Сценарий фильма кавказская пленница

Сценарий фильма кавказская пленница

ВСЕ НАЧАЛОСЬ СО СЦЕНАРИЯ

Фильм "Операция «Ы» еще не вышел в прокат, а оба его сценариста Морис Слободской и Яков Костюковский — уже засели за сочинение новых приключений Шурика. Естественно, режиссером картины они видели только Леонида Гайдая, однако тот думал несколько иначе. Сняв "Операцию «Ы», он считал, что этот фильм опустошил его как режиссера, что Шурик уже себя исчерпал, да и троица тоже. Поэтому ему хотелось снимать иное кино, тоже комедию, но уже с другими персонажами. Но руководство «Мосфильма», видя, какой триумф обрушился на "Операцию «Ы», чуть ли не в приказном порядке заставило Гайдая взяться за продолжение фильма.

15 июня 1965 года заявка сценаристов на новую комедию поступила в творческое объединение «Луч» при киностудии «Мосфильм» (бывшее 2-е объединение) и была принята. Будущий сценарий носил название "Шурик в горах" и состоял из двух новелл. В первой — "Кавказская пленница" — речь шла о том, как красивая девушка Нина приехала на каникулы к своим родственникам на Кавказ, но была похищена местным сластолюбивым «князьком» Ахоховым. Но Шурик вызволяет девушку из рук похитителя.

Во второй новелле — "Снежный человек и другие" — сюжет был таков: научная экспедиция под руководством видного ученого (роль писалась специально под Михаила Пуговкина, несмотря на то, что худрук «Луча» Пырьев был против этой кандидатуры) ищет в горах снежного человека. Ей удается выйти на его след, но поймать не получается. Но группа даже не догадывается, что за снежного человека себя выдает — троица в лице Труса, Балбеса и Бывалого. После того как провалилась их затея с похищением Нины, они сбежали в горы и стали выдавать себя за "снежного человека", чтобы сбить со следа милицию. Однако Шурик и Нина разоблачают авантюристов.

26 октября сценарно-редакционная коллегия вновь собралась на свое заседание, чтобы обсудить сценарий под названием "Шурик в горах". На этот раз он представлял из себя сценарий полнометражного фильма (новелл в нем уже не было), сюжет которого вращался вокруг похищения девушки. Приведу отрывки из некоторых выступлений участников того заседания:

Л. Арнштам (режиссер): "Сценарий тяжелит во многом троица. Она требует для себя отдельных интермедий. Но троица работает уже на отработанном материале. Она изжила себя. Эти маски себя исчерпали, так как они примитивны…"

Л. Гайдай: "У меня трудное положение. Я не знаю материала, на котором написан сценарий, поэтому ни о чем не могу судить с уверенностью. Так сложились обстоятельства, что в работе над первым вариантом я участия не принимал (как мы помним, Гайдай думал совсем про другую картину. — Ф. Р.), а подключился только в последние месяцы. Второй вариант мне нравится значительно больше, чем первый… Я считаю, что надо поехать на материал, посмотреть, как живут там люди, каковы они…"

Далее Гайдай делает сенсационное заявление:

"Троицы не будет. Никулин сниматься отказался…"

Юрий Никулин действительно, прочитав сценарий, сниматься в картине отказался. Как написал он сам в своих мемуарах: "Я скептически отнесся к сценарию картины и, сознаюсь, в успех ее не верил. Многое в сценарии мне казалось нарочитым…" Однако спустя два месяца Гайдай внезапно изменил свое решение: он решил задействовать троицу в будущем фильме и сумел уговорить Никулина сниматься.

21 января 1966 года фильм "Кавказская пленница" был запущен в подготовительный период.

В качестве своих соавторов Гайдай взял в картину следующих людей: оператор Константин Бровин, композитор Александр Зацепин — уже работавшие с Гайдаем кадры; художник-постановщик В. Каплуновский, звукооператор В. Крачковский (кстати, супруг Натальи Крачковской, которая вскоре станет одной из любимых актрис Гайдая) — новые люди.

