Сарафан в русско народном стиле фото

Сарафан в русско народном стиле фото

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Яркие костюмы русской праздничной одежды сохраняли традиционные формы в крестьянской среде до начала XX века. Были в русском народном костюме и девичьи венцы, которые напоминали царские короны, и расшитые жемчугом кокошники, которые передавались по наследству, и понева для замужних женщин и самые разнообразные сарафаны. О праздничной традиционной русской одежде и пойдёт речь в нашем обзоре.

Сборник

Сборниками на Руси называли группу женских головных уборов. Уже в самом названии отражается особенность их кроя: верхняя часть была оформлена сборками (складками), которые образовывали этакий гребень. Этот гребень не только создавал неповторимый вид головного убора, а имел магический смысл – защита и продолжение рода.

У сборников в разных регионах России были существенные отличия. В одних областях они походили на кокошники, в других – на повойники. Повойниками называли головные уборы замужних женщин, которые выглядели как мягкая шапочка, под которую убирались волосы, заплетенные в две косы.

Во многих российских губерниях, особенно в Центральной России и в северных регионах, сборники использовали как свадебный головной убор, который надевали на новобрачную на второй день свадьбы или после венчания.

Понева

Девушки на Руси носили подпоясанные рубахи, а костюм замужней женщины назывался «понева». Так, в Тульской губернии поневу одевали на девушку, когда её засватывали, и она становилась невестой. А в Орловской губернии поневу девушка надевала только на свадьбе.

Понева – это, по сути, фартук наоборот, который повязывается сзади, чтобы согревать. Стоит отметить, что функциональность в вопросах моды и раньше не очень учитывалась. Главное – красота. Поневу традиционно делали нарядной и красивой, навевали только по большим церковным праздникам, например, на Пасху. И потом целый год она лежала свёрнутой в сундуке.

Рубахи

Уральские казаки свято чтили свои старинные порядки и придерживались традиционного быта вплоть до начала XX века. Распространялось это и на одежду. Женщины носили костюмы, которые состояли из сарафана и рубахи.

Такой костюм считается характерным для центральных и северных российских губерний. До середины XIX века уральские казачки носили в качестве головного убора круглые объемные кокошники

Сарафаны

Основной одеждой русский северных губерний был сарафан (от иранского sеrāрā – «одетый с головы до ног»). Сарафаны были прямые, распашные, глухие. Так, глухой сарафан шили из одного полотнища ткани, а распашной, популярный в Приуралье, — из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых застёжек или пуговиц. Позднее появился прямой сарафан на лямках.

Самыми популярными расцветками сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Отдельную нишу занимали свадебные сарафаны, которые шили из шёлка или парчи. Как правило, выбор ткани зависел от достатка семьи.

Душегрея

Душегрея – так называлась верхняя однобортная женская одежда наподобие кофты, которая одевалась поверх сарафана. Для крестьян это была праздничная одежда, а для знати – повседневная. Душегрейки шили из плотных и дорогих тканей – из бархата и парчи.

Продолжая тему русского национального костюма нельзя не вспомнить про Кокошник — забытую корону русских красавиц .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Р усские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.

Читайте также:  К чему снится сон выходить замуж

Рубаха

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

Понева

Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Читайте также:  Поздравления со сватовством дочери

Передник

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.

Головной убор

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Красный

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.

По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных — лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Всякий народ имеет свои традиции и обычаи, а также национальные наряды, которые отличают его от представителей других народностей.

В России национальной одеждой является русский сарафан, представляющий собой платье без рукавов. По внешнему виду данный тип одежды отличался в отдельных регионах страны по типу кроя и материалу. Однако можно отметить, что подобный наряд надевали и представительницы европейских государств.

Русский сарафан. История появления

Слово «сарафан», по мнению ученых, произошло от иранского «sapara», которое означало – «надетый с головы до ног». При этом первоначально слово означало плечевую одежду мужчин. Немного истории…

В современном понимании «сарафан» считается термином, который означает русские традиционные одежды с лямками для горничных. Сарафан являлся народным женским костюмом в северных и центральных российских губерниях, затем перекочевал в Сибирь, и только потом стал очень модным в южной части страны.

Древние русские сарафаны были косоклинными и прямыми. Наиболее старые из них по своему крою напоминали рубаху в виде туники, поскольку центральное полотно было согнуто пополам, а сбоку пришито пару косых клиньев. Создавались они из шерстяных либо домотканых материалов синего, красного, белого либо черного цвета.

Читайте также:  Малый театр фотографии зала

До первой половины 20 века такие русские сарафаны сохранились в некоторых Воронежских уездах в качестве элемента костюма девушек.

