Рассказ про типичную русскую семью

Рассказ про типичную русскую семью

Русская семья сейчас постепенно приближается к европейской — эмансипация и равноправие полов делают своё дело. Хотя ещё один век назад (немного по меркам истории) ситуация была совсем другая.

Как женились и как жили

В русской деревне было, условно говоря, два типа семей. Первая — «малая», когда в доме жили только родители и дети. Вторая — «большая», в доме могли жить до четырёх поколений и по мужской и женской линии. Представьте себе — под одной крышей приходилось уживаться 15-ти людям. Но это была необходимость — лишние руки в хозяйстве никогда не бывают лишними. Вплоть до XIX века «большие» семьи были особенно распространены на средней и южной полосе России, где широко было развито земледелие и система барщины.

(И. С. Куликов "Семья лесника")

Русские деревни прошлых веков обычно состояли из четырёх-пяти семей с одинаковой фамилией. А потому замуж предпочитали брать девушек из соседних сёл, чтобы избежать кровосмешения. Запрещались браки близкородственных людей до шестого колена, хотя на это иногда не обращали внимания — жениться на кузине (двоюродной сестре) было в порядке вещей.

( И. С.Куликов "Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме" )

Женитьба в русской семье всегда сопровождалась обручанием, что символизировало клятву перед Богом в неразрывности уз. Повторный брак был запрещён. Нарушить закон человеческий — постыдно, но можно. Нарушить клятву перед Богом — нельзя.

Но были исключения, когда повторно женились, но только тому, кто был невиновен в распаде семейных отношений. А вот принципиальное безбрачие считалось чем-то оскорбительным. Мужчину, ни разу не женившегося, считали с неправильным отношением к нормам и уставам общества. Тем более, что только женатым семьям мог быть предоставлен личный земельный надел, а ещё — только семейные мужчины имели голос на общесельских собраниях и могли влиять на общество. В любом случае, даже с одобрения общества и по необходимости, вступать в брак можно было не более трёх раз.

Дети в русской семейном традиции

Женщина должна была не просто произвести на свет ребёнка, но и обеспечить его правильное воспитание. Тоже самое касалось и отца:

«Умел дитя родить, умей и научить».

( Лемох Карл Викентьевич "Родительская радость")

Обычно лет до шести-семи, воспитанием детей занималась исключительно мать, отец в это время был обязан поддерживать хозяйство, обеспечить семью и «лишние рты». Как только дети подрастали, женщина продолжала заниматься воспитанием девочек. Она должна была сделать из них желанных невест — хорошо одетых, хозяйственных и скромных. Мужчина брал под опеку мальчиков — работы в поле, по домашнему скоту, в лесу. Отец старался сделать из сына «настоящего мужчину», который сможет заботиться о себе и своей семье.

( И. С.Куликов "В крестьянской избе" )

Россия изначально была патриархальной, где главную роль и в семье, и в обществе, играл мужчина. Он также занимался и наказанием-поощрением отпрысков. Есть пословица: «ненаказанный сын — бесчестье отцу». Правда, наказание должно быть обоснованно, если «бить с горяча», уважение в обществе никогда не заслужишь.

Сёстры и братья на Руси

Традиционные русские семьи были большие, родить менее трёх детей считалось неправильным. Конечно, пол детей тоже отразился на традициях русской семьи. Рассмотрим эти отношения.

(Н.П. Богданов-Бельский "Виртуоз")

Братья. «Брат за брата пуще каменных стен» — лучше этой пословицы сказать нельзя. Братья были одним целым, обидеть брата — обидеть всю семью, за которую вступится второй, третий брат, а при необходимости и отец. Старшие братья всегда оберегали младших, наказывали обидчиков, а со временем — становились правой рукой отца, помогая по хозяйству и принимая важные решения на сходах сельского схода.