25 января Гайдай, Бровин и директор картины Фрейдин выехали на Кавказ, чтобы выбрать места для натурных съемок. С 1 февраля начались фотопробы актеров на главные и эпизодические роли. 16 февраля все та же сценарно-редакционная коллегия обсудила окончательный вариант сценария и одобрила его. По договору, заключенному со сценаристами, им обязались выплатить 8 тысяч рублей, из которых Слободскому и Костюковскому причиталось по 3 тысячи рублей, Гайдаю — 2 тысячи.

20 февраля Гайдай, Бровин и еще несколько человек из съемочной группы выехали в Крым, чтобы выбрать места натурных съемок уже там (Кавказ не подошел).

10 марта в павильоне № 13 «Мосфильма» начались кинопробы актеров. В тот день там пробовались: Александр Демьяненко (Шурик), Владимир Этуш (Саахов), Михаил Глузский (администратор гостиницы). 11 марта в другом павильоне — № 12 — пробовались: Демьяненко, Раутбарт, Попов.

15 марта — пробы: Демьяненко, Анастасия Вертинская, Наталья Селезнева (обе актрисы пробовались на роль Нины).

16 марта — пробы: Демьяненко, Фрунзик Мкртчян (Джабраил).

17 марта — пробы: Спартак Мишулин, Перов.

18 марта — пробы: Демьяненко, Раиса Недашковская, Жанна Болотова (обе актрисы пробовались на роль Нины).

С 24 марта по 5 апреля из-за болезни Гайдая пробы не проводились.

5 апреля — пробы: Герман Качин, Лариса Голубкина (на Нину).

7 апреля — пробы: Наталья Величко, Корнева (на Нину).

Кавказская пленница

Леонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской

По горам, среди ущелий темных, карабкаясь все выше и выше, вьется серпантином новенькое асфальтовое шоссе. Над ним нависают тысячелетние замшелые скалы; под ним в туманных пропастях, звеня и ворча, несутся стремительные потоки — такие же, как и миллионы лет назад; впервые теснятся горные складки — окаменевшие морщины нашей старушки Земли. А на дороге — ни морщинки. Веселая и молодая, вся в нарядных белых столбиках и красно- желтых дорожных знаках, уверенно расталкивая скалы, бежит она в сегодняшний день.

На ней переговариваются сигналами, то приветствуя друг друга при встречах, то переругиваясь на трудных разъездах, бело-голубые автобусы с прозрачными стеклянными крышами; изящные, как олени на их радиаторах, «Волги»;

работяги самосвалы и недомерки «запорожцы», которые на фоне тяжелых МАЗов выглядят уже не мотоциклами, но еще не автомобилями.

Однако наше внимание привлекает не этот сверкающий механический поток транспорта, а одинокий горный всадник. Это наш герой и старый знакомый — Шурик Демьяненко. Он непринужденно восседает в седле. Остается лишь добавить, что под седлом у него не арабский иноходец, а скромный вислоухий ишак. По одежде и снаряжению всадника, а также по его багажу, навьюченному на ишака, видно, что Шурик собрался в какую-то экспедицию.

И пока этот необычный джигит и его маленький ишак еще не доехали до места своих будущих приключений, авторы спешат сделать одно необходимое разъяснение.

Читайте также:  Как красиво украсить фоторамку

Эту историю рассказал нам Шурик. Он во время каникул собирал фольклор: местные легенды, сказки… Может быть, и эта история всего лишь легенда, но, по словам Шурика, она действительно произошла в одном из горных районов. Он не сказал, в каком именно, чтобы не быть несправедливым… к другим районам, где могла произойти точно такая же история.

А Шурик тем временем подъезжает к старенькому санитарному газику, стоящему на дороге. Водитель поднял капот и копается в моторе.

Осел то ли из упрямства, то ли из солидарности с заглохшей машиной останавливается рядом и отказывается двигаться вперед, несмотря на все понукания Шурика.

Продолжая возиться с машиной, водитель газика поглядывает на безуспешные попытки Шурика

сдвинуть осла с места. Шурик, смущенно улыбаясь, тоже бросает взгляд на водителя.

Далее мы замечаем странную аналогию в их действиях: водитель отчаянно вертит заводную ручку — мотор стреляет, рычит, чихает, но не заводится, а Шурик, действуя уздечкой, как заводной ручкой, крутит голову ишака. Его попытка столь же безрезультатна.

Теперь оба терпящих бедствие путника объединяют свои усилия. Сначала они вдвоем, скользя и надрываясь, пытаются столкнуть с места машину. Ничего не выходит!

