Свадьба в древней руси картинки

Свадьба в древней руси картинки

История русского народа очень интересна и совсем понапрасну забыта. Предлагаем вам узнать свадебные обряды и традиции, которые проводились в древней Руси и являлись частью свадебного ритуала, а сегодня они с успехом позабыты или переделаны на новый лад.

Сватовство

Сватовство — это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста также отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное “расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Смотрины

Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Рукобитие

Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.

А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговаривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Девичник

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси — это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетение косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» — последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы – своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Прическа молодухи

Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор — оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а также представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а также способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

"Раскрывание невесты"

Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом, пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

"Отводины"

«Отводины» (совместное посещение молодых родителями невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.

Читайте также:  Макияж на свадьбу с блестками

История русского народа очень интересна и совсем понапрасну забыта. Предлагаем вам узнать свадебные обряды и традиции, которые проводились в древней Руси и являлись частью свадебного ритуала, а сегодня они с успехом позабыты или переделаны на новый лад.

Сватовство

Сватовство — это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста также отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное “расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Смотрины

Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Рукобитие

Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.

А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговаривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Девичник

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси — это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетение косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» — последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы – своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Прическа молодухи

Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор — оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а также представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а также способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

"Раскрывание невесты"

Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом, пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

"Отводины"

«Отводины» (совместное посещение молодых родителями невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.

Читайте также:  Магазины свадебных аксессуаров в москве

К. В. Лебедев «Боярская свадьба» (1883)

Русская свадьба – это старинный ритуал, который прошел через века, сохранив свою самобытность. Некоторые обряды остались до сих пор, о некоторых современные люди не знают. Что означает «запытывание», как на Руси организовывали девичники и для чего мерились силами сваты, что делала невеста после свадьбы – читайте в материале.

Картина Николая Бекряшева «Выбор приданого».
Все начинается с припевок.

С интересными обрядами молодые сталкивались ещё до того, как происходило официальное сватовство и сама свадьба. Считалось, что специальные песенки, которые назывались припевки, могли поспособствовать соединению влюблённых сердец. Чтобы это произошло как можно скорее, такие припевки должны были содержать имена предполагаемых мужа и жены. На самом деле с припевками мы и сегодня сталкиваемся, причем в детские годы. Пожалуй, нет такого человека, который бы не слышал звонкое «Тили-тили тесто, жених и невеста!». Это и есть припевка.

Пимоненко Н.К. Сваты Договаривались о свадьбе сваты и родители.
А вот, например: «Добрый молодец Василий Иванович! Молодая краса Мария Васильевна!» И это тоже припевка, чаще всего их пели во время строительства дома, уборки урожая, при косьбе травы. Одна женщина начинала, затем к ней присоединялись следующая, потом еще одна, и так пели они, пока песенка не заканчивалась.

Сваты пришли, пытать будут.

Раньше без согласия родителей молодые и думать не могли о том, чтобы пожениться. Существовала традиция, по которой обо всём договорились между собой родители молодых и сваты. Последние были настоящими актерами. Понять несведущему человеку то, что они говорили, было достаточно сложно. "Шли мы мимо, да узнали, что у вас тут телочка заблудшая есть. А мы не одни, у нас купец есть!" Например, такая фраза означала, что сваты пришли выяснить, готова ли молодая выйти замуж за их протеже. Кстати, такая разведка называлась «запытывание».

strong>Федотов П.А. Сватовство майора 1848. Не всегда невеста была рада сватам.
Обычно сваты приходили не с пустыми руками, а с пирогом. Наступало время запытывания, и если результат был неудачным, то есть невеста отказывалась, сваты забирали пирог. Если семье очень не нравился жених, и они не хотели связывать судьбу дочери с ним, то сватам отказывали и выносили им тыкву. Но и сваты не терялись. Чтобы наказать вредную невесту, которая отвергла их молодца, они при выходе закрывали дверь задом. По примете это означало, что больше сюда никто не придет свататься.

В разных регионах традиции могли отличаться друг от друга. В нынешней Ленинградской области сваты при появлении в избе "заваливали клюки". Звучит сложно, а это означало просто-напросто уронить все стоящие у печки ухваты и кочерги. У казаков было принято, чтобы мать жениха спрятала на груди веник.

Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора (1777)

Если запытки имели положительный результат, то подключилась мать невесты. Она брала пирог, принесенный сватами, и разрезала его на несколько частей. Невеста же должна была подарить жениху какой-то подарочек, обычно это был платочек или простынь. А радостные родители сразу же договаривались об официальном сватовстве, которое в разных областях называлось по-разному: магарыч, пропой, барыш, сговор, запоины. Родственники жениха должны были принести свежий черный хлеб, свиное сало и водку. На пропое люди от души веселились, плясали, пили, ели окрошку, свежие пироги, студень. Когда сговор заканчивался, девица считалась окончательно засватанной и не имела право отказать жениху (это считалось страшным оскорблением).

С. И. Грибков «Благословение на свадьбу» (1886)

А как же приданое? Да, к свадьбе родители невесты собирали сундук с нарядами и постельным бельем, полотенцами, другими вещами. Вышивка на них была сделана самой невестой.
Скучать до свадьбы невестушке не приходилось. Готовились подарки для родственников, чаще всего невеста мастерила для своего избранника мелкие предметы одежды, а порой целиком костюм для свадьбы.

Иван Семёнович Куликов, Благословение невесты

Поздравление молодых в доме помещика. 1861,Григорий Григорьевич Мясоедов

Девичник – грустно или весело?

Популярный ныне девичник устраивался и в стародавние времена. Происходило это событие незадолго до свадьбы и символизировало прощание с родительским домом, с молодостью. Будущая жена собирала своих любимых подружек, они обсуждали новую жизнь и исполняли русские песни. Если невеста была довольна выбором, песня была весёлой. Но бывали и грустные песенки, которые назывались причитаниями, так как не всегда невеста была рада предстоящей свадьбе.

К. Гейслер. Невеста по дороге в баню (1801)

Накануне девичника. Проводы невесты из бани. 1870 , Перов Василий Григорьевич (1833-1882)

Несмотря на возможный оттенок грусти, это всё же был весёлый праздник. На нём присутствовали гости, организовывались танцы, разыгрывались целые представления. Частыми гостями были и жених с закадычными друзьями. На девичнике играли в кривульки (так называли хоровод), при этом жених ходил мимо девушек, пританцовывая, пристально разглядывая их, словно делая свой выбор. Конечно, в результате он брал за руку свою невесту.

Читайте также:  Красавчик в стиле латино

Существовало поверье, что от того, как пройдёт девичник, зависит и свадьба.

Корзухин Алексей Иванович, Девичник (1889

Девичник в купеческом доме. XVIII (?) век. Из коллекции картин Государственного Музея «Эрмитаж»

Подкаблучник или нет? Погадаем

Родственникам, жениху и невесте, естественно, было очень интересно, как же будет складываться будущая семейная жизнь. Потому проводились предсвадебные гадания.

Кто в доме хозяин? Ответ мог дать каравай. Сваты брали в руки каравай и поднимали его как можно выше. Если побеждал представитель жениха, значит, он и будет главным в семье. А если выше каравай поднимала сваха невесты, значит, женщине и руководить семейной лодкой.

Фредерик де Ханен (фр.) Угадывание невесты (ок. 1913)

Узнать всю правду о женихе позволял обряд с курицей. Родственники девушки украшали курицу лентами и везли эту красотку в дом жениха. Там ее пускали под стол и предлагали крупу. Если птица начинала громко кудахтать и хлопать крыльями, значит, жениху не повезло — его жена будет ворчливой. Гадание позволяли узнать и о том, насколько крепкой будет любовь. На каравай ставили две свечи, и хлеб задвигали в печь. Дальше смотрели: чья свечка потухнет, тот и утратит любовь первым.

Частенько свахи чокались рюмками с вином, стараясь сделать это так, чтобы вино капнуло в рюмку соперницы. Чья сваха побеждала, тот и становился (условно, конечно), главным в доме.

Жених едет, колокольчики звенят.

