Семейные традиции в дагестане

Семейные традиции в дагестане

Курбанова А. Х.,
научный сотрудник МКУ «Каякентский научно-методический центр
стабилизации социальной обстановки в обществе посредством
формирования добрых человеческих отношений им Р. Абакаровой».

Не от хорошей жизни оттачиваются булыжники. Жизнь их нещадно катит и обтачивает потому, что они оказались на дне. Точно также жизнь не щадит тех, кто вступил на преступный путь. Поэтому мне искренне жаль тех, кого жизнь довела до дна. Жаль их, хотя среди тех, кто вступил на криминальный путь, нет ни моих родственников, ни знакомых. Жаль потому, что они тоже – наши соотечественники, жизнь у которых не сложилась так, как у законопослушных людей.
События, происходящие в мире, падение нравственности у отдельных групп общества, не могут не вызвать у народов Дагестана размышления: «Что же ждет нас в будущем? Какое поколение растим мы сегодня, и каким оно вырастет завтра?» Ведь каждый гражданин – будь это президент огромной страны или рабочий, высококвалифицированный специалист или безработный – желает своим детям счастья, связывает с ними свои мечты и надежды. Безусловно, не думать о том, какое поколение вырастет завтра, не может ни один индивид, кому небезразлична судьба подрастающего поколения.
Семья – это ячейка общества, где подрастают будущие защитники Родины, будущие спортсмены, студенты, мастера своего дела, словом, будущая наша смена. А эта смена должна воспитываться на высоких нравственных устоях, и должна быть защищена от социальных неурядиц.
Бесспорно, родители являются первыми и главными ваятелями детских душ, самыми близкими людьми, призванными учить своих чад, жить по законам доброты, красоты и совести. Если же у родителей нет благородных нравственных качеств, то они, как правило, не обнаруживаются и у детей. Однако не исключено, что при хорошей воспитательной работе и обучении в образовательных учреждениях из детей, подрастающих в семьях с низкими нравственными качествами, подрастут порядочные граждане.
От того, сколько внимания уделяют родители развитию в детях нравственной культуры, развитию чувств патриотизма, коллективизма, дружелюбия, желания и умения жить интересами окружающих людей, насколько они ценят традиции народов Дагестана, зависит, будут ли их воспитанники воспринимать общечеловеческие ценности скептически или посвятят свою жизнь улучшению взаимоотношений между людьми и сохранению мира на Земле.
При воспитании детей в Дагестане родители нередко опираются на традиции наших предков: на добрососедские отношения. Потому что на них воспитывалось не одно поколение.
Как известно, каждая из мировых религий напутствует: «Не убий. Не воруй. Не прелюбодействуй», чего не всегда придерживаются иные граждане. Надо бы прислушаться к традициям народов Дагестана, которые советуют: «Прояви доброту и к своему недругу, и он сожалеет о причиненных тебе неприятностях».
Признаемся честно, эта свято соблюдаемая раньше традиция, ныне нами позабыта. Зато чаще вспоминаем негласное правило: «Зуб за зуб. Око за око». Мне кажется, это правило и подталкивает наших граждан к мести мнимому или реальному обидчику, игнорируя все конституционные законы. Месть никогда не возникает на пустом месте. Это – порождение пережитого горя. Это – боль из-за погибших близких. Это – утрата надежд на будущее. Это – лишение смысла в существовании после потери самого дорогого человека в жизни. Это – отчаяние, приводящее человека к чувству мести.
Действия, продиктованные местью, никогда не приносят человеку ни радости, ни счастья, ни душевного облегчения, так как насилие, по закону бумеранга, порождает насилие. Желание отомстить делает индивида озлобленным, агрессивным. Озлобленность толкает его на ошибочные шаги, на необдуманные поступки, последствия которых непредсказуемы.Поэтому, я думаю, в таких ситуациях уместно вспомнить другую традицию народов Дагестана: «Постарайся понять своего обидчика. Может быть, он тебя ненароком обидел. Если в конфликте есть твоя вина, ищи пути примирения к его сердцу».
К сожалению, в минуты гнева модное сейчас слово «толерантность» для противоборствующих сторон остаётся пустым звуком. Поэтому задачей наставников является развитие у воспитанников способности понимать позиции окружающих людей, напоминая при этом слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Когда двое ссорятся, виноваты оба».
Мне лично дорога другая традиция народов Дагестана: «Твори добро и здоровайся и с тем, с кем ты поссорился. Если после трехкратного приветствия он не ответит на твое приветствие, только тогда ты вправе сказать, что сделал все возможное, чтобы восстановить мосты к примирению». Разве эта традиция конфликтующими сторонами соблюдается? Делать это, им не позволяет гордость. А конфликт, как и грибок, разрастается.
Хранителями этих и подобных им традиций народов Дагестана должны быть родители, обязанные быть начеку, чтобы их дети не сделали в спешке опрометчивых шагов. Однако нередко сами родители нарушают обычаи, завещанные нам нашими прадедами. А результат сказывается на подрастающем поколении. Что ни говори, родители были и остаются связующим звеном между появляющимися на свет чадами и окружающим обществом. Если родители позабудут такую мудрость дагестанских народов: «Злое слово обнажает кинжал, а мудрое – заставляет вложить его в ножны», то их дети тем более их не поймут.
