Способами панорамной съемки являются

Способами панорамной съемки являются

Сегодня Владимир Алексеев, профессиональный пейзажный и тревел-фотограф,​ участник клуба «Российское фото», опытный путешественник, журналист, автор публикаций и книг, ведущий передачи о путешествиях «Мой путь», рассмотрит подробно тему панорамной фотографии, сделав акценты на основных терминах, технике съемки, настройках фотоаппарата и аксессуарах, необходимых для создания качественной панорамы.​

Начнем с ответа на вопрос о том, зачем вообще нужна панорамная съемка. Казалось бы, сейчас фототехника способна делать снимки с таким разрешением, что достаточно просто отойти подальше — и сфотографировать интересующую нас область, обрезав лишнее. Но, к сожалению, это не всегда возможно из-за ограниченного пространства или по другим причинам. Например, вам необходимо сфотографировать интерьер какого-то помещения. Причем так, чтобы все, что видно глазу, умещалась на одном кадре, и чтобы каждая часть помещения была очень хорошо детализирована. Как решить такую задачу? Только с помощью ряда фотографий, совмещенных в единую панораму.

Не последним аргументом для создания панорамы является и уровень детализации и итоговое разрешение финальной картины, которых не добиться одним кадром. Если вы видите красивый снимок с очень близким объектом на переднем плане и отличной резкостью по всему кадру — знайте, это панорама, или так называемый брекетинг по фокусу (несколько кадров, снятых камерой на штативе с фокусом попеременно на передний и дальний план). Именно поэтому панорамная съемка пользуется такой широкой популярностью.

Конечно, существуют широкоугольные и даже сверхширокоугольные объективы, которые действительно могут охватить большую часть пространства. Но, к сожалению, на фотографиях, выполненных широкоугольниками, крайние объекты, как правило, искажаются, заваливаясь с боков кадра к центру. Кроме того, даже широкоугольника может не хватить для задумки, не говоря уже о том, что широкий угол искажает перспективу, делая объекты на дальнем плане маленькими и невыразительными. В связи с этим многие фотографы предпочитают охватывать широкую область путем нескольких перекрывающих друг друга снимков, совмещаемых потом специальными компьютерными программами в одно изображение. Хорошо себя зарекомендовали в склеивании фотографий в единую панораму следующие компьютерные программы: PTGui, Autopano Giga, Panorama Maker, Photoshop и Microsoft ICE. Лично я пользуюсь программой PTGui — она не только интуитивно проста в использовании, но и имеет очень широкий инструментарий по работе с самой панорамой, вариантами ее сшивки, и т. д. В том же Photoshop нет даже четверти тех возможностей, что есть в PTGui.

Безусловно, создание панорамной фотографии сопряжено с определенными техническими трудностями. Они возникают, например, если панорама состоит из снимков, сделанных под разным углом к горизонту, причем как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Еще более серьезная проблема — это эффект параллакса (изменение видимого положения объекта относительно удаленного фона — по отношению к точке съемки). Звучит сложно, но понять, что это такое, и почувствовать эффект параллакса можно прямо сейчас. Вытяните перед собой палец. А теперь повертите головой вправо и влево. Вы увидите, как положение пальца относительно того, что находится за ним, меняется с каждым поворотом головы. То же самое происходит и в момент панорамной съемки, причем чем ближе к камере в вашей композиции будут находиться какие-либо объекты, тем более выражен будет этот эффект. Также это справедливо и в отношении специфики используемых объективов — чем шире угол, тем параллакс будет сильнее. В случаях, когда вы снимаете панорамы исключительно длиннофокусными объективами, такой проблемы, скорее всего, не возникнет, но в остальных случаях, когда вы планируете снимать внутри помещений, или же широкоугольными объективами, или с присутствием на панорамах переднего плана — этой проблемы не избежать, и сшить группу фотографий в одну качественную панораму практически нереально.

Для того чтобы предметы, разноудаленные от передней линзы объектива, при его вращении визуально не смещались относительно друг друга, используют штатив с панорамной головкой — специальным устройством, с помощью которого фотограф может поворачивать камеру без смещения относительно так называемой нодальной точки (по-английски она звучит как «no parallax point», то есть «точка без параллакса»). Если проще и другими словами, то панорамная головка — это то самое устройство, которое позволяет свести к нулю эффект параллакса. Только использование панорамной головки позволяет получить настолько качественную панораму, будто вы ее запечатлели одним кадром. Поговорим теперь подробнее об этой самой «точке без параллакса».

