фильтров, которые добавят атмосферности в любой портретный кадр. Световые и цветовые эффекты, стилизации под старую плёнку, тонирование и виньетирование – примените понравившийся вариант, настройте его интенсивность и сохраните результат.

Сделайте снимок атмосфернее, применив фильтр из коллекции программы

Овладев этими тонкостями, вы будете получать потрясающие портреты, которые придутся по душе тому, кто на нём изображён. Превратите фотографирование из рутины в творческий процесс! Придумывайте новые способы оригинально запечатлеть человека на снимке и не забудьте установить ФотоМАСТЕР, чтобы довести фото до совершенства.

Артем Кашканов, 2020

Портрет — непростой, но очень интересный жанр фотографии. Во время фотокурсов иногда заходит разговор со слушателями о портретной съемке — люди показывают свои фотоработы, в которых часто присутствует ошибки, причем, почти у всех одни и те же. Также меня просят рассказать, как лучше фотографировать портрет. В этой статье я хочу изложить свое видение портретной съемки, по возможности, в форме, доступной для понимания начинающим фотографам. Перед тем как созреть до создания этой статьи перечитал достаточно большое количество материалов в Интернете.

Оказалось, что статьи на тему "как фотографировать портрет" не пишет только ленивый 🙂 При этом я заметил, что многие статьи представляют собой лишь пошаговые инструкции, написанные "сухим" языком, иногда даже без примеров, будто бы "для галочки". Другая крайность — "многотомники", раскрывающие все возможные и невозможные аспекты портретной фотографии, авторы которых закапываются в такие дебри, что невольно начинаешь осознавать свою ничтожность 🙂

Если вы учились в институте, вспомните, как скучно было слушать профессоров на лекциях! Действительно грамотных материалов, которые бы при этом еще и легко читались, не так уж и много. Я постараюсь простым языком рассказать, как фотографировать портрет — самый обыкновенный, не студийный, в условиях естественного освещения, с которого него начинают все портретисты. Разумеется будет делаться упор на то, чтобы результат был ближе к художественной фотографии, чем к бытовой. Итак, вперед!

С каким фокусным расстоянием снимают портреты?

Обычно для соблюдения "правильного" масштаба рекомендуют ориентироваться по фокусному расстоянию объектива. Для портрета рекомендуют использовать фокусные расстояния от 85 до 135 мм — при этом пропорции будут лица на фотографии передаваться максимально приближнно к естественному восприятию. Если у вас неполнокадровая камера, эти числа делятся на кроп-фактор. Для фотоаппаратов с матрицей APS-C "портретная" зона начинается где-то от 50 миллиметров, у Micro 4/3 — от 40 миллиметров. То есть, если у вас стандартный китовый объектив 18-55 мм на APS-C (или 14-42 мм для Micro 4/3) и вам надо сфотографировать портрет — просто выкрутите его на максимум, получите нужное фокусное расстояние.

Никто не запрещает фотографировать портрет на более широкоугольный объектив или, наоборот, на телевик. Но имейте в виду, что широкоугольник вынуждает фотографировать с более близкого расстояния, отчего лицо на фотографии получается излишне выпуклым, а на заднем плане в кадре может оказаться много лишнего. При съемке с телеобъективом лицо напротив будет казаться более плоским и "круглым", чем на самом деле.

С какого расстояния фотографировать портрет?

Фотографируйте портрет с расстояния не менее 2-3 метров. Именно с этого расстояния "портретные" объективы 85 мм (и более) обеспечивает приемлемый масштаб. Хотите более крупный план? Используйте более длиннофокусную оптику, но ближе 2 метров к модели не приближайтесь. Не стоит и сильно удаляться без особой нужды — если между фотографом и моделью слишком большое расстояние, между ними ослабевает контакт и каждый становится будто сам по себе.