Сёстры. Особое место занимала старшая девочка. Со временем, если она не вышла замуж, она становилась «большухой» — правой рукой матери, помогая и с младшими отпрысками, и по хозяйству. Если в семье появлялся младенец, он часто переходил под опеку сестры-пестуньи. Но если мать заранее позаботилась о воспитании дочерей, они «уходили в другие дома», то есть женились и шли жить в дом мужа, либо новый, построенный общими усилиями родителей с обеих сторон.

Многие традиционные праздники на Руси всегда были общесемейными или даже общесельскими мероприятиями. И в большинстве случаев привязывался к христианским празднованиям. Отмечались целыми семьями и всей деревней, селом с шумными и весёлыми народными гуляньями.

§ 5. Семейные отношения в России

«Семья в куче — не страшны и тучи»

«В семье и каша гуще»

Русские народные пословицы

Среди самых важных традиционных ценностей для русского архетипа главная — семья[28] (58 % опрошенных). На втором месте по ценности здоровье, и только после этого упоминаются такие вещи, как деньги, работа, дом, жилье и прочие атрибуты благополучия. Значит, превыше всего ценится теплота семейных отношений и родственных уз. 52 % россиян состоят в браке, а еще почти 30 % — нет, но собираются вступить в него. Тем не менее количество разводов в России так же велико, как и на Западе, и приближается к 50%37. Хотя все нормальные семьи в Европе чем-то похожи, все-таки каждая национальная семья имеет свои особенности. Русская семья — явление для иностранцев в некоторой степени необычное. Здесь многое может удивлять.

Читайте также:  Баженовский зал в царицыно

Во-первых, в брак в России вступают гораздо раньше, чем в Европе: к 25 годам девушки обычно замужем, часто за своими сверстниками, и имеют ребенка. Чаще всего они сами занимаются воспитанием своих детей, особенно пока ребенок еще мал (до 3-х лет). В Европе в этом возрасте молодые люди еще заняты только собой и своей жизнью: образованием, развлечениями, карьерой…

Правда, и сейчас в России под напором новых реалий обзаведение детьми тоже откладывается на более поздний возраст. По статистике, среди студентов старших курсов только 15%38 осмеливаются иметь детей. А вот несколько лет тому назад на это отваживалась чуть не половина студентов. Чаще всего они рожают ребенка при условии, что у них есть бабушка, которая присмотрит за ним. Большая же часть студентов откладывает обзаведение потомством на то время, когда будут дом, работа и подходящие условия.

В подавляющем большинстве случаев браки заключаются[29] по любви (37 %), довольно часто женятся только потому, что «пришло время» (38 %), или «все так делают» (17 %). Еще 9 % людей женятся из-за своей неопытности — в результате неожиданной беременности, которую боятся прервать. И только 8 % россиян женятся ради карьеры или денег. Как видим, расчет или холодная трезвость как аргумент «выгодного» брака среди россиян не популярны.

Во-вторых, для европейца понятие «моя семья» обычно включает мужа, жену и их детей. Для русского человека это понятие более широкое. Если вы спросите у своего русского партнера о его семье, то, наверное, он назовет жену, детей, родителей, бабушку и дедушку, брата или сестру (если они живут вместе). Некоторые русские могут назвать даже собаку, кошку или попугая, которых тоже считают членами семьи. Такое широкое понимание может быть объяснено традиционно плохими жилищными условиями, когда в маленькой квартирке вынужденно жили рядом все указанные члены семьи, причем без перспектив отделиться друг от друга.

В-третьих, система совместного проживания пары без официальной регистрации отношений, столь привычная на Западе, постепенно входит в быт, но пока еще не очень популярна (только 10 %). Очень постепенно система таких «гражданских» браков становится привычной в студенческой семье. Студенты как будто боятся повторить печальный опыт рано женившихся и разведенных сверстников, хотят «присмотреться друг к другу».