Нодальная точка

У каждого объектива (а точнее, у каждого конкретного фотоаппарата + объектива) есть так называемая нодальная точка. Это оптический центр объектива, точка, в которой угловое увеличение равно 1, то есть —под каким углом луч света приходит в эту точку, под таким и выходит. Этим и обеспечивается минимум искажений изображения при повороте камеры вокруг этой точки. Где конкретно располагается эта точка — вопрос непростой, и определяется он оптической схемой конкретного объектива. Чаще всего эта точка находится внутри объектива, но говорят, что бывает и так, что она «висит в воздухе» позади или впереди него (сам я с таким еще не сталкивался). Более того, если вы хотите снимать на зум-объектив, то для каждого фокусного расстояния нодальная точка может располагаться в разном месте.

Зачем нужно определять нодальную точку для съемки панорамы? Дело в том, что, если поворачивать фотокамеру именно относительно этой точки, то расположение объектов в кадре не будет изменяться, благодаря чему мы сможем склеить панораму без каких-либо проблем.

В ином же случае, если просто поворачивать фотоаппарат относительно точки крепления камеры к штативу, возникнет эффект параллакса. В интернете можно найти информацию по нодальным точкам для разных объективов, но лучше уточнить их местонахождение самостоятельно, опытным путем, с вашей камерой. Сделать это будет достаточно один раз — для самых часто используемых вами объективов и фокусных расстояний.

А панорамная головка как раз позволяет совместить ось поворота фотоаппарата и нодальную точку, благодаря чему мы и избавляемся от эффекта параллакса. Очевидно, что панорамная головка просто необходима, если вы всерьез решили заняться панорамами.

Как же понять, где на вашем объективе находится нодальная точка? Очень просто. Во-первых, как я уже и сказал, можно поискать информацию об этом в интернете. Но лучше найти нодальную точку экспериментальным путем.

  1. Крепим фотоаппарат к панорамной головке, установленной на штатив, который необходимо предварительно выровнять по уровню;
  2. Опускаем камеру строго вертикально вниз таким образом, чтобы центр объектива смотрел на центр ротатора панорамной головки, если она у вас сферическая. Если головка однорядная, то этот шаг вам выполнять не нужно;
  3. С помощью регулировочных винтов выставляем поднятую в горизонтальное положение камеру так, чтобы над центром ротатора располагалась диафрагма. Если вам неизвестно ее расположение на объективе, то совместите центральную ось ротатора панорамной головки примерно с серединой объектива;

4. Теперь нам необходимо взять два тонких предмета и расположить первый из них вертикально примерно в полуметре от объектива камеры, а второй через несколько метров после первого. Оба предмета (допустим, линейки) должны быть на одной линии с центром объектива. Т.е. так, чтобы мы через видоискатель не видели дальнюю линейку за ближайшей к объективу:

5. Поворачиваем камеру максимально вправо и влево, отмечая для себя, остались ли для нас, как наблюдателей, смотрящих через видоискатель, две установленные перед этим линейки друг за другом или нет? Т.е. дальняя линейка вам, грубо говоря, также не видна из-за ближней, как в случае с направленной строго вперед камерой, или нет? Если положение линеек в видоискателе изменяется при поворотах, значит, ось поворота камеры и нодальная точка не совпадают:

Что нужно делать в этом случае? Оставив камеру в последнем положении, смещаем ее вдоль объектива таким образом, чтобы дальняя линейка снова спряталась за ближней. Поворачиваем камеру прямо и в другую сторону. Отмечаем через видоискатель, спряталась ли дальняя линейка за ближней? Если да, и если при повороте во все стороны вы не видите дальнюю линейку за ближней, то поздравляю — вы нашли нодальную точку. Если нет, то снова смещаем камеру на панорамной головке вдоль объектива до тех пор, пока не добьемся того, чтобы при повороте камеры как влево, так и вправо дальняя линейка находилась четко за ближней, т. е. чтобы мы ее не видели:

Читайте также:  Как можно сделать фотозону своими руками

Расположение нодальной точки необходимо определить с точностью +/- 0,5 мм. Это, конечно, требует некоторых усилий, но зато потом при любых условиях съемки вы будете получать высококачественное изображение, и при склеивании не возникнет никаких проблем.