Итак, перечислим по пунктам — почему важно использловать умеренно-длиннофокусную оптику и соблюдать дистанцию от 2 метров при портретной съемке:

1. Спокойная и привычная перспектива. Попробуйте снять человека в упор широкоугольником и получите фотографию, где он сам на себя не похож! Виновата перспектива, которая исказила пропорции лица. Чем дальше мы отходим от модели (компенсируя уменьшение масштаба увеличением фокусного расстояния), тем меньше эффект перспективы, тем "правильнее" получается портрет. Но не нужно вдаваться в крайности — не стоит фотографировать портрет с 30 метров, выдвинув на полную телеобъектив, при этом перспектива вообще практически исчезает и лицо становится излишне плоским и широким. Кроме того теряется контакт фотографа с моделью, что затрудняет постановочную съемку.

2. При съемке портрета "издали с зумом" гораздо удобнее работать с фоном. Во-первых, легче убрать из кадра фотомусор — лишние объекты, отвлекающие внимание (они отсекаются кадрированием). Во-вторых, чем больше фокусное расстояние (сильнее "приближение"), тем сильнее размывается фон. Конечно, для того, чтобы красиво размывать задний план, желательно наличие светосильного фикса, но и китовый объектив на длинном конце с диафрагмой 5.6 дает некое подобие "боке". Может случиться, что объектив при съемке с двух метров не обеспечит нужного масштаба. В таком случае нужно сделать выбор одного из трех вариантов решения (от плохого к хорошему):

Вести съемку с более близкого расстояния. Самый простой и доступный способ, но нужно тщательно следить за эффектом перспективы — с определенного момента он начинает расти очень быстро!

Снимать как есть, затем кадрировать фотографии при обработке. При этом произойдет некоторая потеря разрешения фотографии, но при современном количестве мегапикселей это не является большой проблемой. Плюс — вы можете попробовать несколько вариантов кадрирования и оставить тот, который больше понравится вам (и/или модели).

Использовать более длиннофокусную оптику. Минус — возможно, ее придется для начала приобрести. Плюс — вы сразу получите нужный масштаб портрета без необходимости кадрирования с потоерй разрешения, а заодно задний план будет хорошо размыт — чем больше фокусное расстояние, тем мощнее получается размытие.

Роль фона

Фон в портрете очень важен, основная его задача — создавать эмоциональную атмосферу фотографии. Монотонный фон (например, голая стена) скучен и неинтересен. Если фотосъемка идет на природе, замечательный фон получается из листьев, подсвеченных солнцем. Совокупность игры света и тени на листьев и боке (рисунка размытия объектива) делают снимок более эмоционально насыщенным.


Автор фото — Мария Струтинская

К сожалению, далеко не все объективы могут действительно красиво размыть задний план, чтобы он "заиграл". Лучше всего это получается у светосильных фиксов с фокусным расстоянием от 50 мм, особенно у объективов профессиональных серий. Размытие заднего плана у большинства зумов не такое интересное — сказывается меньшая светосила и "скучный" монотонный рисунок размытия. Для объективов работает принцип — чем уже специализация, тем качественнее результат при использовании по назначению. Именно поэтому рекомендую я приобрести отдельный объектив для портретной съемки (если она вам действительно интересна). Зум-объектив со светосилой 1:5.6 на длинном конце — очень компромиссное решение даже по сравнению с самым дешевым светосильным фиксом.

Как размыть фон на портрете?

Какие настройки камеры нужно установить, чтобы фон на фотографиях был размытым?

Начнем с того, что далеко не все камеры на это способны. Любительские компактные камеры (мыльницы) и смартфоны не способны обеспечить "честное" боке и часто оно заменяется программным размытием, результат которого может быть не предсказуем. У фотокамер с матрицами размером от дюйма и больше эта возможность есть, причем чем больше размер сенсора, тем больше возможности управлять резкостью и разымтием.

Итак, чтобы максимально размыть задний план нужно сделать следующее:

1. Увеличить фокусное расстояние. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше зона ГРИП, соответственно, тем сильнее размытие объектов вне этой зоны.

2. До максимума открыть диафрагму. Портретные объективы позволяют открыть диафрагму до значения 1.8, 1.4 иногда даже шире. ГРИП при f/1.4 составляет считанные сантиметры. Все что ближе и дальше — уходит в размытие.

3. (об этом часто забывают) Расстояние между моделью и фоном — чем оно больше, тем "размытее" будет фон. Бессмысленно пытаться сильно размыть фон, если модель от него находится на расстоянии полуметра.

