Свадебный костюм на руси

Свадебный костюм на руси

Вплоть до начала XX века в некоторых крестьянских семьях сохранялись свадебные традиции, связанные еще с языческими поверьями.

Венки и ленты

Например, головной убор невесты очевидно произошел от простого венка из цветов, которым в древности украшали голову новобрачной. Своеобразной интерпретацией были широкие ленты, которые повязывали на голову или украшенные цветами обручи.

Чуть позже стали появляться кокошники, вышитые бисером и лентами, причем этот убор предназначался уже исключительно для замужней женщины. Волосы невеста могла распустить, а после замужества заплетала в две косы. Специальные украшения для в виде лент с бисером и бахромой кос назывались «косниками». Иногда под головной убор невеста надевала вышитое покрывало, которое позже превратилось в привычную для нас фату. Часто к обручу или повязке крепились сзади длинные цветные ленты, которые развевались на ветру. Такую повязку называли «волюшка», и после свадьбы невеста отдавала ее младшим сестрам или подружкам невесты как символ девичьей жизни.

Три платья для Золушки

Обычно нарядов у невесты было несколько. Один полагалось надеть на девичник, другой — до замужества, третий — после. Иногда платье, которое девушка надевала до венчания, делали черным. Оно символизировало смерть невесты для старой семьи и старой жизни. После венца новоиспеченную жену переодевали в яркий сарафан, обозначающий радость, с которой девушка вступает в новую жизнь. Самый лучший наряд предназначался для второго дня свадьбы, при этом часто выбирались темные, богатые оттенки. Вышивка на сарафане служила оберегом, так что узоры тщательно подбирались.

Зачем невесте длинные рукава?

Под сарафан надевали рубаху, рукава которой расшивали редко. Форма рукавов могла быть разной — узкие, пышные, длинные (иногда до двух метров) с прорезями для рук. Такая необычная форма появилась неспроста: считалось плохой приметой, когда жених и невеста касались рук друг друга во время свадьбы. Поверх сарафана невеста могла надеть душегрею. Под наряд надевали несколько нижних юбок — они придавали пышность, которую так ценили в женщине. Девушки из боярских и княжеских родов надевали поверх сарафана длинный плащ их парчи с золотым шитьем. Наряды богатых невест часто расшивали жемчугом и оторачивали мехом. Некоторые свадебные наряды весили до 15 килограмм.

Готовь сани с лета, а платье — с детства

В некоторых регионах существовала традиция, по которой невеста собственноручно должна была вышить себе наряд. Так что девочка с самого детства могла работать над своим будущих подвенечным платьем. Благодаря этому все гости на свадьбе могли видеть, какая девушка мастерица. Со временем эта традиция изжила себя, и сарафан вышивали всей семьей. Часто наряд передавали по наследству, особенно в небогатых семьях. Иногда такие платья были целыми произведениями искусства: сшитые из красного шелка или парчи, вышитые золотом и бисером, украшенные лентами — хоть сейчас выставляй в музей.

Рано утром перед свадьбой жених передавал в дом невесты «женихову шкатулку». В ней лежали кольца, фата, венчальные свечи. Обувь для невесты также готовил жених. Это тоже было символично: девушка уходила из родительского дома к жениху, чтобы дальше идти с ним вместе по жизни. На ножки башмачки надевал «свадебный отрок» — часто младший брат невесты. А одевала девушку мать или своеобразные стилисты — «снарядихи».

Наряд для жениха

С костюмом жениха дело обстояло несколько проще. Во время сватанья девушка передавала суженому шелковый или ситцевый вышитый платок, который тот должен был носить до свадьбы на шее и в кармане. Сам наряд состоял их синих в мелкую полоску штанов, часто суконных, и красной рубахи, вышитой по рукавам и подолу. Вышить рубашку для жениха было задачей невесты. Затем жених подпоясывался тканым поясом и иногда надевал кафтан или шубу.