Техника съемки панорамы

Несколько советов для съемки панорамы:

  • Обязательно переводим камеру в режим ручных настроек М;
  • В связи с тем, что нам нужно, чтобы все фотографии, которые мы потом будем совмещать в единую панораму, были одинаково хорошо детализированы и имели одинаковую экспозицию, фокус и т. д., опытным путем определяем оптимальные значения диафрагмы, выдержки и ISO, ни в коем случае не устанавливаем автоматические значения. Автофокусировку тоже нужно обязательно отключить, сфокусировавшись предварительно на том, что вам необходимо. Если этого не сделать, то автоматическая фокусировка, скорее всего, даст вам на разных кадрах панорамы разный фокус, и итог будет печальным;
  • Снимаемые нами кадры должны иметь нахлёст минимум 1/3 кадра. Я же вообще снимаю с нахлёстом в 50% — так не возникнет никаких трудностей после, а также это важно при съемке на сверхширокие углы.

Все, теперь осталось последовательно сделать столько снимков по горизонтали и вертикали, чтобы мы смогли захватить всю интересующую нас область. Снимать лучше всего в формате RAW, чтобы у нас потом был максимум возможностей по обработке фотографий, которой не избежать при их склеивании в панораму. Еще я бы вам посоветовал не покидать место съемки до тех пор, пока вы не убедитесь, что снятые кадры вас устраивают. Если вы не уверены в качестве своих фотографий, то лучше повторите съемку панорамы еще раз. И не бойтесь экспериментировать — иногда бывает так, что всего шаг влево/вправо делает картинку намного выразительнее.

Панорамные головки

Панорамные головки можно разделить на два основных подвида: однорядные (Single-row) и сферические (VR, Multi-row). Предназначение первых следует из названия, т. е. с помощью Single-row-головок можно фотографировать только один ряд панорамы в горизонтальной плоскости. Их конструкция не позволяет менять угол наклона камеры по вертикальной оси. А вот сферические панорамные головки — это уже универсальные устройства, с помощью которых фотокамера может вращаться вокруг своей вертикальной и горизонтальной оси на все 360 градусов. Единственный минус сферических головок — они заметно дороже своих однорядных собратьев, зато не ограничивают возможности фотографа.

В рамках этой статьи мы не будем рассматривать достоинства и недостатки различных панорамных головок. Лично я, изучив для себя характеристики и показатели различных моделей («Сфера-2», Novoflex Panorama VR-System 6/8 и другие), остановил свой выбор на панорамной головке Manfrotto 303SPH.

Главным элементом этой панорамной головки, как считает сам итальянский производитель, является ротатор, который позволяет поворачивать камеру по горизонтали не только на произвольное количество градусов, но и через каждые 5°, 10°, 15°, 20°, 24°, 30°, 36°, 45°, 60° или 90°. Наклон камеры в вертикальной плоскости не имеет фиксированного шага. Manfrotto 303SPH выдерживает фотооборудование весом до 4 кг. Цена головки достаточно высокая и составляет порядка 55 000 рублей, но стоит ее взять в руки, как сразу понимаешь, что она того стоит.

У Manfrotto, кстати, благодаря двум наборам плейт (скользящих платформ) можно уменьшать не только вес, но и размер конструкции. А еще эта головка удобно складывается для транспортировки.

Также мне очень нравится, что на плейтах Manfrotto 303SPH помимо фиксаторов предусмотрены кнопки блокировки. Таким образом, скользящие платформы имеют двойную страховку от падения камеры из-за необдуманных или неаккуратных манипуляций с конструкцией головки.

Единственным минусом, а вернее, особенностью я бы назвал вес. Эта панорамная головка сделана из стали и алюминия, поэтому весит 2,43 кг. Тяжесть конструкции целиком и полностью себя оправдывает, когда вам неспешно нужно приехать в какое-то конкретное место и отснять необходимые кадры. В таких случаях это идеальный выбор — панорамная головка Manfrotto очень надежна, монументальна, добротна и качественна. А еще и удобна. Но если вы собираетесь в поход или у вас запланированы длительные треки — таскать с собой такой вес не всегда удобно. Хотя я шагал с ней и 8 км в гору — как говорится, красота требует жертв.