Нам, жителям Республики Дагестан, стоит задуматься о том, что жизнь быстротечна, что каждый из нас обязан уберечь подрастающее поколение от опрометчивых шагов.
28 марта 2013 года Народным Собранием Республики Дагестан был принят Закон Республики Дагестан N 21 «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей». В нём говорится, что «Настоящий Закон направлен на усиление гарантий прав и интересов детей, ответственности родителей (лиц, их заменяющих) за воспитание и обучение детей…» Раз есть дети, то ни родителям, ни лицам, их заменяющих, от вопросов о воспитании подрастающего поколения не уйти. Об этом все прекрасно знают. Проблема заключается только в том, как воспитывать детей, какими методами развивать в них способности, моральные качества. Тут однозначных ответов у взрослых нет. Они, выросшие в разных социальных условиях, воспитанные на разных убеждениях, стараются найти самые безболезненные пути воспитания подрастающего поколения. А это не всегда и не всем родителям или наставникам удаётся.
На данном этапе развития нашего общества развитие у подрастающего поколения чувств патриотизма и альтруизма является актуальной проблемой, так как и молодое поколение, и дети, пока родители находятся на работе, сидят в интернете или за телефонами. А там наряду с необходимой информацией, способствующей их интеллектуальному развитию, можно наткнуться на всякую чушь. Казалось бы, «эта чушь» – безобидная вещь, но таит в себе такую угрозу, что иным родителям нелегко с ней справится.
Несмотря на вышеупомянутые проблемы, связанные интернетом или телефонами, жизнь нас убеждает: родительская любовь, внимание, забота способны творить чудеса, так как в трудные для себя минуты дети всё равно обращаются к родителям, благодарны им за всё, что ими сделано.
Традиции народов Дагестана наставляют родителей развивать у детей чувство уважения к другим народам, так как дагестанцы, представляющие собой разные народности, с древних пор мирно уживаются друг с другом. Считают, что возникновение конфликтов на национальной, религиозной или социально-политической основе создает угрозу взаимопониманию между отдельными людьми, формирует негативное отношение к ним. Поэтому традиции народов Дагестана призывают родителей к воспитанию в детях высоконравственных качеств, способных налаживать дружественные отношения, уважать законы государства и права граждан.
Воспитательная работа с подрастающим поколением должна способствовать формированию чувств чуткого отношения к окружающим людям, желания приумножить материальные и духовные богатства Родины. Для этого необходимо обучать детей познавать себя и окружающий мир, научить их методам самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Для решения этих и других задач Муниципальное казённое учреждение «Каякентский научно-методический центр стабилизации социальной обстановки в обществе посредством формирования добрых человеческих отношений» им. Р. Абакаровой» создало Проекты методических пособий «Формирование добрых человеческих отношений» с 1 по 11 класс и Проект пособия для занятий в дошкольных учреждениях «Формирование добрых чувств». Главной целью данных Проектов является оказание помощи образовательным учреждениям в воспитательной работе с подрастающим поколением.
Если данные Проекты будут тиражированы и включены в школьную программу, как факультативный час, и программу ДОУ, как воспитательные занятия, то они могут стать настоящими помощниками педагогов-воспитателей.
К. Гельвеций писал: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Поэтому целями Проектов является:
— оказание помощи педагогам и родителям для решения проблем, связанных с взаимоотношениями детей с окружающей средой;
— развитие у подрастающего поколения потребности следовать добру с опорой на традиции народов Дагестана и общечеловеческие ценности;
— раскрытие способностей учащихся и расширение их интеллектуального кругозора.
Сегодня наши граждане всё больше и больше просят у государства улучшения их жизненных условий, добавлений к зарплатам, пенсиям, пособиям, не задумываясь о том, чем они Родине помогают. Каякентский научно-методический центр надеется, что подрастающее поколение, ознакомившись с Проектами методических пособий «Формирование добрых человеческих отношений», спросит себя: «Что я сделал хорошего для людей, для стабилизации обстановки в обществе?», а родители будут надеяться, что Целевая комплексная программа МКУ «Каякентский научно-методический центр стабилизации социальной обстановки в обществе посредством формирования добрых человеческих отношений» им. Р. Абакаровой», направленная на формирование нравственности в семье, детском саду, школе, социальном окружении, даст хорошие всходы.
Уважение законов государства и прав граждан, развитие в подрастающем поколении гуманных чувств, способных усовершенствовать межличностные отношения является приоритетным направлением Проектов методических пособий «Формирование добрых человеческих отношений» с 1 по 11 класс и Проект пособия для занятий в дошкольных учреждениях «Формирование добрых чувств». так как они разработаны на основе добрых традиций народов Дагестана. Вся деятельность Каякентского научно-методического центра тоже направлена на сохранение добрых традиций народов Дагестана и оказание помощи в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и интернационализма.