Читайте также:  Загс советского района г новосибирска график работы

Свадьба на Руси была мало похожа на современную. Белое платье невесты стало появляться при венчании лишь при Петре, а прижилось только к началу XX века. Во времена СССР, в эпоху тотальной экономии, и вовсе считалось позором тратить огромные отрезы ткани и дорогие украшения на платье, которое девушка наденет один раз в жизни.

Вплоть до начала XX века в некоторых крестьянских семьях сохранялись свадебные традиции, связанные еще с языческими поверьями.

Венки и ленты

Например, головной убор невесты очевидно произошел от простого венка из цветов, которым в древности украшали голову новобрачной. Своеобразной интерпретацией были широкие ленты, которые повязывали на голову или украшенные цветами обручи.

Чуть позже стали появляться кокошники, вышитые бисером и лентами, причем этот убор предназначался уже исключительно для замужней женщины. Волосы невеста могла распустить, а после замужества заплетала в две косы. Специальные украшения для в виде лент с бисером и бахромой кос назывались «косниками». Иногда под головной убор невеста надевала вышитое покрывало, которое позже превратилось в привычную для нас фату. Часто к обручу или повязке крепились сзади длинные цветные ленты, которые развевались на ветру. Такую повязку называли «волюшка», и после свадьбы невеста отдавала ее младшим сестрам или подружкам невесты как символ девичьей жизни.

Три платья для Золушки

Обычно нарядов у невесты было несколько. Один полагалось надеть на девичник, другой — до замужества, третий — после. Иногда платье, которое девушка надевала до венчания, делали черным. Оно символизировало смерть невесты для старой семьи и старой жизни. После венца новоиспеченную жену переодевали в яркий сарафан, обозначающий радость, с которой девушка вступает в новую жизнь. Самый лучший наряд предназначался для второго дня свадьбы, при этом часто выбирались темные, богатые оттенки. Вышивка на сарафане служила оберегом, так что узоры тщательно подбирались.

Зачем невесте длинные рукава?

Под сарафан надевали рубаху, рукава которой расшивали редко. Форма рукавов могла быть разной — узкие, пышные, длинные (иногда до двух метров) с прорезями для рук. Такая необычная форма появилась неспроста: считалось плохой приметой, когда жених и невеста касались рук друг друга во время свадьбы. Поверх сарафана невеста могла надеть душегрею. Под наряд надевали несколько нижних юбок — они придавали пышность, которую так ценили в женщине. Девушки из боярских и княжеских родов надевали поверх сарафана длинный плащ их парчи с золотым шитьем. Наряды богатых невест часто расшивали жемчугом и оторачивали мехом. Некоторые свадебные наряды весили до 15 килограмм.

Готовь сани с лета, а платье — с детства

В некоторых регионах существовала традиция, по которой невеста собственноручно должна была вышить себе наряд. Так что девочка с самого детства могла работать над своим будущих подвенечным платьем. Благодаря этому все гости на свадьбе могли видеть, какая девушка мастерица. Со временем эта традиция изжила себя, и сарафан вышивали всей семьей. Часто наряд передавали по наследству, особенно в небогатых семьях. Иногда такие платья были целыми произведениями искусства: сшитые из красного шелка или парчи, вышитые золотом и бисером, украшенные лентами — хоть сейчас выставляй в музей.

Рано утром перед свадьбой жених передавал в дом невесты «женихову шкатулку». В ней лежали кольца, фата, венчальные свечи. Обувь для невесты также готовил жених. Это тоже было символично: девушка уходила из родительского дома к жениху, чтобы дальше идти с ним вместе по жизни. На ножки башмачки надевал «свадебный отрок» — часто младший брат невесты. А одевала девушку мать или своеобразные стилисты — «снарядихи».

Читайте также:  21 Годовщина свадьбы какая свадьба поздравления прикольные

Наряд для жениха

С костюмом жениха дело обстояло несколько проще. Во время сватанья девушка передавала суженому шелковый или ситцевый вышитый платок, который тот должен был носить до свадьбы на шее и в кармане. Сам наряд состоял их синих в мелкую полоску штанов, часто суконных, и красной рубахи, вышитой по рукавам и подолу. Вышить рубашку для жениха было задачей невесты. Затем жених подпоясывался тканым поясом и иногда надевал кафтан или шубу.