Самодельные панорамные головки

Безусловно, есть выход даже в том случае, если у вас нет денег на специальные приспособления для качественной панорамной съемки. В интернете можно найти чертежи, по которым фотографы собирают для себя панорамные головки самостоятельно. Такая затея, конечно, может потребовать вложения определенного количества времени и сил, но обойдется вам дешевле, чем промышленный экземпляр. Если же вы не умеете или не хотите конструировать самодельную панорамную головку, то вас могут выручить бесплатные доски объявлений и аукционы. Возможно, через интернет вам удастся купить за приемлемую цену даже промышленный экземпляр панорамной головки. Все-таки выверенный оригинал значительно надежнее и станет вашим верным спутником в увлекательном процессе съемки панорам.

Успехов вам в освоении панорамной фотографии, друзья! И не забывайте, пожалуйста, что главным является не то, ЧТО вы фотографируете, а в каком внутреннем СОСТОЯНИИ вы это делаете, с каким чувством.

При производстве многих следственных действий возникает не­обходимость в фотофиксации объектов, расположенных на больших пространствах или имеющих значительную протяженность (напри­мер, участки дороги, здания, сооружения). Вместить такие объекты в один фотографический кадр невозможно, либо они оказываются запечатленными в очень мелком масштабе, не позволяющем воспри­нять по фотоснимку их криминалистически значимые участки и детали. В таких случаях прибегают к методу панорамирования.

Он состоит в том, что объект фотографируют по частям таким образом, чтобы последующий кадр являлся продолжением предыдущего. Для этого на каждом следующем снимке захватывается небольшая часть предыдущего кадра, т.е. на соседних снимках дважды фиксируется один и тот же ориентир. Такие сопряженные ориентиром снимки просто и удобно монтируются в фотопанораму. В результате получа­ется развернутый фотоснимок, на котором объект запечатлен пол­ностью и в достаточно крупном масштабе.

Фотопанорамирование широко используется в следственной практике. Необходимость в нем возникает в тех случаях, когда: 1) нужно запечатлеть обширное пространство, в границах которого находятся объекты, имеющие важное криминалистическое значение (например, место крушения железнодорожного состава, падения вер­толета); 2) при фотографировании нельзя выбрать точку съемки, с которой весь объект помещался бы на одном кадре (например, труп потерпевшего, лежащий в канализационной трубе); 3) объект нужно сфотографировать так, чтобы все его особенности были запечатлены в достаточно крупном масштабе. Панорамный, т.е. скомпонованный из нескольких, снимок не только передаст общий вид объекта, но и позволит воспринять все его криминалистически значимые детали, которые остаются неразличимыми на фотографии, отпечатанной с одиночного кадра.

Панорамная съемка — последовательная съемка объекта на нескольких отдельных взаимосвязанных кад­рах, соединенных потом в общий снимок-панораму. В по­добной съемке возникает необходимость, когда не удает­ся полностью запечатлеть интересующий объект с помощью широкоугольного объектива, невозможно отойти на достаточно далекое расстояние от фотографируемого объекта или нежелательно получить снимок со значитель­ным уменьшением (по А.В. Дулову).

Панорамная фотосъемка — это последовательная съемка объекта с помощью обычного фотоаппарата на нескольких взаимосвязанных кадрах. Изготов­ленные затем фотографии соединяются в общий снимок — панораму. Этот метод при­меняется для съемки при заданном масштабе объектов, не помещающихся в обычном кадре, например, больших по протяженности участков местности, высоких строений, следов протекторов автотранспортных средств и т. п. (по А.Г. Филиппову и А.Ф. Волынскому).

Читайте также:  Императорский яхт клуб цены

Различаются три основные разновидности панорамной съемки.

А). Линейная панорама.

Этим методом фотографируют такие криминалистические объекты,

которые имеют значительные линейные разрезы или располагаются по линии относительно друг друга.