Читайте также:  Подруга вышла замуж и перестала общаться

Республика Дагестан — самый многонациональный регион Российской Федерации. В «стране гор», в тесном соседстве проживает более ста народностей. Каждое из этих этнических сообществ привносило свои традиционные ценности, постепенно рождая тот своеобразный уклад, который можно наблюдать по сей день. От селения к селению обычаи видоизменяются, оставаясь во многом схожими. Дагестанцы почитают традиции, сохраняя все богатство народной культуры в наш век перемен. Дагестанская свадьба в наши дни — это уникальные вековые традиции, гостеприимство и неповторимый национальный колорит, адаптированные под современные реалии.

Особенности культуры дагестанского народа

В Дагестане очень сильны традиции гостеприимства. Существующий веками свод правил предписывает хозяевам доброжелательность и внимание к гостям. Дома дагестанцев всегда открыты для дорогих родственников, соседей, друзей. Даже незнакомого человека, случайно попавшего в селение, принимают, как собственного родича.

Детей и молодежь наставляют слушать и почитать старших, уважать родителей и оберегать свой род и свою семью.

Несмотря на влияние ислама, принятого жителями Дагестана со времен властвования турок и персов, к женщинам здесь особенное, бережное отношение. Некоторые исследователи считают, что изначально в местных племенах царил матриархат. Подчеркнуто уважительное, вплоть до именования в третьем лице, отношение жены к мужу, соседствует с запретом для слабого пола заниматься тяжелым физическим трудом. Вежливая мудрость женщин всегда может охладить горячие головы спорщиков-мужчин. Также, в Дагестане не было принято ношение чадры, наоборот, девушки и женщины одевались ярко, с многочисленными головными украшениями.

Свадьба в Дагестане – это не просто соединение двух любящих сердец, это повод всем родственникам и знакомым собраться на потрясающее своим размахом празднество. В этот период происходит объединение двух отдельных семейств в единое целое. Новые родственники активно знакомятся, общаются. В старину местные селения жили от свадьбы до свадьбы. На знаковое событие собирались все окрестные села, приезжали гости из отдаленных районов. Свадьбу праздновали в несколько этапов, а подготовительный период начинался с рождения детей.