Свадьба на Руси была мало похожа на современную. Белое платье невесты стало появляться при венчании лишь при Петре, а прижилось только к началу XX века. Во времена СССР, в эпоху тотальной экономии, и вовсе считалось позором тратить огромные отрезы ткани и дорогие украшения на платье, которое девушка наденет один раз в жизни.

Русские свадебные народные костюмы представляют особую культурную ценность. Они являются частью истории нашей страны, однако и в условиях современности русские свадебные наряды вызывают живой интерес. Русский стиль, его уникальные свадебные традиции остаются источником вдохновения многих дизайнеров, и, конечно же, современных невест и женихов.

Особенности русского свадебного костюма

Русские свадебные костюмы отличались от повседневной одежды, прежде всего, цветовой гаммой, материалами изготовления, декором. Каждая деталь наряда (а их было немало — свадебный костюм на Руси был многопредметным) имела свое значение. К ключевым различиям также можно отнести и способ ношения. Что касается кроя, то он был примерно таким же, как и у повседневной одежды — свободным, прямым, не акцентирующим внимания на особенностях телосложения.

русское платье с мстерской вышивкой

В качестве материалов изготовления свадебных нарядов выбирались натуральные ткани домашнего производства — лен, шерсть. Изо льна, тонкого и легкого, выполнялись свадебные рубахи, а сарафаны невест изготавливались из более плотных тканей.

Платье в русском стиле

Выбор материала зависел от достатка семьи невесты. Девушки из богатых семей могли позволить себе одежду из дорогих покупных материалов — бархата, парчи, шелка. Одежда невест из крестьянских семей шилась из простых тканей, однако она выглядела не менее роскошно — за счет изысканного декора, который являлся воплощением уникального таланта русских рукодельниц. Как известно, именно крестьянские девушки в совершенстве владели мастерством декора. И наиболее ярко они проявляли свой удивительный талант именно в украшении свадебных нарядов.

Уникальный декор сарафана

свадьба в русском стиле

Основой свадебного наряда невесты на Руси был сарафан. Эта одежда украшалась золотыми и серебряными нитями, бисером, яркой тесьмой. Самыми красивыми, разумеется, были сарафаны невест из богатых, знатных семей. Они шились из роскошных тканей, в том числе, из парчи, декорировались натуральным жемчугом, ценным мехом. Эффектный и дорогой декор делал одежду не только красивой, но и достаточно тяжелой: сарафаны богатых невест могли весить порядка 10 кг и даже больше.

Поверх сарафана невесты часто надевали укороченные душегреи — одежду, по крою напоминавшую современные жакеты. Душегреи тоже украшались — в основном, канителью, фактурной вышивкой.
Еще один элемент свадебного наряда — венчальная рубаха. В разных регионах страны было принято украшать такую одежду по-разному. Различались рубахи и по крою: они могли быть длинными, укороченными, узкими, широкими, некоторые предметы одежды имели прорези по бокам.

Под сарафан невесты было принято поддевать сразу несколько юбок — для того, чтобы придать фигуре визуальный объем. Также юбки использовались в качестве нижнего белья.

Головные уборы русских невест

Неизменными атрибутами свадебного женского наряда на Руси были головные уборы, которые надевались на волосы, распущенные, или заплетенные в аккуратные косы. Для кос были предусмотрены особые украшения — косники, которые представляли собой красивые ленты с вышивкой, натуральным жемчугом, ажурным кружевом, бисером, с массивными подвесками.

Читайте также:  Интересные призы для конкурсов

Одну косу невеста могла носить до венчания, а уже после она заплетала волосы в две косы, которые оборачивались вокруг головы. После венчания девушка надевала соответствующий своему статусу головной убор — повойник, кокошник, сороку. Как и другие элементы свадебных костюмов, кокошники имели роскошный декор. Особую ценность представляли кокошники с жемчугом, которые выглядели как настоящие произведения искусства. Отношение к ним было соответствующее: жемчужные кокошники почитались за семейные реликвии, и передавались из поколения в поколение.