На самом деле реальная потребность размыть все "в ноль" — не такое частое явление, как может показаться на первый взгляд. Гораздо лучший результат в плане качества достигается, если закрыть объектив на 1 стоп (например, не на f/1.4, а на f/2) — и детализация повыше и ГРИП не столь экстремально мала, что приходится трястись над каждым кадром, лишь бы фокусировка не промахнулась.

С какими настройками фотографировать групповой потрет?

Групповой портрет, на котром люди стоят в несколько рядов нужно фотографировать с прикрытой диафрагмой (минимум f/5.6, лучше — больше). Причина проста — при f/2.8 зона резкости невелика и те, кто стоит к камере ближе или дальше дистанции фокусировки окажутся размытыми. С закрытием диафрагмы зона ГРИП и расширяется и в нее помещаются все члены группы.

Что касается фокусного расстояния — опять же не стоит этого делать с широкоугольником, так как он "тянет углы". От этого те, кто стоит с боку окажутся с вытянутыми лицами. Еще из-за эффекта перспективы те счастливчики, кто стоит первом ряду получаются на фотографии заметно крупнее тех, кто оказался в задних рядах.

Читайте также:  Свадебные шатры в москве

Фотографируя групповой портрет нужно найти компромисс между фокусным расстоянием — чтобы все поместились и чтобы не было явно выраженных перспективных искажений, диафрагмой — чтобы ГРИП была достаточной и в то же время хватило света, так как закрытая диафрагма его "съедает". Съемка группового портрета в темном помещении — та еще задача! Даже если у вас есть внешняя вспышка, ее мощности может не хватить, чтобы снимать в отраженном свете (от потолка или задней стены) на f/8. В этом случае используются дополнительные источники света с зонтами или софтбоксами.

Куда наводить резкость при съемке портрета?

С размытием, будем считать, разобрались. Но остался открытым вопрос — что должно быть резким? Кто-то ответит — "Конечно же лицо!" Действительно, с этим спорить сложно. И многие начинающие портретисты наводят резкость строго по центру лица, то есть, на кончик носа 🙂 В итоге, нос получается во всех подробностях, а самая выразительная часть — глаза уходят в небольшое размытие. Из-за этого вся фотография кажется нерезкой.

Вывод — резкость в портрете нужно наводить на глаза. Если снимаем вполоборота, и один глаз оказывается ближе к объективу, другой — дальше, то резкость наводим на ближний к нам глаз. Кто-то наоборот, советует наводиться на "дальний глаз", но таких немного.

Правила кадрирования при портретной съемке

Надеюсь, рассказывать про правило третей не нужно, вы про него прекрасно знаете. При портрете более менее крупным планом глаза располагаются ну уровне 1/3 сверху.

По горизонтали принято оставлять чуть больше места в том направлении, куда повернута модель. При горизонтальной компоновке принцип тот же.

По кадрированию вам поможет памятка от Akry.

Естественный свет в портретной фотографии

Многие мастера портрета считают, что лучший свет для портретной съемки — естественный. Если фотографируете в помещении, используйте свет от окна. Понятное дело, что расположение окна менять нельзя, но у вас есть свобода выбора положения точки съемки, модели и угла, под которым падает свет. Еще окно можно прикрыть шторой, создав эффект светового "клина".

Если разделить лицо на две половины (по линии носа), то они при подобном ракурсе будут иметь разную ширину. Часть лица, которая расположена ближе к камере, назовем "широкой". Другую половину, отдаленную от камеры — "узкой":

Считается, что лучше если свет будет падать с "узкой" стороны. Если же наоборот, свет падает с "широкой" стороны лица, оно может казаться более круглым. Взгляд модели может быть направлен как в объектив, так и немного в сторону. лучше если модель будет смотреть в сторону света. Мы знаем, что если в фотографии присутствует движение объектов во встречных направлениях (или хотя бы намек на движение), это способствует сбалансированности композиции (по крайней мере, это правило отлично работает в пейзаже). В портрете, как оказалось, его тоже никто не отменял.