В-четвертых, у русских особое отношение к детям. К примеру, французы тоже очень чадолюбивы. Но поскольку они уже давно разобрались с «квартирным вопросом», то дети после окончания школы часто селятся отдельно и живут независимо от родителей. Если для Европы ребенок в 15–16 лет — взрослый человек, способный решать свои проблемы самостоятельно, то для русских в этом возрасте он еще «неразумное дитя». Русских приводят в ужас рассказы о том, что в Европе или в Америке дети, достигнув совершеннолетия, уходят из семьи и ведут свою жизнь, не посвящая в нее родителей.

В свою очередь, иностранцы тоже изумляются, наблюдая русские реалии. Так, в книге «Русские» американец Смит пишет: «Русские очень любят своих детей, балуют их, пытаясь защитить от трудностей. Дети продолжают жить с родителями, даже законнив вуз, и часто родители содержат их за счет собственных средств в течение многих лет!» И это правда. В советские времена среди русских в ходу была шутка: «Вот доведу ребенка до пенсии, а дальше пусть о нем государство заботится». Шутка невеселая, отражающая те, пока недалекие, времена, когда молодежь в России не имела ни права, ни возможности легально заработать даже мизерную сумму на свои карманные расходы. Даже заботы о развлечениях молодого человека ложились на плечи его родителей. Это ненормальное положение было обусловлено, конечно, экономическими реалиями той жизни, но дети, как правило, охотно принимали такую заботу о себе, считая ее нормой. Реальная жизнь изменилась, но традиции подобных отношений еще дают о себе знать.

Независимо от социального строя отношение к детям в России, конечно, очень своеобразное. И каждый иностранец, посетивший русский дом, тут же сможет в этом убедиться. Дети будут в центре внимания, их будут целовать, теребить и восхищаться ими или не менее темпераментно ругать и «воспитывать». Дети будут одеты в самое лучшее, их кормят только самым лучшим, витаминным и полезным. Так, нередко мать, зная, что для укрепления здоровья черная икра очень полезна, специально «для ребенка» покупает эту икру на последние деньги, подрывая при этом скромный семейный бюджет, отказывая себе во всем. Иностранцам подобное даже в голову не придет.

Читайте также:  Сделать зонтик из гофрированной бумаги своими руками

Действительно, в Советской России возник и был широко подхвачен лозунг: «Все лучшее — детям!» И этот лозунг не канул в лету вместе с прежней властью, а продолжает торжествовать. Дети — действительно эпицентр семьи, социологические опросы[30] показали, что успехи детей остаются одной из самых приоритетных ценностей в жизни русской семьи. К примеру, 20 % россиян сказали, что для них главная жизненная цель — «обеспечить счастье моих детей», потом «иметь хорошее здоровье» (14 %) или «хорошую семью» (11,6 %).[31]

Чтобы завязать беседу, достаточно просто спросить, как дети учатся, в какой школе, каковы их успехи, чем они увлекаются, как проводят свободное время, на каких языках говорят, в каких кружках занимаются, какую профессию выбрали себе на будущее, куда собираются поступать учиться после школы. Все это бесконечно важные и волнующие темы для каждого русского родителя, и, что важно, при обсуждении их русские гораздо более открыты и свободны, чем многие иностранцы, не привыкшие обсуждать свои семейные дела. Поэтому не удивляйтесь, если русские вас будут расспрашивать о ваших детях. Они это будут делать не из простого любопытства, а просто желая сломать лед отчуждения, выразить таким образом свое расположение и человеческий интерес к вам. Они уверены, что вас эта тема волнует так же, как их самих.

Чувствуя себя «центром вселенной», дети часто капризны, избалованны и ведут себя как маленькие диктаторы. Тем более что очень часто в российской семье есть только единственный ребенок (33 %), два ребенка — явление гораздо более редкое (27 %). Очень небольшое количество русских (12 %) не собираются иметь детей. Большинство же обязательно хочет детей, но в силу разных причин (часто экономического характера) не может позволить себе больше одного ребенка, вполне понимая, что единственный ребенок имеет больше шансов вырасти эгоистом, чем если бы их было несколько.