Знакомство и сговор

В старину было принято сговаривать детей еще с колыбели. И это не прихоть: с теми ограничениями, которые налагали венчальные традиции, найти подходящую пару в регионе было довольно сложно. В основном, данный обычай процветал среди зажиточных семей. Отец малолетнего жениха давал в виде залога ценную вещь, и дети считались сговоренными.

Наиболее частым был сговор юношей и девушек в подростковом и зрелом возрасте. Невесту искали старшие родственники и родители, подключая всех знакомых и соседей. Девица должна была демонстрировать определенные качества: трудолюбие, сдержанность эмоций, знание этикета. Немаловажными были физическое здоровье, отсутствие уродств и психических заболеваний среди родственников, происхождение и благосостояние семьи. До свадьбы молодые могли вовсе не знать друг друга.

В современном Дагестане молодежь имеет возможность заводить знакомства самостоятельно. Но и сейчас к мнению старших родственников юноши и девушки прислушиваются, а женитьба без благословения родителей немыслима.

Еще одним традиционным способом жениться была кража невесты. Такой ход позволял избежать огромных расходов на выкуп и устройство свадьбы, а также жениться вопреки воле родственников выбранной девушки. Как правило, отказ следовал, если претендент на руку и сердце дочери был ниже по социальной лестнице, из обнищавшего рода или из рода, с которым была вражда. Девушка, которая провела ночь под кровом постороннего мужчины, считалась опозоренной. Если ей удавалось сбежать до рассвета, то считалось, что девице удалось отстоять свою честь. Если же нет – родственникам не оставалось иного выхода, кроме как дать согласие на немедленное венчание. Впрочем, разъяренные родичи могли и кровную месть объявить за позор дочери и сестры, что не облегчало участь несчастной, которая теряла надежду на достойную партию. Кража невест в наши дни преследуется по закону, и происходит как правило, по взаимному согласию, как красивый стилизованный под старину ритуал.

Читайте также:  Наставление молодым на свадьбу от родителей

Подготовительный период

Поскольку разводы в Дагестане крайне редки, к выбору второй половинки подходят со всей ответственностью. Как только юноша или его семья определяются с кандидатурой будущей невесты, на семейном совете тщательно оценивают девушку, ее поведение и репутацию, смотрят на благосостояние семьи, наводят справки о ее родственниках. Если все устраивает, засылают сватов к родителям избранницы – родителей жениха, старших родственников или друзей. У аварцев, наоборот, приглашают в дом отца девушки. Одним посещением дело не ограничивается: приличная девушка не может дать ответ немедленно, нередки и случаи отказа, когда жених не устраивает родственников девицы или ее саму.

Как только вопрос решается положительно, мать жениха одевает на руки невесте кольца и браслет, после чего девушка считается сговоренной. Далее следует обряд обручения.

Обручение в Дагестане

Жених в сопровождении родственников приезжает в дом девушки с подарками. Ранее был обычай, когда эти дары вместе с девичьим приданым вывешивались на веревках на всеобщее обозрение, в некоторых селах он сохранился до сих пор, так что, скупиться не принято. В этот день происходит не только обручение. Стороны договариваются о размере приданого, выкупных за невесту и калыма. Также, назначаются дни свадьбы.

Характерной особенностью свадьбы в Дагестане является проведение двух торжеств с интервалом в неделю. Данный обычай легко объясним: в старину, с принятием мусульманских обычаев, свадебные застолья проводились отдельно для мужчин и женщин. Более того, родители не могли сопровождать дочь и посещать застолье в доме родителей жениха. А присутствовать на свадьбе собственной кровиночки хотелось. Вот и устраивали отдельные застолья. В назначенный момент жених и его друзья приезжали на «женскую» свадьбу и увозили невесту в сопровождении ее незамужних сестер в новую семейную жизнь. Утратив свое первоначальное значение, традиция сохранилась, претерпев изменения. Теперь играют две свадьбы, каждый раз собирая всех гостей.

Приданое и калым

Деньги на калым и приданое начинают собирать с рождения ребенка. Для девочки готовят еще и хозяйственные принадлежности, ткани, украшения. К свадьбе юноши родители должны обеспечить роскошное застолье и отдельное жилье, подарки и деньги для выкупа избранницы. Размеры выкупа и приданого не установлены: в каждом конкретном случае стороны договариваются согласно своему положению в обществе и благосостоянию. При этом, демонстрировать скупость и жадность не принято.