При портретной съемке не используйте вспышку "в лоб"! Если без вспышки никак, постарайтесь снимать в отраженном свете, причем поверните голову вспышки чуть в сторону, чтобы световое пятно на потолке было не строго над моделью, а чуть в стороне — освещение будет не фронтальным, а фронтально-боковым.

Но как быть, если съемка происходит против света (например, на фоне окна просто против солнца, в контровом свете?) Первое, что поможет — точечный замер экспозиции. Мы знаем, что по умолчанию аппарат почти всегда использует матричный (интегральный, многосегментный — это одно и то же) замер экспозиции — по всей площади кадра, по принципу среднего арифметического. При этом светлый фон окажет существенное влияние на экспозицию — автоматика решит, что освещенность в целом хорошая и установит короткую выдержку. В итоге, пейзаж за окном будет проэкспонирован правильно, модель же получится только в виде силуэта. Если же переключить режим экспозамера на точечный или частичный, то замер будет произведен по очень небольшой области в центре кадра, которую на момент экспозамера следует совместить с лицом модели (оно темное на общем фоне). При этом автоматика установит относительно длинную выдержку, при которой лицо будет хорошо проработано. Правда, при этом пейзаж за окном неизбежно уйдет в белизну — динамический диапазон матрицы ограничен, следует выбирать одно из двух. А поскольку мы снимаем именно портрет, выбор делаем в пользу модели.

Есть много способов получить одновременную проработку и лица и заднего плана. Логично, что для этого нужно как-то "влезть" обратно в предел динамического диапазона и снизить контраст между передним и задним планом. Задний план "приглушить" нам никак не удастся, но добавить света на переднем — вполне по силам! Для этого придумано нехитрое устройство, которое называется отражатель.

В сложенном виде он помещается в небольшую сумку, в разложенном же образует отражающую поверхность площадью около 1 квадратного метра. Этого вполне достаточно, чтобы осветить модель отраженным светом с нужной нам точки. Примеры съемки портрета с отражателем и без можно найти в статье Съемка с отражателем, практические советы на сайте photokubik.com.

Высота точки съемки

Важную роль играет высота точки съемки. Классикой жанра считается, если она будет расположена на уровне глаз модели. В зависимости от ракурса точка съемки может быть и выше и ниже, но стоит помнить, что при съемке снизу вверх — у модели появляется второй подбородок, а снимая сверху вниз нужно следить, чтобы модель подняла лицо, иначе лоб будет слишком крупным. Еще одна крайность — съемка детей с высоты своего роста на фоне пола. Вывод прост — если снимаете детский портрет, присядьте. Если снимаете человека, который ростом выше вас — либо встаньте на что-нибудь, либо отойдите подальше, прибавив фокусного расстояния.

Заключение

Тема портретной съемки необычайно многогранна и ее решительно невозможно всю охватить одной обзорной статьей. Как известно, секрет успеха фотографии опирается на две вещи — техническая часть и творческая. Портрет — не исключение. Причем, если техническая часть портрета поддается описанию, до до творческой каждый должен дойти сам. Также при съемке портрета существует множество исключений и частных случаев, в которых для получения лучшего результата стоит отступить от классических правил.

Тем не менее, я уверен, что статья расставила если не все, то значительное количество точек над i по технической части портретной съемки. Если у вас есть дополнения, предложения и пожелания, пожалуйста, оставляйте их в комментариях. Удачных снимков!

Нужен ли особый талант, чтобы делать красивые фотопортреты? Иногда смотришь на собственные «шедевры» и хочется плакать: то чёткости не хватает, то горизонт пляшет, то лицо неудачно получилось… На самом деле это легко исправить. И даже не нужно покупать отдельную камеру! Чтобы снимать лучше, достаточно следовать простым принципам, которые используют профессионалы. Вооружившись смартфоном Honor View 10, мы подготовили гайд о создании крутых портретов, а красивые девушки помогли нам его проиллюстрировать.

Сразу уточним: под портретами подразумеваются не только снимки до уровня груди или пояса, но и фото в полный рост. Какие же правила нужно учитывать, чтобы делать отличные портреты на мобильную камеру?

