Стереотипы взаимодействия в семье

Стереотипы взаимодействия в семье

Структура семьи – это невидимая сеть функциональных требований, которые регулируют взаимоотношения между членами семьи. Семейная система работает с помощью стереотипов взаимодействия (повторяющихся действий). Например, когда, как и к кому обратиться? Эти стереотипные действия скрепляют систему, поддерживают ее структуру стабильной, сохраняя гомеостаз. Закон гомеостаза требует сохранения семейных правил в постоянно виде.

Существует 2 типа сохранения стереотипов:

1. С помощью правил, определяющих организацию семьи (иерархию власти и взаимозаменяемость функций), когда члены семьи понимают «зависимость» друг от друга и действуют как одна команда;

2. Этот тип обусловлен индивидуальными особенностями членов семьи и состоит из их ожиданий.

Происхождение ожиданий связано с многолетними, подразумевающимися правилами семьи. Например, кто, что будет делать, и другие с этим соглашаются.

Если условия меняются, то стереотипы тоже изменяются. Их изменение может оказаться болезненным процессом для членов семьи. Если кто-то нарушает правило или не оправдывает ожиданий других, то может стать нежелательной персоной или врагом семьи. Например, жена больше не хочет подчиняться правилу, установленному когда-то мужем, и отказывается сидеть дома и выходит на работу. Это приводит к длительному супружескому конфликту.

Правила поведения, в соответствии с которыми функционирует семья, осуществляется с помощью коммуникации. Общение между членами семьи протекает как на вербальном, так и на невербальном уровне, причем невербальный уровень общения в некоторых случаях оказывается даже более значимым. Каждая семья характеризуется определенным набором коммуникативных особенностей. Оценка коммуникативных особенностей семьи часто позволяет лучше разобраться в распределении семейных ролей. Например, всякий специалист, работающий с семьей, должен обращать внимание на особенности их лексики и понимать, кто из членов семьи выступает в роли «комментатора» действий других членов, когда те общаются с представителями социального окружения семьи. Таким образом, иерархия семейных ролей и властные полномочия членов семьи связаны с их коммуникативными способностями.

Семейные правила это те основания, на которых строится жизнь семьи и приобретается устойчивость личности и семьи в целом, потому что каждый хорошо знает свои права и обязанности. Правила касаются самых разных сторон жизни семьи – от распределения ролей, функций и мест в иерархии до распорядка дня и разрешения членам семьи открыто выражать свои чувства. Правила показывают, что в семье позволено, а что нет, что считается хорошим и плохим, то есть представляет собой некий «кодекс».

Правила бывают культурно заданными – и тогда они разделяются многими семьями, а бывают свои — уникальные, которые вырабатываются внутри конкретной семьи.

Правила – это то, как семья решила отдыхать и вести свое хозяйство, как она тратит деньги и кто именно может это делать в семье, а кто нет; кто покупает, кто стирает, кто готовит; кто хвалит, а кто – ругает; кто запрещает, а кто разрешает. Словом, это распределение ролей и функций, определенные места в семейной иерархии, что вообще позволено, а что нет.

Правила бывают гласные и негласные, осознаваемые и неосознаваемые, подразумеваемые и т.д. Например, такие как: «Дети не должны влезать в разговоры взрослых», «Родители устанавливают время, когда ребенку нужно идти спать» — явно провозглашенные. Негласные правила известны членам семьи, но не выражаются открыто, потому что связаны с самооценкой или секретами семьи: «Тема пьянства отца – запретна», «Все лучшее – ребенку, он маленький…» и пр. Наконец, немалая часть правил не осознается членами семьи. Они поступают так, даже не задумываясь, что в реальности можно было бы действовать иначе.