Традиционные наряды молодых

Современные новобрачные предпочитают классику – белые платья, костюмы, либо традиционные облачения в народном стиле. Часто невесты появляются в обоих вариантах, благо, двойное празднование это позволяет. Требования к наряду невесты довольно строгие. Платье должно быть длинным, элегантным, подчеркивать изящество и красоту девушки. Ткань выбирается дорогая, подбираются украшения. Фата и покрывала в Дагестане не приняты.

Для юношей, желающих отдать дань традиционным танцам, также необходим второй, национальный наряд с обязательной мохнатой папахой. Именно в этом облачении он поведет свою избранницу в зажигательном танце новобрачных.

Особенности традиционной дагестанской свадьбы

В Дагестане родственным связям уделяется огромное значение. Свадьба в Дагестане собирает огромное количество гостей, от нескольких сотен до нескольких тысяч. Приезжают дальние родственники, кунаки, знакомые и знакомые знакомых. Вход на торжественное застолье свободный, любой человек может зайти и поздравить молодых, отведать угощение. Молодым принято дарить значительные денежные суммы, которые пойдут на обзаведение жильем и хозяйством.

Особенности современной свадьбы в Дагестане

По желанию брачующихся и их родственников, свадьба может быть скромной, по мусульманским обычаям, без спиртного и с раздельными столами для мужчин и женщин. Или же привычная нам, шумная, с весельем, танцами, музыкой и обильным застольем. Празднуют обычно либо в банкетных залах ресторанов, либо во дворах домов. Основное требование к месту проведения застолья – оно должно вместить всех желающих.

Регистрацию в ЗАГСе проводят во время второго дня празднования. Поскольку количество гостей запредельно, подготовка к свадебным торжествам – это весьма ответственное дело. Даже элементарно подобрать меню, чтобы всем хватило, и гости остались довольны, довольно трудная задача. А ведь гуляется, по сути, двойная свадьба, увеличивая расходы и проблемы подготовки вдвое!

Проведение свадебных мероприятий

После помолвки начинаются приготовления к торжественным мероприятиям. Занимаются этим преимущественно родители. А невеста должна обустроить дом или квартиру, где будет жить молодая семья. Жилье приобретает сторона жениха. Если в связи с финансовым положением молодых планируется поселить в доме родителей жениха, то девушка будет облагораживать выделенное крыло или комнаты. Кроме приданого для дочери родители приобретают бытовую технику, мебель.

Празднование в доме невесты

Ранее под отчим кровом для выдаваемой замуж девицы устраивали небольшое, прощальное застолье. В наши дни празднуется полноценная свадьба, которая, однако имеет свои уникальные особенности. На крыше дома размещаются музыканты. С самого утра они начинают исполнять обрядовые песни, напоминающие надрывный плач. В это время девушка, под причитания окружающих подружек, девушка готовится покинуть родительский дом. Она исполняет прощальные песни, облачается в свадебный наряд.

К полудню из дома жениха выезжает процессия, состоящая исключительно из женщин. Они несут с собой угощения, сладости, украшения и вытканные вручную ковры. Жених и другие мужчины следуют в отдалении, исполняя традиционные обрядовые песни. Когда гости заходят в дом, все принесенное убирается в сундук, который затем будет отправлен с юной женой на новое место жительство. После этого начинается застолье.

Вступление девушки в замужнюю жизнь

В старые времена именно в этот день или накануне проводился обряд бракосочетания в исламской традиции. Присутствовали сам жених, мулла и представитель невесты, отец или старший родственник.

В наши дни в первый день празднований мать девицы и прочие родственницы, плача и причитая, передают новобрачную в новую семью. Однако, передача эта чисто символическая: невеста остается ночевать в отчем доме.

Празднование в доме жениха

С утра в назначенный день жених приезжает за своей суженой и забирает ее под свою руку, в свой дом. Само торжество начинается после полудня. Именно в этот день разыгрываются конкурсы, молодые люди хвалятся друг перед другом своей силой и ловкостью, устраиваются состязания и веселые шутливые розыгрыши. Танцы и поздравления следуют один за другим. При этом, совместные танцы очень редки – мужчины развлекаются отдельно от женщин.