Есть несколько причин, объясняющих почему сложилась и развивается традиция такого отношения к детям. На протяжении уже многих столетий практически ни одной семье в России не удалось избежать трагических событий, потрясений. Особенно тяжелым для жителей России был истекший XX век: то революция 1917 года, то красный террор, то Гражданская война, то сталинский террор, то еще более кровавая война, то послевоенная разруха, то застой, то перестройка и крушение существовавшей системы жизни, череда экономических и прочих кризисов. В генетической памяти русского сложился стереотип: «Да, моя жизнь была трудна. Так пусть хотя бы мои дети будут счастливее, чем я сам». Поэтому жизнь детей каждый родитель подсознательно хочет сделать более легкой, комфортной, красивой, хотя бы в детстве.

Но потом и дальше — по инерции — он старается уберечь ребенка от проблем реальной жизни. В любом возрасте. Когда ребенок школьник, родители будут постоянно звонить с работы, проверяя, благополучно ли разогрет суп, достаточно ли тепло ребенок оделся для прогулки и сделал ли он уроки, какие отметки получил в школе, расспрашивая о каждой мелочи. И даже если «ребенку» уже за 30, то и тогда он не лишается беспредельной заботы своих родителей, которые стараются принять участие во всех моментах его жизни, переживают все его проблемы, стараются быть ему полезными и оказать посильную помощь. Они страшно обижаются, когда «ребенок» отдаляется от них, не посвящая в свои проблемы. Уже немолодыми родителями такое поведение детей (в общем-то нормальное!) воспринимается тяжело — как черная неблагодарность, черствость и эгоизм.

Такой стиль семейных отношений говорит не только о прочности семейных уз в России. Как и все явления жизни, такая традиция отношений имеет свою отрицательную сторону. Избалованность, эгоизм и черствость детей нередко возвращаются бумерангом в ответ на родительскую чрезмерно пылкую любовь. В российском обществе огромное количество морально незрелых, инфантильных, неуравновешенных и безответственных людей, не способных адаптироваться к трудностям жизни. На это повлияли многие причины, но в том числе и чрезмерная любовь их родителей. С другой стороны, такая участливость преувеличивает роль родительской опеки, «давит» на детей, лишает их самостоятельности, ответственности и воли преодолевать жизненные сложности без посторонней помощи. Страдают обе стороны. Но если вы спросите у русского, готов ли он нести определенные лишения с тем, чтобы подольше сохранить с детьми связи, в том числе и духовные? Или же он предпочтет выпустить детей как можно раньше из родительского гнезда, а потом только получать новогодние поздравительные открытки? Думается, что россиянин чаще всего выберет первое.

Читайте также:  С чем сочетается цвет айвори

Такой образ мыслей сформировался в силу разных причин.

Во-первых, он соответствует традициям социального поведения жизни русских. «Патриархальный» или, строго говоря, традиционный семейный уклад — часть образа жизни русских. Во-вторых, сказалось влияние экономических причин последних десятилетий при советской власти. В условиях всеобщей бедности и хронического жилищного кризиса в одной комнате или тесной квартире были вынуждены жить рядом представители даже не двух, а трех поколений одной семьи. Привычка к скученности и тесноте, спокойное отношение к отсутствию того, что американцы называют privacy, как ни парадоксально это звучит, только укрепляло в России семейные узы. Люди научились воспринимать их не столько как оковы или помеху для личной свободы, сколько наоборот — как «тылы», как гарантию от одиночества (наказания для русских), как теплоту родительского гнезда: «Когда семья в куче — не страшны и тучи!»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Экономическая причина многодетности

Климатические условия накладывали свой отпечаток на семейное благополучие крестьянской семьи. Одной семье было достаточно тяжело содержать престарелых родителей, поскольку имея 2.5 десятины, по данным князя Щербакова, средняя семья жила впроголодь. Поэтому родители могли быть уверены в гарантированном куске хлеба в старости только в том случае, если поднимали на ноги несколько детей – будущим своих кормильцев.