Правила возникают на разных стадиях жизненного цикла, нередко противоречат друг другу, и поэтому близкие постоянно должны о них договариваться. Например, пока жена сидела с маленьким ребенком, уборка, магазины, приготовление пищи было на ней. Муж зарабатывал деньги на всех и отдавал их семье. Это было гласным, установленным правилом. Потом жена вышла на работу, ребенок пошел в сад. Теперь она тоже могла сама обеспечивать себя и ребенка, а старые домашние обязанности с нее никто не снял. Она по-прежнему «тащила на себе» весь объем работ по обслуживанию членов семьи, и естественно, это привело к конфликтам, ее хронической перегрузке и потребовало от супругов нового договора.

Дисфункциональность задается ригидностью, то есть любое трудно изменяемое правило – дисфункционально. Там, где можно правила менять и передоговариваться, там семейная дисфункция наступает реже.

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 3293 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Что это значит? В семье сообщением является любое событие. Если женщина гремит кастрюлями на кухне, то люди, которые с ней живут, понимают, что это значит. Если человек уходит, громко хлопнув дверью, то это сообщение тоже легко прочитывается. В семье, где двери днем всегда должны быть открыты, тоже понятно, что это обозначает.

Каждое событие является понятным сообщением для членов семьи.

Сообщения могут быть одноуровневыми, могут быть — многоуровневыми. Звук захлопнувшейся двери — это одноуровневое сообщение, оно идет только по слуховому каналу. Если происходит, например, человеческое общение, то оно всегда двухуровневое, если не больше. Первый уровень — вербальный, второй — невербальный.

Сообщение является конгруэнтным, если содержания сообщений, передаваемых двум каналам, совпадают. Если вы спрашиваете у человека: «Как дела?», а он вам с ясной улыбкой сообщает, что «все хорошо», то вы получаете конгруэнтное сообщение, т. к. его невербальная часть не противоречит его вербальной части. Если вы спрашиваете у человека: «Как дела?», а он вам с кривой улыбкой, глядя в пол, говорит: «Всё отлично», тогда — сообщение неконгруэнтное, потому что вербальная часть сообщения противоречит невербальной.

Читайте также:  При регистрации брака какие документы нужно менять

Эти сообщения в семьях часто бывают повторяющимися. Сообщения и взаимодействия, которые часто повторяются, называются стереотипами взаимодействия.

Некоторые типы взаимодействий являются патогенными (патогенные стереотипы взаимодействия).

Самый знаменитый патогенный стереотип взаимодействия был описан группой американцев, которые работали в конце 60-х годов. Из этой группы потом вышло много известных семейных психотерапевтов. Главой этой группы был Грегори Бейтсон.

Эта группа занималась коммуникациями в семьях шизофреников, и книга, которую они выпустили, называлась «К коммуникативной теории шизофрении». Те закономерности, которые они там описывали, сначала были гипотетически, так сказать, придуманы, а потом подтверждены экспериментально.

Они наблюдали семьи детей, которые страдали шизофренией, и обнаружили там некий стереотип взаимодействия, встречающийся в этих семьях, который они назвали doublebind. Буквальный перевод — «двойная связь», у нас принят другой перевод -«двойная ловушка». Это — постоянно поступающее к ребенку неконгруэнтное сообщение в ситуации, когда он не может выйти из общения.

Классический пример, который приводился в этой книге, был таким. В больнице находится мальчик, страдающий шизофренией, к нему приходит мама — навестить его. Сидит в холле. Он выходит к ней и садится рядом, близко. Она отодвигается. Он замыкается и молчит. Она говорит: «Ты что же, не рад меня видеть ,что ли ?» То есть вот что происходит: на одном коммуникативном уровне она ему показывает, что хотела бы увеличить дистанцию, при этом на вербальном уровне она ничего подобного не делает. А когда он реагирует на невербальный уровень, он получает осуждение, негативную реакцию. И выйти из общения, т. е. покинуть родителей, ни один ребенок не может. Чем меньше ребенок, тем труднее ему вообще помыслить о выходе из этого поля, потому что он жизненно зависит от родителей. Кроме того, он к ним просто всегда привязан. Что бы ни делали родители, ребенок до определенного возраста к ним абсолютно всегда привязан эмоционально.

