Свадебный обряд в древней руси

Свадебный обряд в древней руси

История русского народа очень интересна и совсем понапрасну забыта. Предлагаем вам узнать свадебные обряды и традиции, которые проводились в древней Руси и являлись частью свадебного ритуала, а сегодня они с успехом позабыты или переделаны на новый лад.

Сватовство

Сватовство — это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста также отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное “расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Смотрины

Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Рукобитие

Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.

А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговаривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Девичник

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси — это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетение косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» — последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы – своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Прическа молодухи

Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор — оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а также представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а также способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

"Раскрывание невесты"

Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом, пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

"Отводины"

«Отводины» (совместное посещение молодых родителями невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия, на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви. Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Читайте также:  Цветы шебби шик картинки

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.

Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.

Традиция обмена кольцами. Обмен кольцами существует очень долгое время: еще наши предки надевали друг другу кольцо в знак соединения перед Богами на небе и на земле. Только в отличие от современного обычая носить обручальное кольцо на правой руке, раньше его надевали на безымянный палец левой руки — ближней к сердцу.

Возжигание семейного очага. Самый трогательный момент современной свадьбы — совместное возжигание очага родителями жениха и невесты. Эта традиция восходит ко времени, когда брачный союз заключался волхвом, с родительского благословения и в присутствии всего рода, перед Богами.

Свадебный каравай. Еще один старинный свадебный обряд, полностью сохранившийся в современном браке — изготовление свадебного каравая. Наши предки пекли каравай, который считался символом долгой и крепкой совместной жизни молодых. Традиция печь каравай сохраняется и сейчас: многие пекут его отдельно, а большая часть вступающих в брак заказывает большой торт, который тоже произошел от свадебного каравая.

Читайте также:  Загс самара октябрьский район

Выбрать удачное время для вступления в брак вам поможет свадебный календарь по месяцам. Мы желаем вам крепкой семейной жизни. Чтите традиции, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Рубрики