1. Не заваливаем горизонт

Иногда «перекошенная» линия горизонта помогает созданию эффектного кадра. Но если вы не обладаете продвинутыми знаниями по композиции, лучше не прибегать к этому средству — старайтесь выравнивать кадры. Для этого достаточно активировать «Сетку» в настройках камеры гаджета. По её линиям легко выровнять объекты в кадре, которые расположены как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости.

Ровный горизонт помогает создать правильную композицию и не отвлекает внимание от модели

2. Переходим на Светлую сторону

Наличие хорошего освещения — важнейший критерий того, насколько удачным будет фото. Лучше всего снимать при мягком рассеянном свете — обычно такой бывает на улице утром или ближе к вечеру. Однако есть и другая крайность. Яркое солнце может стать настоящей проблемой для автозамера экспозиции смартфоном. В результате получим сильный пересвет либо на лице, либо на заднем фоне.

Кроме того, прямые солнечные лучи, падающие сверху, создают жёсткие тени. То же относится и к источникам, которые подсвечивают модель сбоку. Как этого избежать? Следите за тем, чтобы кадр был хорошо освещён. А в разгар солнечного дня всё-таки постарайтесь переместиться в тень. Для этого хорошо подойдут деревья в парке или стена у здания.

В солнечный день постарайтесь переместиться в затемненное место, чтобы избежать жёстких теней на лице, которые могут исказить черты модели до неузнаваемости

3. «Золотой час» и другие хитрости освещения

Раз уж речь о свете, давайте определимся — когда лучше всего снимать? Полдень характеризуется резким переходом от света к тени, фотографировать в таких условиях труднее всего. Утром же свет мягче, лица в этот промежуток времени смотрятся куда лучше (при условии, что модель выспалась). В сумерках можно сделать хорошие портреты, наполненные покоем и умиротворением. Правда, в какой-то момент оптике смартфона может банально не хватить света. Это грозит обилием цифровых шумов в кадре, а также излишне тёмными либо размазанными снимками. Сумерки — время, которое нужно использовать по максимуму. Здесь дорога каждая секунда, потом может быть поздно.

Читайте также:  Макияж на свадьбу новосибирск

Условно стоит выделить «золотой час», который хорошо подходит для съёмки портретов и не только. «Золотым» называют период последнего часа перед закатом или сразу после восхода солнца. В этот промежуток удаётся делать кадры с мягким и тёплым светом.

Лучшее время для съемки — за час до заката и в течение часа после рассвета

4. Смягчаем, рассеиваем и отражаем

Правильная работа с освещением — целая наука. Но многие хитрости, используемые опытными фотографами, применимы и для смартфона. Если мы собираемся провести съёмку в помещении, полезно самостоятельно создать в нём мягкий и рассеянный свет. На улице ярко светит солнце? Достаточно завесить окна неплотной тканью.

Использование отражателя — привилегия не только профессионалов. Сейчас нетрудно найти маленькие отражатели, которые компактно складываются. Их можно взять с собой на любую прогулку. Эти нехитрые приспособления помогают сделать тени на лице более мягкими, и некоторые умельцы даже мастерят их своими руками: из солнцезащитных автомобильных экранов, пищевой фольги и много чего ещё. Поймать солнечный свет и направить его в отражённом виде на лицо модели можно и самостоятельно, при этом удерживая второй рукой смартфон для съёмки.

Важно: цветовая температура источников света не должна сильно различаться. К примеру, не приветствуется сочетание тёплого света окружающей обстановки и холодной подсветки от лампы. В таком случае оттенок лица может получиться странным и неестественным.

Мягкий и рассеянный свет в помещении сделает кожу на лице модели ровной — без пересветов и излишних теней

5. Задний план — это тоже часть портрета

Понятно, что при портретной съёмке главным объектом в кадре является человек. Но если игнорировать объекты на заднем плане, итоговый результат может огорчить. Неприятно обнаружить при изучении полученного снимка, что предметы и люди, запечатлённые далеко позади, внезапно перетянули на себя всё внимание. Особенно это актуально для фотосессий в городе, на оживлённых улицах и внутри здания — там очень много визуального «мусора».