На линейную фотопанораму обычно запечатлевают объекты, рас­положенные в горизонтальной плоскости. Иногда так фотографиру­ют и в вертикальном направлении. Тогда фотоаппарат при съемке последовательно перемещают в точки, расположенные по вертикали. Например, при съемке многоэтажного здания следователь или кри­миналист, работающий по его поручению, делает последовательные кадры, переходя с этажа на этаж в доме напротив. Если же здание фотографировать с одной статичной точки, постепенно «задирая» объектив камеры, то на «вертикальной» панораме здание будет иметь форму пирамиды, поскольку расстояние до снимаемых участков будет постоянно увеличиваться, а масштаб изображения, соответст­венно, уменьшаться. Криминалистическая ценность такой панора­мы, конечно, невелика.

Чтобы получить качественные панорамные снимки подобных объектов, не­обходимо соблюдать следующие правила (правила съёмки методом линейной панорамы):

1.Съёмку проводят с нескольких точек, расстояние от которых до снимаемого объекта одинаково (А1 = А2 = А3).

Прежде всего, нужно определить линию съемки, по которой будет идти фотографирующий при фиксации отдельных кадров. Линия эта должна быть параллельна фронтальной плоскости фиксируемых объектов. При таком подходе возможны минимальные перспективные искажения, не влияющие на восприятие.

Однако параллельность не всегда удается выдержать. В некото­рых случаях наличные условия вынуждают следователя перемещать­ся относительно снимаемых объектов под некоторым углом. Тогда линейная панорама приобретает незначительные перспективные от­клонения, которые при условии верного выбора точек съемки не препятствуют адекватному восприятию запечатленного и его крими­налистически значимых особенностей.

2. Каждый последующий кадр захватывает часть предыдущего (10 – 15 %), которая позволяет затем произвести монтаж полного изображения.

3. При кадрировании строго выдерживается условно обозначаемая нижняя линия съемки (в точках А1, А2 и А3 фотоаппарат должен быть на одном уровне относительно линии горизонта). В каждой последующей точке съемки нужно следить, чтобы задняя стенка камеры была параллельна плоскости снимаемо­го объекта.

4. Условия съёмки всех кадров должны быть одинаковыми, снимки печатаются в одном масштабе увеличения, при одной и той же вы­держке и проявляются одновременно, что гарантирует их одинаковую плотность.

Б). Круговая панорама.

В следственной практике часто возникает необходимость сфотографировать криминалистические объекты, Расположенные в пространстве по некоторой дуге. В таких ситуациях прибегают к изготовлению круговой панорамы. Здесь тоже снимают серию фотографических кадров, но в отличие от линейной панорамы, фотографирующий при съемке остается на одном месте, а каждый последующий кадр запечатлевает после поворота камеры на определенный угол в горизонтальной плоскости.

В результате монтажа получается развернутый панорамный сни­мок объектов, расположенных по дуге окружности. Угол поворота фотокамеры контролируется по видоискателю с учетом некоторого несовпадения полей зрения его и объектива при выборе секторов, дублирующих друг друга на соседних кадрах и облегчающих монтаж круговой панорамы.

Изготовление доброкачественной круговой панорамы сущест­венно упрощается применением штатива, имеющего специальную поворачивающуюся головку. Она обычно снабжена угловой шкалой, поэтому при съемке достаточно правильно определить угол поворо­та камеры при запечатлении второго кадра. Последующие кадры снимают после поворота фотокамеры на такой же угол. Посредством круговой панорамы можно получить снимок, развернутый по окружности на 180 и даже 360°. Следует, однако, учитывать, что поскольку камера при съемке остается на одном месте, то разноудаленные от нее объекты фиксируются в неодинаковых масштабах. Это может повли­ять на правильное представление о сфотографированных предметах. Поэтому снимать круговую панораму лучше со сравнительно боль­ших расстояний до запечатлеваемых объектов.

Очень важно правильно определить и выдерживать границы между кадрами. Каждый последующий кадр должен иметь общую границу с предыдущим и несколько перекрывать его. Для этого в каждый последующий кадр, во избежание пропусков при монтаже, необходимо включать часть объекта, запечатленную на предыдущем кадре (10—15% площади изображения). Тогда на соседних кадрах будут повторяться части пограничных объектов. Они-то при после­дующем монтаже панорамного снимка и послужат ориентирами, позволят точно состыковать отдельные кадры, например, методом наложения совпадающих участков один на другой. Следует стре­миться к тому, чтобы площадь повторяющихся пограничных изобра­жений была минимальной. Здесь фотографирующему поможет оп­ределенный практический навык.