Потом так же вдвоем они пытаются стронуть с места ишака. Шурик тянет его спереди, а водитель подталкивает плечом сзади. Однако маленький ишак столь же неподвижен, как и тяжелая машина.

Водитель раздраженно захлопывает дверцу своего газика и в отчаянии и ярости восклицает:

— Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!

Ну не отчаивайтесь,— тяжело дыша, утешает его Шурик.

— Недаром говорил великий и мудрый Абу-Ахмат-Ибн-Бей, первый шофер этой машины: учти, Эдик…— Тут водитель прерывает свой гневный монолог и, представляясь, протягивает руку: — Эдик.

— Саша,— так же отвечает Шурик.

Водитель мгновенно возвращается к точке кипения:

— Учти, Эдик, говорил он, один аллах ведает, куда девается искра у этого недостойного выродка в славной семье двигателей внутреннего сгорания. Да отсохнет его карбюратор во веки веков!

И вдруг он замирает, глядя куда-то через плечо Шурика завороженным взглядом. Шурик оборачивается, и глаза его принимают то же восхищенное выражение.

По дороге к ним приближается стройная, прелестная девушка. Она так хороша, что для описания ее у нас не хватает слов. Ее портрет мог бы написать только классик, и то не один, так как в нашей Нине причудливо сочетаются черты Бэлы (см. М. Ю. Лермонтова), Кармен (см. П. Мериме), Павлины (см. «Стряпуху» А. В. Софронова).

Нина проходит сначала между остолбеневшими путниками, затем — между ослом и машиной и пошла дальше.

И тут происходит чудо. Сила ее обаяния так велика, что доселе упиравшийся ишак вдруг трогается с места и идет за Ниной, как собачонка. Мало того, в заглохшем газике неожиданно вспыхивает искра, и он, удовлетворенно урча, тоже двигается за прекрасной незнакомкой.

Пораженные и одновременно обрадованные, путники бросаются каждый к своему ожившему транспорту. Шурик ловко прыгает на ишака, а машина сразу набирает скорость и скрывается за поворотом.

Проходя мимо круглого дорожного зеркала на повороте шоссе, Нина поправляет непослушную прядь волос. Она забавно отражается в этом выпуклом зеркале, как это бывает в «комнате смеха». Еще более забавно выглядит в кривом зеркале подъехавший к нему наш всадник, поскольку и без того маленький ишак под его седлом настолько укорочен, что стал похож на таксу. Однако и Шурик прихорашивается и продолжает свой путь.

И вот на дороге образуется странная процессия, состоящая из Нины, Шурика и его ишака. Они как бы связаны невидимой нитью. За прелестной девушкой, как на привязи, идет очарованный ишак, на котором восседает его хозяин, очень довольный своим длинноухим скакуном.

Возникает лирическая мелодия. Она как бы складывается из шума горной речки, голоса пастушьей свирели, раската эха в скалистом ущелье, щебета птиц в придорожных кустах, клаксона проходящей машины…

Нина замечает, что забавный всадник упорно следует за ней. Правда, он держится на почтительном расстоянии, хотя мог бы вполне обогнать ее.

Конечно, Нине и не приходит в голову, что ее преследует не Шурик, а очарованный ишак. И Нина решает проучить преследователя: «Ах, он хочет следовать за мной, так я ему устрою трассу с препятствиями!»

Она неожиданно сворачивает с дороги на тропинку и быстро скрывается в густом кустарнике. Осел, не обращая внимания на попытки Шурика остановить его, также исчезает в колючих зарослях кизила, унося на себе протестующего всадника.

Побежав по извилистому лабиринту в кустарнике, Нина выбегает на дорогу. Вслед за ней из тех же зарослей задом вылетает ишак, видимо, запутавшийся в лабиринте. Мало того, даже Шурик сидит на нем задом наперед.