девичий венец и накосник

кокошник , вышивка камнями и стеклом по золотому шитью

Пояс невесты

Следует упомянуть и такую деталь, как пояс. Пояса делали выгодный акцент на красоте женской фигуры, ее формах. Такие аксессуары выполняли и практические функции — фиксировали одежду. Для свадебных нарядов выбирались искусно украшенные пояса из плотного материала. Способ завязывания пояса зависел от длины аксессуара. В некоторых областях у невест было принято надевать сразу несколько поясов — считалось, что так наряд выглядит богаче и эффектнее. Пояса завязывались на узел, их концы могли быть закручены.

Наряд жениха

Что касается русского свадебного наряда жениха, то он был одинаковым во всех регионах страны. Основными элементами костюма были брюки из сукна, рубаха с красивой вышивкой и пояс. Нередко костюмы дополнялись шубами, теплыми, красиво расшитыми кафтанами — причем, вне зависимости от времени года. На венчании жених стоял, подпоясанный вышитым полотенцем.

Рубаха жениха обязательно должна была быть украшенной. К декору предъявлялись особые требования — вышивка красного цвета (если рубаха была белой) по линии подола и на рукавах. Также вышивкой украшался участок груди. Были распространены и яркие красные рубахи, которые смотрелись особенно празднично. Цвет брюк жениха принципиального значения не имел, однако предпочтение тоже отдавалось ярким гаммам.

Интересный факт: рубашку для жениха вышивала его невеста. Процесс вышивания у девушек на Руси было принято сопровождать молитвами: таким образом, девушка делала своему суженому своеобразное послание через узор, желала ему любви, благополучия, здоровья.

Крой свадебной мужской одежды оставался неизменным на протяжении многих столетий. Небольшие изменения касались отдельных элементов одежды, например, воротника. Косоворотка, которую сегодня многие ассоциируют с национальным мужским костюмом, появилась относительно поздно. Исконно русскими можно считать, скорее, мужские рубахи с прямым вырезом на участке горловины.

Свадебный наряд как традиция

Практически каждый элемент свадебного наряда на Руси имел особое значение, был глубоко символичным. Примечательно, что его удалось сохранить. Несмотря на сложные времена, которые переживала страна, традиции, связанные с русской свадьбой, бережно передавались из поколения в поколения. Во многом, благодаря этому их удалось сохранить. Многие современные девушки, знакомящиеся с традициями русского свадебного костюма, часто замечают знакомые черты, элементы.

Русский свадебный наряд сегодня

Свадьбы в русском стиле становятся все более популярными. Невеста в кокошнике, жених в красиво расшитом кафтане — то, что уже давно не считается экзотикой, проявлением китча. Многие молодожены делают выбор в пользу национальных костюмов, отказываясь от привычной торжественной одежды, успевшей надоесть.

Русский свадебный костюм

Современных женихов и невест привлекает самобытность национального свадебного костюма, его яркость, колорит, уникальный декор. Эффектные, красивые наряды в русском стиле создают по-настоящему праздничную атмосферу на свадьбе, формируют особое настроение у жениха, невесты и их гостей. Все, кто присутствовал на свадебных торжествах в русском стиле, отмечают: национальные наряды по-настоящему украшают собой новобрачных. Русская свадебная одежда подчеркивает женственность и красоту невесты, делает акцент на мужественности жениха.

Ссылка на основную публикацию
Свадебный букет розово фиолетовый
Выбирая свадебный букет, каждая невеста может столкнуться с рядом трудностей, ведь, по сути, этот ансамбль цветов является не менее важным...
Свадебные туфли для невесты на низком каблуке
Выберите подходящий для Вас тип до 1 500 руб. 1 500 - 4 500 руб. 4 500 - 8 500...
Свадебные туфли для невесты цены
Выберите подходящий для Вас тип до 1 500 руб. 1 500 - 4 500 руб. 4 500 - 8 500...
Свадебный букет с бордовыми розами
Каждая современная девушка мечтает быть неотразимой на своей свадьбе, ведь это один из самых важных дней в ее жизни. Свадебный...
Adblock detector