И вот наступал день свадьбы. Наряженный и взволнованный жених ехал к своей суженой в упряжке, на «свадебном поезде». Первая лошадь щедро украшалась колокольчиками и лентами, букетиками, венками, цветами. Отсюда и пошла традиция наряжать свадебный автомобиль. Родственники старались всеми силами не пустить жениха к дому невесты, мешали проезду, требуя выкуп, в качестве которого женихом предлагались сувениры или наливочка. Но на этом траты жениха не заканчивались, в доме невесты он выкупал места за свадебным столом.

Отдельно надо сказать про символ девичества, то есть про невестину косу. Младший брат невесты или просто младший член семьи мужского рода брал скалку и требовал выкуп от жениха, напевая: «Коса моя не за рубль, коса моя за сто рублей!» Встречались женихи, которые не хотели расставаться с деньгами, в этом случае их дразнили и корили. Отсюда возникли названия «дразнилки» и «корилки» , то есть песенки, в которых критиковали жениха за скупость.

Рано утром в день свадьбы родственницы и сваха начинали обряд повивания. Это был конец девичьим косам и распущенным волосам. Молодой делали две косы, которые укладывались рожками или пучком. Чтобы невесту не сглазили, сваха надевала на неё фату. Головной убор также менялся на замужний. В разных регионах он назывался по-разному: кукошник, чепец, почапушник, сорока.

Н. П. Богданов-Бельский. Венчание. 1904

Стол накрывали от души, готовили студень и вкусный кисель, пышные пироги и куриную лапшу, душистую кашу и разные компоты. Было принято варить свиной окорок, готовился он не менее суток, а также маленькие хлебцы, которые называли шишечки. Свадебный каравай разрезали, всем доставалось по куску.

А. П. Рябушкин «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1890—1891)

Маковский К. Е «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия» (1883)

Не осталась без обрядов и первая брачная ночь. Например, в некоторых областях постель для молодых грела семейная пара (друзья семьи или же родственники). Главным условием был счастливый брак «согревателей». Иногда на стол устанавливали большой кувшин с калиной, что олицетворяло девственность молодой.

Свадьба заканчивалась, проходила ночь, и наступал второй день. Испытание для молодой жены только начинались: родственники жениха проверяли, какая она хозяйка, насколько крепкая у неё нервной системы.

В доме жениха, то есть уже мужа, его родственники могли рассыпать монетки, перемешав их с соломой, разогнать всё это по полу, и со словами «Какие очи у нашей молодой?» пригласить жену подмести пол и отделить солому от монет. Родители жениха расставляли множество столов в избе, а молодая должна была застелить их сделанными вручную скатертями. Мама жениха проверяла, сколько скатертей смогла сделать невестка, заслуживает ли она уважения, хороша ли будет на хозяйстве.

В. М. Максимов, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». (1875)

Молодую гоняли за водой к колодцу, выливая принесенные ей ведра, пока та не догадывалась заплатить выкуп. Это могла быть обычная водка, мелкие сувениры, носовые платочки.

Когда невеста была проверена на хозяйственность, гости и все родственники ехали в бывший дом молодой, где уже был накрыт стол. После того как угощения были опробованы, гости водили хороводы, танцевали, пели песни и частушки, посвящённые молодым.
Если время было уже совсем позднее, а гости всё не собирались уходить, то на пол сыпали табак, а хозяин дома поджигал его. После этого гости обычно не засиживались.

Свадебное гуляние. Художник И.М. Львов. Открытка, изданная в 1912 г. в Москве И.Е. Селиным.

Ссылка на основную публикацию
Свадебный торт с цветами и ягодами
Свадьба - событие грандиозного масштаба! Когда, если не на свадьбу, можно заказать роскошный великолепный торт, который поразит всех гостей. Мы...
Свадебный обряд у мусульман
Исламская свадьба или торжество (валима) происходит после обряда венчания, подобного тому, какой происходит у христиан. Такой обряд у мусульман называется...
Свадебный подарок своими руками идеи
включайся в дискуссию Поделись с друзьями Подарки на свадебное торжество дарят самые разнообразные, но уникальным и трогательным станет презент, изготовленный...
Свадебный торт со статуэтками
г. Москва, Марксистская улица, 38 Галерея «Кристалл», м. Пролетарская +7 (495) 922 42 20 Ежедневно с 10:00 до 20:00 Copyright...
Adblock detector