Получается двойная ловушка.

На вербальном канале — одно сообщение, на невербальном -другое, и всегда — отрицательная реакция на ответ. В принципе, таких двойных ловушек в нормальных семьях встречается очень много и все вы можете припомнить какие-то двойные ловушки, которые в обычном общении встречаются и ни к каким патологическим последствиям не приводят.

Понятно, что когда сообщение неконгруэнтно, то вы не можете в принципе выбрать, на какой канал реагировать. Это — ситуация, когда выбор никогда не является правильным.

В те годы считалось, что когда ребенка постоянно погружают в ситуацию двойных ловушек, единственная возможность для него — аутизироваться. То есть он не может выйти из этой ситуации, он не может быть адекватен, потому что сообщения постоянно противоречат друг другу, и единственное, что он может, — это аутизироваться, и в дальнейшем наступает психоз. В те годы вообще было очень много идей о том, что шизофрения порождается воспитанием. Сейчас ситуация видится сложнее. Сейчас гораздо больше факторов учитывается, нельзя однозначно сказать, что что-то может быть порождено. Возникают какие-то реакции. В принципе, в течение своего взросления ребенок, как правило, выдает весь спектр реагирования. Если это ребенок здоровый, то у него арсенал поведенческих средств огромный, но остаются только те, которые подкрепляются. И если какие-то его реакции вплетаются в семейную жизнь, они стабилизируются и в дальнейшем сохраняются.

Стереотипы взаимодействия – это устойчивые способы поведения членов семьи, их поступки и сообщения, которые часто повторяются. Примерами стандартов взаимодействия может служить подшучивание членов семьи друг над другом, подчеркнутое уважение, постоянное выражение недовольства и пр. В таких стереотипах, как правило, доминирует определенное эмоциональное отношение к члену (членам) семьи: обвинение, раздражение, принятие, восхищение, презрение, отчуждение, страдание, тревога и пр.

Стандарты взаимодействия членов семьи проявляются в общении; под общением здесь понимается абсолютно любое событие, происходящее в семье. Опоздание и умолчание, откровенные разговоры и общее веселье, покупки и приготовление еды – все это информативное, особенное, уникальное для данной системы общение. Даже, казалось бы, отсутствие общения, молчание есть мощное информативное сообщение. Можно перестать разговаривать с человеком (ребенком, мужем, женой), и всем будет ясно, что это – выражение неодобрения и недовольства и стремление подвергнуть виновного остракизму.

При этом стандарт поведения одного члена семьи нередко тесно связан со стандартом другого и даже управляет им (циркуляция информации). В семье происходит много повторяющихся событий, и каждое из них является определенным сообщением для всех ее членов.

Все стандарты взаимодействия можно рассматривать как акты семейной коммуникации, которые включают в себя определенные сообщения, то есть имеют определенный смысл для членов семьи. Коммуникация подразделяется на ряд этапов, обеспечивающих процесс обмена информацией между близкими: 1) выбор содержания сообщения, 2) его кодировка, 3) передача, 4) декодировка, 5) выбор содержания ответного сообщения.

Послания могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. Звук захлопнувшейся двери – одноуровневый, он передается только по слуховому каналу. В непосредственном общении между людьми послания всегда двухуровневые – вербальные и невербальные. Они являются конгруэнтными, если их содержание, передаваемое по двум каналам, совпадает. Порывистые, резкие движения, хлопанье дверью, грохот кастрюль выражают без слов и душевное состояние человека, и то, что он хочет, чтобы члены его семьи знали об этом состоянии.

Читайте также:  Корзина с цветами в подарок своими руками

Семейные мифы.

Семейные правила составляют внешнюю основу «семейных мифов». Этот термин, предложенный А. X. Феррейрой, обозначает определенные защитные механизмы для поддержания единства в дисфункциональных семьях. Синонимы его – понятия «верование», «убеждения», «семейное кредо», «ролевые ожидания», «согласованная защита», «образ семьи» или «образ „мы“, „наивная семейная психология“ и др.