Трудности и ошибки при фотопанорамировании происходят из-за того, что угол обзора видоискателя, через который ведется компо­зиционное построение кадра, всегда несколько меньше угла зрения объектива. Неопытный следователь обычно оценивает ширину по­граничного сектора без учета этой погрешности видоискателя. Вследствие этого пограничное изображение занимает в кадре значительное место. В конечном итоге смонтированный панорамный снимок со­стоит из серии фотографий, причем некоторые из них по своей площади оказываются вполовину, втрое, а то и вчетверо меньше фотографического кадра. В таком панорамном снимке много лишних стыковых линий, затрудняющих восприятие полезной информации. В результате снижается доказательственное значение запечатленных; сведений, поскольку могут возникнуть предположения о монтаже панорамы из отдельных фотоизображений, не связанных между собой единым временным промежутком съемки; а также неэкономно расходуются фотографические материалы, впустую тратятся силы и время.

Наводку на резкость при панорамной фотосъемке нужно про­изводить с обязательным использованием шкалы глубин резкости так, чтобы при фотографировании последующих кадров исключа­лась надобность в повторной фокусировке объектива. Несоблюде­ние этой рекомендации ведет к получению изображений неодина­кового масштаба, что затрудняет монтаж фотопанорамы. Выдержку при круговом панорамировании определяют отдельно для каждого направления съемки, но с таким расчетом, чтобы все негативы были одинаковой плотности. Отдельные кадры печатают на одинаковой фотобумаге в одном масштабе, следя за тем, чтобы совмещаемые участки изображений на двух соседних снимках полностью совпа­дали. Время экспозиции при печати всех составных кадров пано­рамы подбирают так, чтобы фотоснимки имели одинаковую плот­ность. Монтируют панораму, накладывая совмещаемые участки изображений, после чего ее склеивают и обрезают по краям. Составляющие панораму снимки печатают с одной экспозицией, а проявлять их рекомендуется все сразу для получения одинаковой плотности кадров.

Правила съёмки методом круговой панорамы.

1. Съёмку методом круговой панорамы проводят с одного места.

2. Фотосъемка осуществляется со штатива или (если его нет) с устойчивой жест­кой опоры (на практике с руки), при съёмке последующего кадра фотоаппарат поворачивается вокруг своей оси.

3.Каждый последующий кадр захватывает часть предыдущего (10 – 15 %), которая позволяет затем произвести монтаж полного изображения.

4.При кадрировании строго выдерживается условно обозначаемая нижняя линия съемки (при фотосъёмке с руки при повороте фотоаппарата (смена кадра) нельзя поднимать или опускать фотоаппарат он должен быть на одном уровне относительно линии горизонта). При каждом повороте фотоаппарата нужно следить, чтобы задняя стенка камеры была параллельна плоскости снимаемо­го объекта.

5. Условия съёмки всех кадров должны быть одинаковыми, снимки печатаются в одном масштабе увеличения, при одной и той же вы­держке и проявляются одновременно, что гарантирует их одинаковую плотность.

| следующая лекция ==>
Методы криминалистической запечатлевающей фотографии | В. Ярусная (ступенчатая) панорама

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 7538 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Панорамные фотографии – это очень яркие и интересные фотоизображения, характеризующиеся большим углом охвата сцены. Такой большой охват создает эффект присутствия зрителя в изображенном пространстве. С помощью панорамы фотографу предоставляется прекрасная возможность «поймать в кадре» как можно больше пространства и необычных объектов. Причем если раньше для создания панорамных снимков требовалось дорогостоящее оборудование, то в наши дни для этого используются простые программные решения. В этой статье мы перечислим основные правила и особенности создания панорамных фотографий.

Читайте также:  Как сделать фатиновую юбку своими руками

Правила съемки панорам

Как правило, панорамная съемка предполагает фотографирование природных или городских пейзажей, которые отличаются относительной статичностью. Панорамные снимки получаются особенно впечатляющими, когда в кадр попадают совершенно разнородные объекты, но при этом есть четкое разделение разных планов.