Истерзанный и исхлестанный ветками, он соскакивает с ишака и обращается к смеющейся Нине:

— Простите, пожалуйста… У меня к вам большая просьба…

— Можно вас попросить идти по шоссе, не сворачивая…

Видя популярность «Операции „Ы“», Яков Костюковский и Морис Слободской подали 15 июня 1965 года заявку в «Мосфильм» на съёмку нового фильма — продолжения приключений Шурика. Сценарий нового фильма назывался «Шурик в горах» и состоял из двух частей: первая часть — «Кавказская пленница» — повествовала о студентке Нине, приехавшей к родственникам на Кавказ, где её похищает местный начальник Охохов; вторая часть — «Снежный человек и другие» — повествовала о научной экспедиции, ищущей в горах снежного человека, за которого выдавали себя Трус, Балбес и Бывалый с целью скрыться от милиции. В итоге Шурик и Нина должны были их разоблачить. 26 октября, когда сценарно-редакционная коллегия собралась вновь, сценарий вращался уже лишь вокруг похищения девушки. Данная версия сценария была утверждена [2] .

Несмотря на это, возникли некоторые сложности с актёрами. Юрий Никулин и Евгений Моргунов считали многое в сценарии натянутым и на этом основании изначально отказались участвовать в съёмках. Впрочем, режиссёру фильма Леониду Гайдаю удалось их переубедить, обещая совместно переделать сценарий в сторону улучшения [2] . На роль Нины долгое время не могли найти подходящую актрису — пришлось провести более пятисот фотопроб. В итоге выбор остановили на Наталье Варлей. Ввиду того, что до начала карьеры актрисы она работала в цирке канатоходкой, ей хорошо давались трюковые сцены. Однако в её случае проблему составляли игровые сцены из-за отсутствия актёрских навыков [2] .

Читайте также:  Бабочки из бумаги подвесные

В случае Саахова возникли расхождения во взглядах на образ персонажа между Леонидом Гайдаем и исполняющим роль Саахова Владимиром Этушем. Если Этуш воспринимал своего персонажа всегда серьёзным человеком, в частности, не понимающим, как могли отвергнуть его ухаживания и облить вином, то Гайдай хотел сделать гротескный образ [2] .

В процессе разработки сценарий многократно изменялся цензурой. Так, пришлось видоизменить фразу Труса «да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире!» на «да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!», так как первый вариант посчитали издевательством над советским судом. Также пришлось вырезать заставку, в которой Трус пишет на заборе «Х», Бывалый приписывает «у», а после появления милиционера Балбес дописывает «дожественный фильм» [2] .

И хотя пробный показ ещё не утверждённого Госкино фильма имел огромный успех, картину, тем не менее, выпускать в прокат не решались. Однако фильм посмотрел Леонид Ильич Брежнев и поблагодарил за хорошую кинокомедию, что решило судьбу фильма [3] . В итоге в прокате 1967 года фильм занял первое место, и за год его посмотрело 76,54 млн зрителей [2] .

Сюжет

Добрый и наивный фольклорист Шурик, ранее известный по фильму «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» как студент Политехнического института, приезжает на Кавказ изучать старинные обряды и обычаи, «сказки, легенды, тосты». Шурик передвигается на осле, который вдруг начал упрямиться. Рядом у шофёра Эдика не заводится больничный грузовик.

Вдруг по дороге проходит девушка Нина. Осёл идёт за ней, а машина заводится и едет. Девушка Нина, «красавица, комсомолка, спортсменка» — студентка педагогического института. Её дядя, товарищ Джабраил — шофёр заведующего райкомхозом товарища Саахова. Нина сразу понравилась Саахову, он приглашает её на открытие ЗАГСа. В это время прибывшему Шурику из фольклора всё больше попадаются тосты, и уже довольно пьяный он приходит на открытие ЗАГСа, сорвав торжественное открытие.

В милиции Саахов поясняет, почему так получилось, сравнивая это с несчастным случаем на производстве. Он решает жениться на Нине, договаривается с Джабраилом о покупке невесты за 20 баранов и импортный холодильник «Розенлев». Согласия Нины никто не спрашивает, принимают решение о её похищении, и выполнить это должны Трус, Балбес и Бывалый. Но с Ниной они всегда видят Шурика, и похитить её не удаётся. Тройка похитителей готова отказаться от этого дела, но у Саахова появляется идея: похищение можно совершить с помощью Шурика, если ему это выдать за старинный обряд. В ресторане Джабраил встречается с Шуриком, рассказывая о старинном обряде «похищения невесты». Шурик соглашается на участие в нём.