  • амигурами (69)
  • рукоделие (25)
  • КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (21)
  • фоамиран (11)
  • БУМАГА (10)
  • картинки игры для детей (8)
  • проволка (5)
  • гильоширование (4)
  • АКВАРИУМ. (3)
  • Календарь (3)
  • комнатные растения (1)
  • ГИПС (1)
  • ВЫЖИГАНИЕ (1)
  • ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР. (1)
  • косметика своими руками (1)
  • лобзик (0)
  • Библиотека (54)
  • детская книжка (31)
  • Японские журналы (8)
  • старинные журналы (4)
  • Б И С Е Р (246)
  • бабочки (3)
  • Боги славян (2)
  • В Ы Ш И В К А (188)
  • барджелло (23)
  • гладь (1)
  • книги журналы (4)
  • крестиком (24)
  • пилинг (1)
  • хардангер (3)
  • валяние (5)
  • вышивка лентами (2)
  • ВЯЗАНИЕ (108)
  • вязание крючком (84)
  • брюгге (1)
  • вязание на вилке (2)
  • вязание спицы (219)
  • гобелен (8)
  • гофрированная бумага (1)
  • грунтованный текстиль (1)
  • Д (6)
  • декоративно-прикладное искусство (1)
  • декупаж (38)
  • роспись шпаклевкой (3)
  • детям (51)
  • диафильмы (1)
  • домики (8)
  • Ж (1)
  • живопись,иллюстрации (6)
  • ЖУРНАЛЫ и книги по куклам и игрушкам (314)
  • "Soft dolls & Animals" (38)
  • ЗДОРОВЬЕ (60)
  • народная медицина (15)
  • рак (9)
  • инсульт (3)
  • И (2)
  • изделия с . йоо-йоо (6)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ДНЕВНИКИ (51)
  • история (3)
  • К У К Л Ы (1324)
  • аксессуары для кукляшечек (46)
  • КУКОЛЬНАЯ МИНИАТЮРА. (39)
  • МЕБЕЛЬ ДЛЯ КУКЛЫ. (2)
  • фоамиран (Фом Эва) (1)
  • барби (11)
  • бумажные куклы (24)
  • вальдорфские куклы (14)
  • выкройки (29)
  • домовенок (1)
  • жених и невеста (2)
  • КЛОУН (16)
  • кнопка (3)
  • КУКЛА МАЛЫШКА (16)
  • кукольный домик (45)
  • кукольный театр (3)
  • матрешка (5)
  • народная (43)
  • ОДЕЖДА и ОБУВЬ ДЛЯ КУКОЛ И ИГРУШЕК (102)
  • повар (3)
  • тедди-долл (3)
  • тильда (28)
  • тряпиенсы (14)
  • фетр (16)
  • казанши (1)
  • КАПРОН (8)
  • квилинг (1)
  • конфетный букет (3)
  • коробка (8)
  • кракелюр (1)
  • КРУЖЕВО (50)
  • КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ (115)
  • Блины, оладьи, лепешки, драники (10)
  • варенье (1)
  • имбирь (1)
  • лаваш (2)
  • лепешки (7)
  • напитки (2)
  • пица (1)
  • специи (14)
  • хлеб (20)
  • ЛЕПКА (137)
  • паперклей (5)
  • папье-маше (22)
  • пластилин (3)
  • полимерная глина (18)
  • соленое тесто (12)
  • холодный фарфор (41)
  • Лиру,Уроки для новичков (31)
  • М (6)
  • макраме (12)
  • микро макраме (4)
  • масленица (6)
  • медитации (1)
  • мешковина (5)
  • мешочки (1)
  • МЁД (1)
  • Мини-манекен (5)
  • МОЛД (6)
  • МЯГКИЕ ИГРУШКИ (441)
  • Мишка (56)
  • фетр (114)
  • нитки (3)
  • Новый год (33)
  • ОБЕРЕГ (45)
  • одежда (5)
  • оригами (1)
  • открытка (4)
  • ПАСХА (81)
  • писанка (8)
  • ПК (31)
  • плетение из газет (8)
  • ПОДЕЛКИ (9)
  • Подушки (3)
  • ПОМПОНЫ (2)
  • притчи (2)
  • приусадебное хозяйство (14)
  • пэчворк (10)
  • раскраски (8)
  • расписание транспорта (1)
  • религии мира.православие (20)
  • православный календарь (6)
  • ретро (1)
  • рисование (10)
  • Русский народный костюм (1)
  • С (4)
  • С В А Д Ь Б А (27)
  • С У М К А (145)
  • косметички (5)
  • кошелек (12)
  • Несессер (3)
  • сад-огород (6)
  • салфетки (1)
  • саше (2)
  • скрапбукинг (2)
  • славянские символы (2)
  • сутаж (1)
  • Т (3)
  • топиарий (1)
  • трафареты (2)
  • удаление пятен (2)
  • уход за волосами (1)
  • Ф (1)
  • фото (3)
  • фотошоп (2)
  • цветы из бумаги (2)
  • цветы из ткани (8)
  • шаблоны (8)
  • шапка (3)
  • ШИТЬЁ (188)
  • Одежда для беременных (6)
  • шьем детям (4)
  • блузы (3)
  • пончо (1)
  • топ (1)
  • фартук (4)
  • юбка (13)
  • шкатулки (1)
  • шляпки (29)
  • шнур (1)
  • ЭЗОТЕРИКА (1)
  • электронный ГИД (1)
  • Энциклопедии (10)
  • эфирные масла (1)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Пятница, 07 Июля 2017 г. 19:09 + в цитатник

Свадебные обряды на Руси


Свадьба — это первый семейный праздник, который открывает супругам страничку в их совместный жизненный путь. Сегодня нет каких-то определенных правил празднования этого дня. В зависимости от предпочтений, обстоятельств, желаний, социального положения и финансовых возможностей каждая пара выбирает тот вариант, который именно ей подходит более всего.

Кому-то по душе скромные посиделки в узком семейном кругу, другие мечтают махнуть куда-нибудь за тридевять земель, где будут только он и она, третьи планируют пышное празднество с сотней гостей, дискотекой, фейерверками, лимузинами и т. д. На каком варианте остановиться — выбор каждой отдельной семьи.