Для съемки красивых и ярких панорамных изображений фотографу требуется, прежде всего, правильно выбрать сцену или пространство для съемки. Это может вызвать определенные сложности, ведь угол поля зрения человеческих глаз не превышает и 45-ти градусов, в то время как в будущий панорамный снимок может войти до 180 – 360 градусов окружающего пространства. Соответственно, фотограф должен обладать определенным умением или навыком? который заключается в том, чтобы увидеть на местности яркий сюжет для панорамы, не выискивая при этом отдельных интересных объектов. Это «панорамное видение», когда фотограф может увидеть сразу множество разнородных объектов, способных гармонично смотреться на одной фотографии, приходит с опытом.

Нажмите, чтобы увеличить

Съемка панорамы отличается от обычной фотосъемки тем, что здесь требуемая ширина сцены в несколько раз больше возможного, учитывая используемый фотографом комплект оборудования. Без соответствующего угла обзора просто трудно добиться масштабности происходящего. Раньше для решения этой проблемы фотографы использовали различные технические решения, например, применяя дорогостоящую оптику типа объективов «рыбий глаз».

В наши дни для создания панорамных снимков используется более простой способ – съемка отдельных фрагментов и их последующая склейка воедино на компьютере. Такая склейка позволяет создавать очень объемные фотоизображения, при просмотре которых зритель сможет открывать для себя все новые и новые детали. Естественно, что и здесь фотографа подстерегают некоторые трудности. Например, снимая отдельные фрагменты, он создает элементы своеобразной мозаики, из которых впоследствии получится единое, композиционно-целостное полотно. Это означает, что композиционная завершенность каждого такого фрагмента совершенно не обязательна. Соответственно, создание панорамы из фрагментов в некотором смысле противоречит распространенным схемам построения обычных изображений, с которыми привык работать фотограф.

Съемка многокадровых изображений требует соблюдения собственных правил, направленных на обеспечение получения однородной, четкой картинки с одинаковыми значениями освещенности и фокусировки:

Первое правило при съемке панорам – это, конечно, обязательное использование штатива или монопода. Фотоаппарат устанавливается на штатив (лучше если он будет иметь встроенный уровень), через видоискатель фотограф должен проконтролировать горизонтальное положение оптической оси по линии горизонта. Также необходимо проверить вертикальность оси вращения путем поворота камеры вправо-влево, чтобы при этом центр кадра в видоискателе всегда совпадал с горизонтом.

Съемка с рук приводит к нерезким промежуточным кадрам, а самое главное, к вертикальному смещению отдельных фрагментов будущей панорамы, что может быть очень критично. Вообще, при съемке панорам ключевым моментом является то, все оси должны иметь строго вертикальное-горизонтальное положение без всяких отклонений.

— Идентичность параметров съемки от фрагмента к фрагменту

Еще один важный момент при съемке панорам – это одинаковость настроек и постоянные значения экспозиции для всех фрагментов. В противном случае при последующей склейке мы получим не соединяемые между собой изображения — по цвету, освещенности, резкости или глубине. В этой связи лучше всего отключить автоматические режимы съемки и выставлять все настройки в ручном режиме. Плюс задействовать ручную фокусировку. Одинаковыми для всех фрагментов должна быть дистанция фокусировки, значения выдержки и диафрагмы, а также баланса белого. При выборе экспозиции можно определить нормальную экспозицию наиболее яркого и самого темного фрагментов, и во время съемки использовать усредненную экспозицию.

— Вертикальное положение камеры

При съемке панорамы рекомендуется задействовать вертикальное положение камеры, которое дает больший охват пространства вверх и вниз, нежели горизонтальное положение. В большинстве случаев именно такая панорама будет выглядеть лучше, Кроме того, вертикальная ориентация камеры является, по-сути, единственно возможным вариантом охватить нужный вид, когда панорама снимается относительно близко к фотографируемой сцене или объектам. Также вертикальное положение фотоаппарата обеспечивает получение изображений, имеющих гармоничную высоту кадра и свободное пространство наверху («небо»).

— Лучше отказаться от светофильтров

В некоторых случаях применение светофильтров при съемке панорамы вполне оправданно, однако довольно часто бывают ситуации, когда использование фильтров приводит к обесцвечиванию или затемнению изображения по краям кадра, что совершенно неприемлемо, учитывая последующую склейку панорамы из отдельных фрагментов. Также применение фильтров может приводить к появлению бликов или к сильным искажениям цвета. Такая проблема, в частности, нередко возникает при использовании поляризационного фильтра. Поэтому прежде чем использовать фильтр для улучшения качества фотографии, стоит лишний раз подумать и сделать несколько тестовых снимков, посмотрев и проанализировав полученные результаты.