Цель мифа – закамуфлировать семейные конфликты и неудовлетворенные потребности и согласовать идеализированные представления членов семьи друг о друге.

Под «семейным мифом» многие исследователи также понимают определенное неосознаваемое взаимное соглашение между членами семьи, функция которого состоит в том, чтобы скрывать от осознания отвергаемые образы (представления) о семье в целом и о каждом ее члене.

Вот некоторые наиболее распространенные мифы:

• счастливые супруги не спорят, большинство людей находят удовлетворение всех своих потребностей в системе семьи;

• пространственная близость необходима для сплоченности семьи;

• в благополучных браках супруги всегда все рассказывают друг другу;

• люди, которые действительно любят друг друга, должны знать о всех желаниях и потребностях партнера;

• появление ребенка, любовной связи или получение развода разрешит все проблемы.

Миф задает норму чувствования. Миф порождает правила и ритуалы. Нарушение правил, особенно систематическое, может разрушить миф. Миф – это знамя, под которое собирается семья, это девиз, это вера. Если кто-то в семье не разделяет семейного мифа, он не может быть членом этой системы, система его изгоняет. Единственный случай, когда это возможно, если у семьи есть миф о бунтаре. Тогда несогласие с основным мифом подтверждает другой миф, и система остается без изменений.

Семейные истории.

Семейная история– это специфическая, несущая эмоциональную нагрузку проблема, вокруг которой формируется периодически повторяющийся в семье конфликт. Тема определяет способ организации жизненных событий и внешне проявляется в стереотипах поведения, которые воспроизводятся из поколения в поколение. Этот параметр впервые начал изучать МюррейБоуэн, который показал, что со временем в семье происходит накопление дисфункциональных паттернов, что в конце концов приводит к патологии ее членов (концепция «трансмиссии»). Для записи семейных историй Боуэн предложил метод генограммы.

История семьи может быть связана с непредсказуемыми жизненными событиями, такими как смерть одного из родственников, внезапная болезнь, рождение внебрачного ребенка, развод родителей, вынужденная перемена места жительства. Эти события обозначают термином «системная травма». Эффект подобных происшествий может быть разрушительным для семьи, несмотря на ее попытки к ним приспособиться. Если в роду имела место системная травма, то под влиянием семейной темы и механизма идентификации кто-то из рожденных позже неосознанно начинает подражать «герою» семейной истории и тем самым «реанимирует» чужую судьбу. Причем этот путь сознательно не выбирают, в нем не отдают себе отчета и поэтому ему не сопротивляются.

Стрессоры на вертикальной оси могут создавать добавочные проблемы, так что даже небольшой горизонтальный стресс может иметь серьезное влияние на систему.

Изучение семейной истории позволяет лучше понять:

• что лежит в основе выбора брачного партнера;

• как способ взаимодействия супругов между собой и с детьми соотносится с моделями взаимоотношений в их родительских семьях;

• какие изменения претерпели структура нуклеарной семьи и характер коммуникации в ней в ходе исторического развития и какие события оказали на семью наибольшее влияние;

• какие события предшествуют актуальному семейному кризису и почему семья пришла на прием к терапевту именно сейчас;

• место и функции симптоматического поведения в более широком семейном и историческом контексте.

Семейные стабилизаторы.

Семейный стабилизатор – это то, что скрепляет систему, что помогает людям держаться вместе. Все описанные выше параметры являются стабилизаторами, особенно семейный миф. В определенном смысле семья – это группа людей, разделяющая общий миф. Общий миф или общие мифы – условие необходимое, но недостаточное для существования семьи. В разные периоды жизни семьи работают разные стабилизаторы. Общие дела: хозяйство, распределение функций, общий бюджет, общие дети, страх одиночества – это обычные стабилизаторы, которые естественно присутствуют в каждой семье. Внешняя макросистема – также неплохой стабилизатор, особенно в тех обществах, где общепризнана ценность брака, где одинокие женщины или одинокие мужчины воспринимаются как неудачники. Там сам факт развода воспринимается как негативное явление и общественное мнение является стабилизатором семьи.