Интересные свадебные обычаи дагестанцев

Тысячелетняя культура дагестанского народа богата традициями, приметами и поверьями, связанными со свадьбами.

  • Назначенные свадебные торжества не должны совпадать с большими мусульманскими праздниками или днями постов, днями рождения брачующихся и их родителей.
  • Мать юной супруги подносит молодым разведенного меда, чтобы жизнь была сладкой и беспроблемной.
  • На пороге девичьего дома жениха встречает сестра его суженой и исполняет обрядовый танец.
  • Перед совместным танцем молодоженов невеста должна станцевать с каждым присутствующим среди гостей мужчиной. Он не должен ее касаться, только описывать круги и бросать ей под ноги монеты.

За порядком на свадьбе следит особый распорядитель-тамада, он же проводит конкурсы, говорит здравицы и следит за исполнением ритуалов.

Свадебное застолье и тосты

Закон гостеприимства гласит: ни один гость не должен уйти голодным. А здравицы и благопожелания молодым звучат практически непрерывно. Вместе с тем, количество тостов вовсе не означает повеление напиться. Наоборот, неумеренное употребление алкоголя сурово порицается.

Читайте также:  Завязала парню глаза и позвала подругу

Тост – это довольно длинная притча, очень часто передаваемая из поколения в поколение мудрость пращуров. Опытный тамада помнит множество таких красивых историй, призванных научить молодых жизни, пожелать благополучия и добрых отношений. Поздравления также звучат в адрес родителей и друзей, а также всех присутствующих. Любой гость на свадьбе может поднять бокал и сказать свой тост. Главное условие – соблюдать очередность и не перекрикивать выступающего оратора.

Песни, танцы и развлечения

Конечно же, куда без традиционной лезгинки? Красивейший танец, во время которого молодой мужчина показывает свою ловкость, удаль и силу, а женщина должна продемонстрировать скромность и умение подчеркнуть достоинства своего партнера, и все это действо совершается в шикарных традиционных нарядах! Есть на что посмотреть и показать себя с самой выгодной стороны. В этом танце сплетаются неукротимый дух дагестанских мужчин и нежная гибкость женщин. Его могут и любят танцевать все, от малышей до умудренных сединами старейшин.

Танцевальные мероприятия открывает назначенный главный танцор, после чего к нему могут присоединиться все желающие мужчины. Очередность определяется передачей цветов: как только один танцор утомляется, он передает букет другому, и выбранный из числа гостей претендент не должен отказываться от одного-двух кругов. Танцы для женской половины гостей знаменуются приглашением на танец сестры жениха. Только после нее в круг могут войти остальные дамы.

Танцы и песни на дагестанской свадьбе являются самым основным развлечением. Они длятся от начала и до конца празднества. Это и традиционные национальные пляски, обрядовые мелодии, и современные популярные композиции, и караоке.

Начало семейной жизни

Утро после второго дня свадебных торжеств означает переход девушки в статус женщины. Ей разрешается снять с головы девичий платок. К молодым приходят гости, снова звучат поздравления с началом семейной жизни. Народ лакомится угощениями из сундука невесты. А две породнившиеся семьи обмениваются дорогими подарками, укрепляя образовавшиеся связи.

Дагестанская свадьба – это пышное торжество с красивой музыкой и замечательными танцами. Бережное отношение к народным традициям и семейным ценностям делают свадебные торжества дагестанцев особенно яркими и запоминающимися.