— Избегать меняющихся условий освещенности и динамичных объектов в кадре

Поскольку панорамный снимок будет состоять из отдельных фрагментов, то следует обратить внимание на такой фактор, как меняющиеся условия освещенности по ходу съемки. Когда фотограф уже отснял половину фрагментов для панорамы, солнце вдруг может зайти за облака или может неожиданно пойти дождь. О возможности наступления таких событий фотографу нужно думать еще перед тем, как он снял свой первый фрагмент, иначе его ждет полнейшее разочарование.

Рекомендуется не затягивать процесс съемки панорамы, особенно в часы рассвета или заката. Особую сложность представляет съемка панорамных фотографий, на которых присутствуют какие-либо динамичные объекты. Тут съемка отдельных фрагментов должна производиться максимально оперативно. Фотографам, которые только начинают осваивать тонкости панорамной съемки, рекомендуется отказаться на первых порах от подобных сложных сцен.

Создание панорамы – это не только фотографирование отдельных красивых фрагментов, но и их последующее объединение в единое изображение. Склейка фрагментов производится программными средствами с использованием таких популярных графических редакторов, как AdobePhotoshop, либо специализированного ПО, выпускаемого как раз для этих целей (например, PanoramaStudio или PanoramaTools). В фотошопе склейка панорам выполняется очень легко – с помощью команды «Photomerge» («Объединение фото»). Далее просто выбираются нужные снимки, и запускается процесс склейки панорамы с заданными настройками. В зависимости от мощности компьютера и количества объединяемых фрагментов процесс склейки может занимать разное время, иногда довольно продолжительное.

Сам процесс объединения панорамы не требует вмешательства пользователя, поскольку программа автоматически приводит экспозицию к одной величине и исправляет некоторые имеющиеся геометрические искажения на снимках. Однако после получения готовой панорамы, возможно, придется слегка ее подкорректировать для исправления недочетов. На выходе должно получиться объемное изображение с широким углом охвата сцены и высокой детализацией, которые бы могло произвести впечатление на зрителя.

Поскольку панорама не объединяется из фрагментов, сделанных, что называется, в притык, то еще во время съемки нужно иметь в виду одно важное обстоятельство – все фрагменты должны накладываться друг на друга. То есть во время съемки от фотографа требуется снять поочередно необходимое количество кадров «с перекрытием» размеров. Перекрытие должно составлять примерно от тридцати до пятидесяти процентов от кадра, чтобы в дальнейшем не возникло никаких проблем при объединении панорамы. Даже если какой-то из кадров окажется немного бракованным, его часть можно восстановить из других кадров.

Продолжительность склейки панорамы на компьютере во многом зависит от того, насколько качественно подготовлены отдельные кадры, поэтому фотографированию фрагментов следует уделить больше времени и внимания, чтобы потом не пришлось долго устранять допущенные ошибки и корректировать панораму.

Чтобы овладеть навыками создания интересных и зрелищных панорам, для начала рекомендуется снять несколько панорамных снимков, состоящих всего из двух – трех кадров. Попрактиковавшись можно переходить к более сложным панорамам. Современное программное обеспечение позволяет не только обеспечить качественную склейку кадров, но и устранить некоторые ошибки, допущенные при съемке, в частности, перспективные искажения. Так что дело остается за малым – правильно снять отдельные фрагменты будущего панорамного изображения.

Ссылка на основную публикацию
Спа отель калужской области welna
Прайс на услуги SPA ПОСЕЩЕНИЕ SPA-ЦЕНТРА без проживания Время работы: ежедневно с 8.00 до 22.00 БУДНИЙ ДЕНЬ (пн.-пт.) Взрослые -...
Сонник снять обручальное кольцо
Обручальное кольцо по cоннику Миллера Если женщина видит во сне свое обручальное кольцо ярким и блестящим - это предвещает, что...
Сонник собирать кольца золотые
По мнению автора данного сонника, кольцо это символ непрекращающегося жизненного цикла, единения всего сущего. Согласно толкованию Линн, увидеть во сне...
Спасибо вам за мужа моего стих
Той матери, чей сын дороже мира, Дороже солнца — значит и себя. Той матери, которая хранила Его мечты, заботясь и...
Adblock detector