Разнообразие фасонов по стилям

Наиболее распространенными типами фасонов считались слабо расклешенные глухие сарафаны, прямые с лямками, расклешенные с короткими рукавами, в виде юбки пришитой от лифа и с пуговицами впереди.

Ключевой особенностью такой одежды считается ее внушительный вес, объясняющийся применением огромного количества деталей при пошиве. Наиболее грузными моделями являются красный праздничный, синий и белый русский сарафан. Для изготовления одежды мастерицы применяли овечью тканую шерсть, которая предварительно проходила окрашивание ольховой либо дубовой корой. Кроме того, обязательно использовали бархат и тесьму для украшения низа.

Ежедневным вариантом считался сатиновый прямой сарафан (его называли саяном). Цвет наряда подбирался по возрасту женщины. Молодежь носила бордовые и красные сарафаны, а пожилые – синие либо черные.

Современная интерпретация образа с русским сарафаном

Русская стилистика сарафанов пользуется достаточно большой популярностью у современных модных дизайнеров. Время от времени на подиумах Ив Сен Лорана и Поля Пуаре можно встретить платья, исполненные в традиционной русской классике, задекорированные аппликациями, лентами и вышивкой. Отечественный дизайнер Зайцев давно слывет почитателем накидок из меха, кокошников и сарафанов.

Обыденными и ежедневными подобные наряды сложно назвать, однако у каждого человека имеются поводы, чтобы блеснуть в них! Легкий русский сарафан можно надевать для летней прогулки. В наше время стало очень актуальным проводить тематические мероприятия. Например, почему бы невесте не надеть шикарный праздничный сарафан с кокошником? Это всегда будет выглядеть эксклюзивно и стильно. Подобное торжество обязательно запомнится всем вокруг!

Пролистав каталоги специализированных магазинов и пересмотрев коллекции модных дизайнеров, девушка сможет легко отыскать нужный ей русский сарафан, купить его и носить в своем удовольствие!

Модели русского сарафана на полных женщин

1. Юбка на бретелях – фасон русского сарафана, который полюбился многим дамам. Согласно старинным поверьям, придумала его русская барыня. Именно поэтому в любой русской сказке девушки носили такие одежды. Этот сарафан имеет разную длину – до пола либо ниже колен. Длинная модель на тонких бретелях – праздничный вариант, а чтобы фигура казалась более стройной, дизайнеры применяют различные хитрости. В основном добавляется геометрический узор.

2. Вязаная модель русского сарафана будет смотреться гармонично жарким летом, а также холодной осенью. Плотная либо кружевная вязка в форме цветов и прочих узоров сможет выгодно подчеркнуть достоинства пышной фигуры. Такой сарафан сегодня можно отыскать в любом магазине, предлагающем выбор одежды ручного изготовления. Конечно, такая модель будет стоить дорого, если это не машинная вязка.

3. Балетный русский сарафан – данный вариант считается наиболее воздушным, без рюш и воланов. Именно это и необходимо девушкам с пышными формами. В наше время мода на струящиеся модели балетного сарафана стала набирать не шуточные обороты.

Материал для русского сарафана

Этот уникальный наряд принято отшивать из разных тканей. Как правило, это хлопок и лен, поскольку они очень приятны и легки. Чтобы пошить сарафан русской модели, используют шелк, бархат и атлас.

Декор

Огромное внимание швеи уделяют украшению наряда. Главную роль играет выбор цвета русского платья. Повседневные модели делают светлыми, а вот праздничный сарафан пестрит яркими красками.

Непременным элементом декора стала вышивка. Сначала узоры были объемными, поскольку выполнялись из нескольких разноцветных ниток. Узоры отличались по расположению и месту на сарафане. Западные русские женщины украшали сарафан черными нитями в ровном узоре. Жители центральных и северных районов – яркими нитками (синяя, красная, зеленая). Классика комбинирования ярких и черных цветов характерно для всей страны.

Присмотритесь к фото, возможно, вы решите, что и в вашем гардеробе должна быть сто стильная вещица!

Ссылка на основную публикацию
Самые трогательные стихи на свадьбу
Будьте всегда рядом, едины,Будьте друг другу необходимы,Отныне навек вы стали семьей,Должны за друг дружку стоять вы горой! Желаю гармонии, крепкой...
Самая богатая свадьба цыган
Самые богатые цыганские свадьбы – сейчас это звучит совсем не так, как раньше. Современные цыгане вырождаются и мельчают финансово. Все...
Самая красивая свадьба в мире фото
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...
Самый большой свадебный салон в москве
Получив заветное колечко, каждая невеста первым делом начинает искать платье своей мечты, узнает последние тенденции свадебной моды, какие бренды существуют...
Adblock detector