Стабилизаторы выступают как важные факторы интеграции семьи. К стабилизаторам также можно отнести общее место проживания, общие материальные и духовные ценности, традиции и ритуалы, совместные занятия и развлечения, эмоциональные отношения между членами семьи и даже болезни и проблемы. Стабилизаторы бывают функциональными и дисфункциональными. В первом случае они способствуют удовлетворению потребностей семьи, во втором – препятствуют реализации ее функций.

Дети стабилизируют брак, объединяя своих родителей в общем деле – заботе и воспитании. Однако затем дети вырастают и уходят из семьи. И тогда брак нередко нарушается, потому что вдруг оказывается, что у супругов нет ничего общего, кроме родительских обязанностей.

Читайте также:  Пожелания ко дню свадьбы короткие

Традиции и ритуалы – важный фактор стабилизации семейной системы, опорный элемент, укрепляющий ее и редуцирующий тревогу у ее членов.

Семейные ценности – это выработанный, открыто одобряемый и культивируемый семейным сознанием идеал, в котором содержатся абстрактные представления об атрибутах должного в различных сферах жизнедеятельности.

Общие занятия и увлечения – один из наиболее мощных стабилизаторов семьи. Родителей объединяет забота о детях, профессиональные интересы.

Семью стабилизируют эмоциональные отношения, в первую очередь – отношения любви и привязанности. Еще один пример семейного стабилизатора – это супружеские измены.

Популярный стабилизатор семейной системы – болезнь. Больного человека нельзя бросать, нельзя оставить больного ребенка.

Структура семьи.

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

«нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

«пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

«смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

«семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993).

А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:

Нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

Расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).

В повторных семьях(основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети отданного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А.И., Медков В.М.)

А.Е. Личко (Личко А.Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:

полная семья (есть мать и отец);

неполная семья (есть только мать или отец);

искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье.

Так, по И.В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:

централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

демократический – управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А.И., Медков В.М., 1996) разделяют на:

партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,

матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, и эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

22. Жизненный цикл (динамика)развития семьи по Е.Дювалю.

Семья, как и ее социальный контекст, постоянно находится в процессе изменения. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности.

Е. Дюваль подразделил жизненный цикл на восемь стадий, связанных с развитием:

0 – вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу;

1– супружеские пары без детей. Задачи стадии: сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг родственников;

2 – появление детей (возраст ребенка – до 2,5 лет). Задачи стадии: адаптация к присутствию ребенка, забота о правильном развитии младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей;

3 – семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка – от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства;

4 – семьи с детьми – младшими школьниками (возраст старших – от 6 до 13 лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного возраста; побуждение детей к достижению успехов в учебе;

5 – семьи с подростками (старший ребенок – от 13 до 20 лет). Задачи стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры;

6 – уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуал освобождения молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы семьи;

7 – средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержание родственных связей со старшим и младшим поколением;

8 – старение (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к старости.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию
Старинные свадебные песни названия
-Рубрики Музыка (1444) Симфоническая (539) Фортепианная (389) Камерная (248) Скрипичная (178) Духовная (111) Хоровая (88) Органная (41) Народная (39) Композиторы...
Спа отель калужской области welna
Прайс на услуги SPA ПОСЕЩЕНИЕ SPA-ЦЕНТРА без проживания Время работы: ежедневно с 8.00 до 22.00 БУДНИЙ ДЕНЬ (пн.-пт.) Взрослые -...
Спасибо вам за мужа моего стих
Той матери, чей сын дороже мира, Дороже солнца — значит и себя. Той матери, которая хранила Его мечты, заботясь и...
Старинные узоры для вышивки
Заказ по телефону: +7(495/499)290-38-00 с 9-18 В вашей корзине нет товаров. В н и м а н и е !...
Adblock detector