Это сейчас существует такая альтернатива, а в старину свадьба обычно справлялась очень шумно, гостями становилась вся деревня, а торжество продолжалось несколько дней. Именно поэтому тогда говорили не «справлять» или «отмечать», а «играть» свадьбу. Свадьба напоминала настоящее театрализованное зрелище, каждое действие которого было наполнено определенным смыслом, а отступление от принятого порядка считалось плохой приметой.

Древние летописи свидетельствуют о том, что общепринятых свадебных традиций изначально не существовало, у разных племен были и обычаи разные. Поляне, например, очень уважали святость брачных уз, супругам вменялась в обязанность сохранение мира в семье, взаимоуважение. А вот у древлян и северян можно было просто похитить понравившуюся девушку в своем или другом племени и без каких-либо обрядов жить с ней, причем и в полигамном браке.

Постепенное объединение племен в единое государство сближало и их традиции, в том числе и свадебные. Вплоть до крещения Руси все сферы жизни древних славян были пропитаны язычеством, и свадебные обряды не были исключением: у языческих божеств вымаливали расположение к новой семье, танцевали вокруг костров, обливались водой.

С крещением Руси начали зарождаться и новые обычаи, что существенно отразилось и на порядке проведения свадьбы, но на протяжении многих веков, вплоть до наших дней, отголоски язычества ещё слышны в русских обрядах и традициях. Произошло слияние двух верований, что создало своеобразную, характерную только для Руси, культуру.

Главная перемена в обряде бракосочетания состояла в необходимости освящения брака церковью. В остальном свадьба носила былой характер: массовые гуляния, развлечения, «пир горой», нередко длившийся 3-4 дня. К XVI веку на Руси сложился порядок проведения свадебного обряда, который четко регламентировал роль каждого его участника, свадебную одежду, этапы свадьбы и даже подаваемые на стол блюда.

Свадебные русские обряды были религиозно-магическими действиями, призванными подарить новой семье здоровье, достаток, гармонию в отношениях, детей. Кроме того, одной из главных задач такого обряда была защита молодой пары от сглаза и порчи, поскольку полагалось, что именно в этот день она наиболее уязвима. Охранять молодоженов были призваны как люди, так свадебные атрибуты. Так, фата невесты должна была скрывать ее от злых духов. Друг жениха и подружка невесты должны постоянно находиться с ними рядом, чтобы «запутать» духов. Свадебные обряды овдовевших людей уже проходили в более упрощенном порядке.

Традиционно самым подходящим для свадьбы временем на Руси считались осень и зима. Это было время, свободное от сельскохозяйственных работ. Весной и летом заключались лишь браки по обстоятельствам, например, беременность невесты, а в мае браки вообще почти не заключались.

Кроме того, подходящих для свадьбы дней было не так много: венчание запрещалось в пост, на Масленицу, Пасхальную Седмицу, Святки, накануне православных двунадесятых праздников, а ещё накануне среды, пятницы и воскресенья, в день, предшествующий перед престольными праздниками того храма, в котором планировалось совершить Таинство венчания.

Подготовка к свадьбе

Готовились к браку с первых лет жизни: девочки учились вести хозяйство, готовили приданое. Свадебный обряд на Руси обязывал невесту преподнести в день свадьбы каждому родственнику жениха в дар полотенце, жениху — вышитую рубаху и кальсоны, а его матери — три рубашки, отрез на сарафан, платок на голову.

Невест выбирали на смотринах, которые устраивались во время весенне-летних гуляний или престольных праздников. Выбирали невесту родители жениха, согласуя выбор со всей родней, мнения парня обычно не спрашивали. Без благословения родителей браки заключались крайне редко, считались несчастливыми и осуждались общественностью.

Поскольку обычно девушки не имели права на выбор, они часто прибегали к гаданиям, стараясь предугадать, каким будет их суженый, когда будет свадьба. Гадали чаще всего на святки или на Покров день, — по снам, зеркалу, отражению в воде, на свечах.

Читайте также:  У мамы широкие бедра

После того, как родственники жениха согласовали кандидатуру невесты, они выбирали посредника, — сваху или свата, шустрых на язык односельчан, умевших улаживать подобные дела.

Основными эпизодами свадебного обряда были сватовство, рукобитье, сговор, девичник (мальчишник), баня, утро перед венчанием, венчание, встреча молодых, свадебные столы.