Как решить проблему? Нужно включить размытие заднего фона. Это стало возможным благодаря одновременной съёмке с двух камер телефона. Полученный эффект глубины резкости напоминает тот, которым ранее могла похвастаться лишь полноценная фототехника. Современные смартфоны научились точно определять границы объектов, хотя просчёты в распознавании мелких деталей всё-таки случаются. Что делать, если вы переборщили с размытием и потеряли важные детали? В таком случае очень удобно, когда девайс позволяет изменять глубину резкости уже после фотосъёмки. Это, например, реализовано в Honor View 10. Перейдя в «Галерею», выберите снимок, сделанный в режиме широкой диафрагмы, и отрегулируйте чёткость фона, пока не получите оптимальный результат.

Совет напоследок — старайтесь следить за тем, что находится за спиной у модели. «Растущий» из головы фонарный столб не исправить никаким размытием. Лучше просто измените местоположение при съёмке — достаточно сместиться в сторону на пару-тройку шагов.

Эффект «боке» поможет скрыть неудачный задний фон

6. Используем секреты композиции

Иногда даже качественно сделанный снимок не радует, хотя причина, казалось бы, не ясна. Секрет заключается в неправильно построенной композиции кадра — в фотографии это чрезвычайно важный пункт, который многие по неопытности игнорируют.

Чтобы расположить человека в кадре наиболее привлекательным образом, можно воспользоваться золотым сечением и правилом третей. Для этого нужно мысленно разделить экран на две горизонтальные и три вертикальные линии… Но зачем, если у нас есть старая добрая «Сетка»? Активировав её, следуйте нехитрому правилу: в крупных портретах размещайте глаза на верхней горизонтальной линии сетки или на точках пересечения этих линий. Хотите снять портрет в полный рост? Расположите человека на левой или правой вертикальной линии.

Некоторые смартфоны также предлагают в настройках активировать «Спираль». Её можно расположить как в левой, так и в правой частях дисплея. Экспериментируйте: попробуйте расположить голову в самом центре спирали или поместить в неё глаз. Таким образом выделяется элемент, который хочется подчеркнуть на снимке.

Для идеальной композиции изучите правило третей и золотого сечения

Лучше активировать для удобства «Сетку» Функция «Спираль»

7. Кадрируем без сожаления

Многие снимки приходится кадрировать — мы ведь снимаем портрет, а значит, стараемся отсечь всё лишнее. При этом нужно учитывать пару простых правил. К примеру, если модель смотрит в сторону, оставляйте вокруг её лица некоторое пространство, чтобы взгляд не упирался в край кадра. И, конечно же, старайтесь избегать ненужной обрезки частей тела.

Чтобы быстро и качественно кадрировать изображение, не обязательно всякий раз открывать домашний Photoshop. С задачей легко справляются штатные средства редактирования в галерее смартфона. Сгодится и любой мобильный фоторедактор.

Старайтесь избегать ненужной обрезки частей тела

8. «Бьютификация» как благо

Частенько встречается проблема, когда крошечный дефект кожи может испортить всё впечатление от позирования. Будь то вскочивший наутро перед съёмкой прыщик, миниатюрная морщинка или тени под глазами из-за недосыпа. Чтобы этого избежать, воспользуйтесь встроенными в камеру гаджета режимами улучшения кожи. Это позволит устранить мелкие огрехи, сделает текстуру лица более гладкой.

Однако не увлекайтесь «украшательством»! Есть риск превратить человека в кадре в подобие пластикового манекена. Попробуйте вручную выставить настройки «бьютификации», но не берите слишком высокое значение. В умеренном режиме и кожа у модели станет чище, и мелкие детали вроде ресниц не потеряются.

Можно вручную выставить настройки «бьютификации»

9. Больше — значит лучше

Лучше заранее сделать десяток дополнительных фото, чем огорчаться потом из-за единственного испорченного. Даже в максимально неподвижном сюжете дама может некстати моргнуть, в кадр может попасть случайный прохожий. Или просто с первого раза не получится поймать удачную мимику.

Смартфоны, как правило, оснащаются достаточно большим количеством памяти, чтобы её хватило на несколько десятков продолжительных фотосессий. Если у вас девайс со встроенным накопителем на 64 или 128 ГБ, экономить на количестве снимков уж точно не нужно.