Нина находится в туристическом походе, спит в спальном мешке под открытым небом. Шурик прощается с ней. Ничего не подозревающая Нина с ним прощается, и Шурик застёгивает мешок и передаёт его Трусу, Балбесу и Бывалому, которые увозят её на дачу Саахова. Вскоре Шурик узнаёт, что это был не обряд. Он бежит в милицию, около входа встречает Саахова, который поясняет ему ситуацию (что Шурика арестуют), и предлагает пойти прямо к прокурору. Саахов и Шурик подходят к дому, в котором именины, и всем гостям наливают вина. Саахов вызывает врачей из психиатрической больницы, которые забирают пьяного Шурика.

В это время на даче Саахова Трус, Балбес и Бывалый запирают Нину в комнате, пытаются отвлечь её, приносят еду, поют песни. Нина включается в игру, во время которой она пытается убежать, но её встречает дядя, и Нина понимает, что спастись не удастся, и запирается в комнате изнутри. Приехавший Саахов, пытаясь войти к Нине, выбегает из комнаты, облитый вином, которое он хотел ей преподнести. Джабраил и Саахов уезжают, оставляя следить за Ниной Труса, Балбеса и Бывалого.

В психиатрической больнице Шурик понимает, что Нину украл Саахов. Шурику удаётся убежать из больницы, за забором его догоняет на грузовике тот самый Эдик, с которым они виделись на дороге, и они отправляются на дачу к Саахову. Переодевшись и представившись врачами, они под видом прививок от эпидемии ящура вкалывают Трусу, Балбесу и Бывалому снотворное. Шурик поднимается в комнату к Нине. Она считает Шурика похитителем, ударяет его подносом, выбегает из комнаты, выпрыгивает из окна дома и уезжает с дачи на больничном грузовике.

Начинается погоня, в ходе которой Трус, Балбес и Бывалый снова хватают Нину, но на них действует снотворное. Догнавший машину со спящими (в том числе и водителем) похитителями Шурик остановил её. Он начинает развязывать Нину, но та на него в бешенстве, думая, что его наняли похитить её, и кусает его. В итоге Шурик не развязывает её, а целует.

Ночью Саахов на даче. Внезапно появляется Нина и с ней Шурик и Эдик, переодетые исполнителями «закона гор», готовыми убить Саахова. Тот, до смерти напуганный, выскакивает в окно, напоследок Эдик стреляет Саахову солью в зад. На суде из-за такого ранения Саахов не может сидеть. В конце фильма Шурик провожает Нину на маршрутку, а сам дальше отправляется по дороге на осле.

В ролях

  • Наталья Варлей — Нина (озвучивание — Надежда Румянцева, вокал — Аида Ведищева)
  • Александр Демьяненко — Шурик, фольклорист
  • Фрунзик Мкртчян — Джабраил, дядя Нины
  • Владимир Этуш — товарищ Саахов
  • Георгий Вицин — Трус
  • Евгений Моргунов — Бывалый
  • Юрий Никулин — Балбес
  • Руслан Ахметов — Эдик, водитель
  • Донара Мкртчян — жена Джабраила, тётя Нины
  • Михаил Глузский — администратор гостиницы
  • Нина Гребешкова — доктор
  • Пётр Репнин — главврач психиатрической больницы
  • Ной Авалиани — работник гостиницы с тостом о птичке
  • Эммануил Геллер — шашлычник (озвучивание — Артём Карапетян)
  • Георгий Милляр — гостеприимный хозяин, любитель домино
  • Георгий Светлани — старик у пивного ларька
  • Леонид Довлатов — судья (в титрах не указан)
  • Георгий Ахундов — игрок в домино (в титрах не указан)
  • Богдан Галустян — участник игры в домино (в титрах не указан)
  • Олег Севостьянов
  • Михаил Содорский

Вокальный квартет «Аккорд» — исполнение «Марша троицы»:

  • Шота Харабадзе
  • Зоя Харабадзе
  • Инна Мясникова
  • Вадим Лынковский

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
  • Яков Костюковский
  • Морис Слободской
  • Леонид Гайдай
  • Режиссёр-постановщик: Леонид Гайдай
  • Главный оператор: Константин Бровин
  • Главный художник: Владимир Каплуновский
  • Композитор: Александр Зацепин
  • Звукооператор: В. Крачковский
  • Режиссёр: И. Битюков
  • Оператор: Е. Гуслинский
  • Художник: Н. Абакумов
  • Грим: Н. Митюшкина
  • Монтаж: В. Янковский
  • Костюмы: Н. Шимилис
  • Дирижёр: Эмин Хачатурян
  • Тексты песен: Леонид Дербенёв
  • Редактор: А. Степанов
  • Комбинированные съемки:
      Читайте также:  Цветы из изолона для начинающих
    • Операторы: И. Фелицын, В. Севостьянов
    • Художник: А. Клименко
    • Директор картины: Абрам Фрейдин
    • Гонорары

      Согласно бухгалтерским документам съёмочной группе фильма удалось снять картину с экономией денежных средств в сумме 25 313 рублей, что являлось значительной суммой по тем временам (Волга ГАЗ-21 в 1961 году стоила 5100 рублей). Создатели фильма получили за работу следующие гонорары:

      • Л. Гайдай — 4140 руб. плюс 2000 руб. за сценарий;
      • А. Демьяненко — 5220 руб. (74 съёмочных дня, 10 дней озвучания);
      • Н. Варлей — 1219,24 руб. (Надежда Румянцева за озвучание роли в течение 7 дней получила 237,50 руб.);
      • В. Этуш — 1800 руб. (24 съёмочных дня, 6 — озвучание);
      • Ф. Мкртчян — 939 руб. (24 съёмочных дня, 4 — озвучание);
      • Ю. Никулин — 4238 руб. (43 съёмочных дня, 6 — озвучание);
      • Г. Вицин — 3389,84 руб. (34 съемочнях дня, 5 — озвучание);
      • Е. Моргунов — 1979,50 руб. (29 съёмочных дней, 5 — озвучание);
      • Р. Ахметов — 1031,78 руб. (31 съёмочный день, 6 — озвучание);
      • М. Глузский — 194,80 руб. (2 съёмочных дня, 2 — озвучание);
      • Н. Гребешкова — 279,40 руб. (5 съёмочных дней, 7 — озвучание);

      25 января 1967 года Л. Гайдай и директор фильма А. Фрейдин обратились к руководству киностудии с просьбой выплатить постановочное вознаграждение создателям картины. В список тех, кому полагалось вознаграждение, попало 16 человек. Среди них были: Л. Гайдай (8000 руб. — общая сумма за фильм), К. Бровин (3000), Н. Варлей (450), В. Этуш (450), Ф. Мкртчян (200), Г. Вицин (450), Ю. Никулин (450). Моргунов, имевший натянутые отношения с Гайдаем, в этот список не попал [4] .

      Факты о фильме

      • Фамилия Саахов для героя Владимира Этуша была изменена почти перед съёмками. В сценарии героя зовут Охохов, что косвенно подчёркивает фраза дяди Джабраила в сцене «разговора» с Ниной («Или выйдешь отсюда женой товарища Саах… Ах, какого жениха!» (в оригинале «Или выйдешь женой товарища Ох… Ох, какого жениха!»)). Однако в министерстве культуры оказался высокий номенклатурный работник с фамилией Охохов, потребовавший немедленно поменять имя отрицательного героя. Но и фамилию Саахов также потребовали изменить, и по той же самой причине — на этот раз в партийной организации «Мосфильма» нашёлся большой чиновник с фамилией Сааков [5] . Юрий Никулин случайно рассказал об этом министру культуры Екатерине Алексеевне Фурцевой, на что та рассердилась: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!» [4][6] .
      • Реплику дяди Джабраила «Между прочим, в соседнем районе жених украл члена партии!» хотели убрать, но не убрали, а вложили в уста Юрия Никулина[7] .
      • Первоначально слова «Песенки о медведях» были такие:

      Где-то на белой льдине,
      Там, где всегда мороз,
      Чешут медведи спины
      О земную ось.

      Однако по настоянию худсовета («у них что, блохи?») слова заменили на «Где-то на белом свете,… Трутся спиной медведи…» [4] [7] [8] .

      • В песне «Если б я был султан» первоначально был ещё один куплет («Если все три жены мне нальют по сто (вариант — Разрешит мне жена каждая по сто), итого триста грамм — это кое-что…», но в фильм он не вошёл. Полная версия эпизода песни с этим куплетом была показана по телевидению в «Голубом огоньке» 1966 года, часть «Сказки русского леса» [4][7] .