Сватовство

День, время и путь сватов, держали в тайне. Обряд сватовства был обставлен множеством магических действий. Переговоры велись либо с отцом невесты, либо с её старшим братом или матерью. На второе, «официальное» сватовство родители невесты уже ждали сватов и готовили стол, зажигали свечи и лампады. Если родители невесты соглашались на замужество дочери, составлялся брачный договор — «рядная запись», оговаривающая весь круг вопросов, имеющих отношение к заключаемому браку.

Невеста давала жениху залог, — платок, имевший большую правовую силу. Через несколько дней после этого отец невесты или её старший брат приходили в дом жениха для осмотра его хозяйства.

Если родители невесты оставались довольны осмотром хозяйства жениха, они приглашали его родителей на смотрины в доме невесты. Для девушки это было первое свадебное испытанием. Её наряжали, на лицо набрасывали покрывало. Сватья заводила с ней беседу, нередко девушку заставляли продемонстрировать свои умения, заставляли пройтись, проверяя, не хромает ли она, отец жениха мог посмотреть на ее лицо. Если он целовал девушку в обе щеки, это был знак того, что девушка понравилась.

В этом случае смотрины заканчивались «пиром хмельным». Вскоре устраивали сговор, во время которого заканчивалось составление рядной записи, и устанавливались сроки венчания. Родители жениха привозили с собой сговорный пряник — своеобразное напутствие будущей снохе. Сговор имел юридическую силу, он завершался обрядом рукобития: отцы жениха и невесты вкладывали руки новобрачных друг в друга и ударяли по ним рукавицей. Иногда во время этого ритуала родители били пирогом о пирог или разламывали пирог пополам, что символизировало нерушимость сговора. После этого свадьбу уже нельзя было отменить.

Традиция сватовства жива и в настоящее время, вот только в одних семьях она приняла слишком уж современный характер, когда родители жениха и невесты просто ужинают вместе и обсуждают детали предстоящего застолья. В других — в дом невесты приходят родители и родственники жениха, и знакомство перерастает в веселое и бурное застолье.

Обручение

За рукобитием шёл обряд обручения (или богомолья), в это время молодые троекратно целовались, затем обменивались кольцами. Обручение подкреплялось запоем или пропоем, — совместным пиршеством. Невеста в это время раздавала будущим родственникам приготовленные подарки (полотенца, рубахи, полотенца), угощала гостей вином, кланяясь им до земли. После сговора невеста нарекалась «сговоренкой».

С этого момента она не выходила из дома, оплакивала свою девичью жизнь. Жених, наоборот, дома не сидел, каждый день наведывался в дом невесты с подарками. Вечер накануне венчания назывался «девичником», невеста прощалась с семьей, девичьей жизнью, свободой. Звучали её причитания и печальные песни подружек. Кульминационным моментом девичника был ритуал потери красоты («воли»).

Исполняя протяжную песню, подруги снимали с невесты платок, надетый во время сговора, и расплетали девичью косу, вынимая из нее «волю» — ленту, которая символизировала девичью красоту и свободу. Как правило, «воля» передавалась младшей сестре невесты, а если ее не было, то незамужней подружке. После этого ритуала невеста в окружении подруг шла в истопленную баню, где парили присланными женихом вениками.

Утром в день свадьбы к невесте приезжал кто-то со стороны жениха (брат или друг). Он привозил с собой подарок и уезжал с ответным даром. Только затем на пороге появлялся жених. Далее происходило то, что и сегодня зовется «выкупом». Подружки не пускают жениха в дом к невесте до тех пор, пока тот не задарит их гостинцами, не выполнит определенные задания (конкурсы, игры), когда жених отдаст в руки деньги — вход оказывается свободным.

Венчание

После выкупа следовал обряд венчания. В старину обряд венчания, который обычно проводили вечером, называли Судом Божьим. С утра подружки невесты снаряжали виновницу торжества: умывали, одевали, навешивали украшения. В воду для умывания клали серебро. После этого невесту усаживали под иконы, пели ей свадебные песни. Затем, когда к приезду жениха всё было готово, невесте на голову возлагали символ девичества — венец и торжественно выводили под руки две свахи.