При съемке объекта в движении, делайте как можно больше кадров

10. Избегаем съёмки под неправильным углом

Основная проблема некорректного выбора угла съёмки — деформация пропорций лица и тела. Яркий пример: сфотографируйте идеальный круг на земле — и на кадре окажется овал. То же самое справедливо и при портретной съёмке. Будете снимать свысока — получите вытянутое лицо и непропорциональную фигуру. Или, если «щёлкать» слишком низко, добавите объекту второй подбородок и тяжёлую челюсть.

Фотографировать лучше либо с уровня пояса, либо с груди модели. Снимать на уровне глаз тоже можно, но желательно это делать, когда портрет по пояс или выше.

Снимать на уровне глаз можно, когда портрет по пояс или выше

11. Используем дополнительные возможности камеры

Ознакомьтесь с функциями, которые предлагает смартфон. Есть оптический двукратный зум? Превосходно. Ведь не всегда удаётся подойти к модели достаточно близко: вас может разделять ограда или небольшая речка. Зачем терять хороший ракурс и освещение, если аппарат умеет делать кадр с увеличением, не теряя в качестве? То же относится и к другим функциям. Прежде чем отправиться на фотосессию, внимательно изучите все возможности мобильной камеры. И подумайте, в каких ситуациях можно их применить.

Когда не удаётся подойти к модели достаточно близко, пригодится оптический зум

12. Не надо напрягаться!

Фотографу необходимо взаимодействовать с моделью. Придётся оценить, насколько удачно она встала и как выглядит в кадре. Особенно важно учитывать, что в начале съёмки многие испытывают невольное стеснение. Об этом сигнализируют поджатые губы и закрытое, скованное позирование. При этом модель может даже не догадываться, что не всё выглядит так, как полагается.

Постарайтесь привести человека, которого собираетесь снимать, в хорошее расположение духа, попробуйте нащупать интересную для него тему и поддержите разговор. И объясните, как следует расположиться в кадре — не все понимают фразу «красиво встать для снимка».

И ещё полезная рекомендация: перед началом съёмки найдите в интернете и возьмите с собой (скачайте на аппарат или распечатайте) правила хорошего позирования. Модель наверняка оценит такое проявление заботы, да и вам будет понятнее, на что ориентироваться.

Почаще улыбайтесь!

13. Остальное — дело техники

Можно выучить назубок правило третей, выбрать наилучшее освещение и сделать десяток дублей. Но для наилучшего результата важно, чтобы смартфон мог похвастаться приличной камерой. Хорошая светосила (от f/1,9 до f/1,6 и ниже; чем меньше значение, тем лучше), качественная оптика (без всяческих неприятностей — от сферических абберраций до сильнейших паразитных бликов от фонарей) и грамотный алгоритм обработки снимков одинаково важны как для профессиональной техники, так и для телефонов.

Любые советы хороши, но мастерство рождается только благодаря упорной практике. «Щёлкайте» как можно чаще и не бойтесь экспериментировать — со временем научитесь делать отличные портреты. К слову, все фото в нашей статье сделаны на основную камеру Honor View 10. Мы постарались собрать самые главные пункты. Но если вам известны ещё какие-либо особенности и секреты, расскажите об этом в комментариях.

Автор текста: Александр Герасимов
Фотографии: Сафрон Голиков и Александр Герасимов

Ссылка на основную публикацию
Как пошить пышную юбку из фатина
Восхитительный , воздушный материал — фатин , тюль , вуаль или органза, — присборенный в пышную юбку-пачку , создаёт ангельский...
Как поздравить брата необычно
Дорогой, братик! Поздравляю тебя с Днём Рождения! Желаю оставаться всегда таким же мужественным, надёжным, верным, здоровым, красивым, везучим, целеустремленным, а...
Как поздравить внука с днем свадьбы
Как быстро время всё-таки идет,И вот уж под венец собрались внуки!Пусть вам, родные, в жизни повезётИ счастье пусть само стремиться...
Как пошить чехлы для стульев
Желание красиво и эффектно преобразить дизайн комнаты и ее интерьер появляется у каждой рукодельницы, но не каждая из них хочет...
Adblock detector