      • В сцене с пивом трезвеннику Георгию Вицину пришлось выпить целую кружку настоящего пива. Вначале Вицин категорически отказался от пива и потребовал настой шиповника, но шиповник в кадре выглядел неубедительно (из-за отсутствия шапки пены), и Гайдай всё-таки уговорил Вицина хлебнуть в кадре настоящего пива [9] .
      • Автомобиль, на котором ездила троица Трус, Балбес и Бывалый — «Adler Trumpf Junior», он выпускался в Германии с 1934 по 1941 год, имел привод на передние колёса и двигатель объёмом 1 л мощностью 25 л. с. Машина, которая снималась в фильме, была собственностью Юрия Никулина[10] и на момент съёмок был основательно переделан: все агрегаты на нём были установлены от "Москвича-407" (в финале погони на колёсном колпаке автомобиля можно разглядеть надпись "ЗМА").
      • Автомобиль, на котором ездил шофёр Эдик, является довоенным шасси с кустарно исполненным кузовом, напоминающим по внешнему виду санитарный автомобиль ГАЗ-55, начало производства которого приходится ещё на довоенный период (1938—1945 годы выпуска). В период, когда снимался фильм, такие автомобили встретить на улицах советских городов было уже практически невозможно [11] .
      • Автомобиль, на котором в конце фильма уезжает героиня Натальи Варлей — очень редкий, экспериментальный микроавтобус «Старт», уникальный своим стеклопластиковым кузовом. Всего было выпущено порядка 100 штук, до нашего времени в целом состоянии дошли единицы — во многом это обусловлено именно специфичным материалом кузова. [источник не указан 149 дней]
      • Несмотря на название фильма и созданные в фильме образы, сам фильм снимался не на Кавказе, а в Крыму, основное место съёмок: центр г. Алушта и долина Привидений у подножия Демерджи. Кроме этого, в фильме встречаются эпизоды, снятые в г. Симферополь (психбольница), на вершине Ай-Петри (остановленный Шуриком автомобиль с Ниной) и на Кавказе, в Адлерском районе Сочи на реке Мзымта (горная река, в которой Нина спасает Шурика, и пропасть из окна комнаты Нины). [источник не указан 149 дней]
      • Орешина, с которой Никулин бросался недозрелыми грецкими орехами («Орех Никулина») и большой прямоугольный камень из другого к/ф Гайдая «Спортлото-82», который обходит Сан Саныч, находятся на расстоянии всего нескольких метров друг от друга [12] .

      Влияние на массовую культуру

      • В альбоме группы «Пикник» «Королевство кривых» (2005) есть песня «И летает голова то вверх, то вниз», где рефреном повторяется фраза «Это вам не лезгинка, а твист» — в фильме её произносит Бывалый, когда объясняет, как этот самый твист надо танцевать.

      Ремейк

      В июле 2012 году начались съёмки фильма «Кавказская пленница 2». В фильме снимаются Дмитрий Шаракоис в роли Шурика, Анастасия Задорожная в роли Нины, Геннадий Хазанов в роли товарища Саахова, Семён Стругачёв в роли Труса, Николай Добрынин в роли Балбеса, Сергей Степанченко в роли Бывалого и Михаил Ефремов в роли директора гостиницы [13] . Режиссером фильма является Максим Воронков. В прокат картина выйдет в декабре 2012 года.

      Ссылка на основную публикацию
      Сценарий свадьбы 30 лет совместной жизни прикольные
      С каждым годом у супругов становится все больше приятных воспоминаний и трогательных моментов. Не зря 30 годовщину свадьбы называют жемчужной,...
      Схема какие бывают семьи
      Общество Понятие и признаки общества Сферы жизни общества Общество как социальная система Цивилизационный и формационный подходы Человек в обществознании Типология...
      Схема сборки журавлика оригами
      Всего из одного листа в технике оригами можно сделать интересную поделку, которая не будет включать клей. Это может быть, как...
      Сценарий свадьбы в кафе для тамады
      Не знаете, с чего начать в организации идеальной свадьбы? Портал для будущих супругов Свадебка.ws советует первоначально определиться с программой и...
      Adblock detector