Бог дает детей – даст и на детей

В те времена средняя продолжительности жизни была небольшой, а поэтому девушка могла выйти замуж в 13 лет, а юноша имел право жениться в 15 лет. Такие ограничения устанавливала с XVIII века «Кормчая книга» — свод церковных правил.

Не стоит преувеличивать религиозные каноны, связанные с рождением детей, но в ту пору считалось, что «грешно пытаться решать за Бога кому появляться на свет». Именно этим правилом и руководствовались в русских семьях до революции.

Сыновья и дочери

Если первым ребёнком в семье была дочь, отец относился к ней равнодушно, а дома об этом говорили с сожалением. Разве бабушка прибавит: «ничего, нянька будет». А молодого отца, у которого родилась дочь-первенец, другие мужики на деревне имели право поколотить – «зачем девку родил». Бывало, что перепадало молодому отцу здорово, а он молчал, терпел, а потому, что «так издавна водится».

Основа семейного воспитания – материнство

Сегодня интересно читать «Записки русского крестьянина», в которых уроженец села Карачун Задонского уезда Воронежской губернии Столяров рассказывает о роли матери в крестьянской семье. По его словам именно мать решала все бытовые проблемы детей, в том числе и продуктовое планирование и изготовление одежды. Да и авторитета в русских семьях у матери было не меньше, чем у отца.

«Было удивительно видеть, как дети жались к своей измученной матери, — писала в своих мемуарах врач Давыдова. – И она никого не забывала, каждого гладила по голове, даже старшего почти взрослого сына, который располагался чуть поодаль от стайки девочек и мальчиков. Чем младше был ребенок, тем ближе он сидел к маме. И это правило никем не оспаривалось».

Дед да бабка

Не стоит забывать, что родители в крестьянских семьях практически всегда работали. Даже беременная женщина делала всю домашнюю работу – молотила, полола, сажала и капала картошку вплоть до самых родов. «Иныя родят в поле, иныя в тряской телеге (почувствовав приближение родов иныя бабы торопятся доехать домой). Иная баба, при начавшихся родовых схватках, бежит домой, «как овченка» — писали этнографы того времени.

История Диляра Латышина в книге «История педагогики» пишет: « В деревнях часто можно было встретить на улице едва ступающего босыми ножками ребенка в одной коротенькой рубашонке. С корочкой хлеба в руке расхаживал он под окном избы, около которого сидела с работой мать, изредка на него поглядывая ».

Поэтому велика в воспитании детей была роль бабушек и дедушек, которые не только присматривали за детьми, но и передавали им полезные знания. Часто происходило это через сказки, в которых шла речь об опасностях, подстерегающих в лесах и реках. Страх перед водяным, серым волком или другими «злыми героями» являлся своеобразным психологическим тормозом для вездесущего деревенского мальчишки, зачастую представленного самому себе. Зато с лет 10 его можно было встретить одного в лесу, в поле, он ходил в соседнее село и возвращался иногда поздно ночью без всякого страха.

В продолжение темы ещё 20 фотографий начала XX века, на которых запечатлены русские крестьяне за работой и во время отдыха .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Размер пальца для кольца таблица как измерить
Нет никаких сложностей в том, чтобы выбрать кольцо для себя. Вы просто приходите в любой ювелирный магазин и просите специалиста...
Пятилетие совместной жизни какая свадьба
"Как давно это было!" задумываются супруги, которые, по ощущениям, сыграли свадьбу совсем недавно. А по факту прошло уже 5 лет....
Пятилетняя годовщина свадьбы как называется
0 лет свадьбы - Зеленая свадьба Сам день бракосочетания и весь первый год называют зеленой свадьбой – в знак молодости,...
Размер пальца для кольца у девушки таблица
Нет никаких сложностей в том, чтобы выбрать кольцо для себя. Вы просто приходите в любой ювелирный магазин и просите специалиста...
Adblock detector