На фото: свадебная фотография

Человеку без семьи никак нельзя. Особенно грустна участь одинокой девушки, женщины без семьи, ведь семья — это самый родной и близкий круг людей. Семья — это полное взаимопонимание между братьями и сестрами, их родителями, это домашняя школа жизни, где обучают ребенка человечности. Семья учит различать Добро и Зло, красоту и пошлость, порядок, мудрость и глупость, силу и слабость. Семья учит уважать младших, почитать старших, женщину, товарища, гостя. Мать и отец дарят нам самое дорогое на свете — Жизнь, и мы в вечном долгу перед ними. Однажды пророка сав спросили, кому из родителей нужно оказывать большее почтение, и пророк три раза сказал: " Матери", а на четвертый раз сказал отцу. Дочь, говорят дагестанцы, отражение матери, а сын продолжение отца. Самыми уважаемыми наставниками для детей и их родителей являются дедушка и бабушка. Дагестанская семья держится на добрых традициях человечности, и самой главной из них является уважение родителей. За столом принято подавать чай и еду сначала дедушке, отцу, потом остальным по старшинству. Дагестанский этикет учит молодых первыми здороваться со старшими, не садиться раньше, чем они займут место, не браться за еду, пока они не начнут. Другая традиция — это традиция долга братьев и сестер. Брат оберегает семью, помогает в домашних обязанностях (например выбрасывать мусор, ходить за продуктами на базар, бегать в магазин делает всегда мой брат. Недавно приучила еще его самому стирать носки 🙂 я их просто выбрасываю если нахожу в углу). Нет отца дома, брат в доме за старшего, нет матери — сестра хозяйка. Дагестанцы как и многие народа Кавказа и мусульмане — очень гостеприимный народ. В гости могут придти без приглашения, поэтому дом всегда должен сверкать чистотой и должен быть приготовлен обед ужин. Конфеты сладости прячут в кладовке до прихода гостей. Гостей приветствует хозяин словами Ассаляму алейкум ( Мир Вам и благополучие от Аллаха), на что обычно отвечают Ва алейкум ассалям (и вам тоже), при этом добавляют "Заходи, давно не виделись, гостем будешь; к добру пусть будет Ваш приезд!" Гостя приглашают в лучшую комнату, сажают на почетное место, быстро накрывают стол. Хозяева при этом следят, чтоб гость сытно поел, ставят лучшие куски мяса. (никакие отговорки не сработают). Расставаясь, желают счастливого пути, провожают, дают еды на дорогу, передают гостинцы семье. Родители заботятся о детях всю жизнь: для них мы есть и остаемся детьми всегда. С детства копят деньги на жилье мальчикам, калым девушке, девушкам на приданное, золото, стараются создать все условия для будущей молодой семьи, и после помогают деньгами, подарками. Соседи — самые близкие люди, даже чем родственники. Если дома случайно никого нет и забыли оставить ключи, не беда! Сосед обязательно пригласит к себе, расспросит о делах. Часто ходят на чай друг к другу, поддерживают на похоронах, свадьбах, живут как одна большая семья. На праздник ураза дети с раннего утра совершают праздничную молитву, и с рассвета ходят по домам с пакетами, поздравляют с праздником. В это утро загодя накрывают хороший стол (хозяйки любят хвастать кулинарным искусством), двери держат открытыми и у входа ставят огромный таз со сладостями. Их раздают детям, которые пришли вас поздравить. Когда толпа поутихнет, соседи поздравляют друг друга, женщины дарят друг другу красивые платки, полотенца, посуду, мужчинам — носовые платки, носки, рубашки. Потом навещают родных и близких. На кладбищах раздают садака (милостыню). Бедным и малоимущим выплачивают закат либо деньгами либо продуктами так, чтоб в день праздника у них был накрыт хороший стол. Причем сначала родственникам, если таковых нет — соседям.

Ссылка на основную публикацию
Свидетель на свадьбе кинопоиск
Теги: фильмы типа, наподобие Свидетель на свадьбе (2005) Оценка 9 (imdb: 5.9 КП: 7 ) Жанр комедия, мелодрама Страна США,...
Свадьба сын жених мама
Сынок, достойным мужем станьИ нас не подведи.Жену люби, детей расти,Семьей руководи. Пусть быстротечна наша жизнь,И пусть идут года,Супругу за руку...
Свадьба таджика и русской девушки
Зачем таджики женятся на русских девушках? Количество браков между россиянками и гастарбайтерами растет с каждым годом, в чем же заключается...
Свидетель на свадьбе мем
Свидетель из Фрязино (Свидетель) – самый популярный персонаж фотожаб. Мужчину в белых штанах и черной кожаной куртке, который случайно появился...
Adblock detector