Впереди шли женщины-плясицы, за ними следовали каравайники, затем свечники с массивной венчальной свечой. Далее несли обручальные кольца. Гости рассаживались за столом, и сваха просила родителей благословения невесту крутить и чесать, затем снимала с неё покрывало и венец, расчесывала гребнем в меду невесту, скручивала ей волосы и надевала кику, после чего снова накрывала невесту покрывалом. Во время этого обряда свечники держали кусок материи между женихом и невестой. Пир продолжался.

После третьего блюда сваха просила родителей благословения, и молодых везли в церковь. Гости вставали, родители невесты держали в руках образа. Новобрачные кланялись священнику, родители невесты передавали ее жениху. Иногда использовали и такой обряд: отец слегка ударял невесту плетью, приказывая слушаться мужа, и передавал новобрачному эту плеть.

После венчания покрывало с невесты снимали. Весь обряд венчания сопровождался массой сложившихся в народе веками примет: кто выше свечу держит, кто первый ступит к аналою и т.п.
При выходе из церкви молодоженов осыпали семенами конопли и льна.

Родители жениха встречали их у околицы или ворот дома, свекор — с иконкой, а свекровь — с хлебом-солью. Хлеб разламывали над новобрачными на 2 половинки. Молодые кланялись родителям в ноги, а те благословляли их. Пара трижды обходила вокруг свадебного стола, затем начинался свадебный пир.

Свадебный пир

Приехав из церкви в дом жениха, гости занимали место за свадебными столами. Родственники рассаживались двумя рядами (с одной стороны — мужчины, с другой — женщины). К столам подносили угощение, женщины пели величальные песни. Молодые за столом ничего не ели, не пили, а лишь принимали поздравления. Когда к столу выносили третье блюдо, молодых выводили в сенник, к брачному ложу.

С уходом молодоженов пир разгорался, — накрывали «горный» стол, к которому обычно подъезжали гости со стороны невесты. За ночь молодых могли бесцеремонно поднять с постели и выводить к гостям, которые не прекращали веселья.

Основной пир (красный стол) начинался на следующий день. Ранним утром молодых снова будили. Их одевали и провожали к столу, где продолжалось веселье. Правда, это уже был, как у нас сейчас принято говорить, «сладкий стол». Немного погодя, поскольку хмельным гостям было уже не до молодых, те, не выспавшиеся и усталые, могли незаметно покинуть застолье и уйти отдыхать.

В этот же день молодым готовили обрядовую баню. Мыться их провожали с песнями, разметая дорогу вениками. В бане сваха проверяла рубашку новобрачной для обнаружения следов девства. Часто факт невинности молодой демонстрировали и односельчанам.

На третий день свадьбы молодой устраивали испытания, — она должна была показать свои умения работницы и хозяйки. Молодая жена топила печь, мела полы, готовила обед, а гости должны были ей всячески мешать. Также на третий день молодые приезжали в дом родителей невесты. Теща встречала зятя блинами, а он преподносил ей подарок…

Традиционно русская свадьба длилась три дня.

* * *
Как видите, отдельные фрагменты празднования свадьбы сохранились и по сей день. Конечно, все существующие современные обряды отличаются от древних и соблюдаются они уже не так строго, но, тем не менее, традиции не забыты, они продолжают жить и передаваться из поколения в поколение…

Любите друг друга, пусть в ваших домах царят понимание, гармония и уют. Не забывайте свои семейные традиции и создавайте новые, добрые и душевные…

Ссылка на основную публикацию
Свадебный букет розово фиолетовый
Выбирая свадебный букет, каждая невеста может столкнуться с рядом трудностей, ведь, по сути, этот ансамбль цветов является не менее важным...
Свадебные туфли для невесты на низком каблуке
Выберите подходящий для Вас тип до 1 500 руб. 1 500 - 4 500 руб. 4 500 - 8 500...
Свадебные туфли для невесты цены
Выберите подходящий для Вас тип до 1 500 руб. 1 500 - 4 500 руб. 4 500 - 8 500...
Свадебный букет с бордовыми розами
Каждая современная девушка мечтает быть неотразимой на своей свадьбе, ведь это один из самых важных дней в ее жизни. Свадебный...
Adblock detector