Сватовство у татар со стороны невесты

Сватовство у татар со стороны невесты

Татарский народ проживает практически на всей территории России, имеет богатейшую историю и культурное наследие, которые берут свое начало с давних времен. Национальные татарские обряды создавались веками, они оказывают влияние на жизнь всего народа и каждого представителя этой культуры. Национальные особенности очень ярко проявляются в свадебных обрядах и ритуалах, многие из которых живы и сегодня. Татарская свадьба – это волнительное и очень важное событие в каждой мусульманской семье.

Подготовка к татарской свадьбе

Готовятся к татарской свадьбе основательно и еще задолго до официальной даты торжества. Перед тем, как состоится бракосочетание, в дом девушки приходят сваты и родители парня, договариваются о свадьбе своих детей, обязательно с благословения муллы. Жених и невеста участия в переговорах не принимают. Сватовство проходит в три этапа:

  • смотрины невесты;
  • рассказ о женихе;
  • переговоры между сторонами.

Жениха представляют сват (яучы) и один из старших родственников. Если первые две части сватовства прошли удачно, то на третьем этапе переговоров подключаются отец и мать новобрачного. В заключительной части сватовства стороны оговаривают денежные и другие важные моменты быта молодой семьи: где будут жить новобрачные, кто и что покупает для обустройства жилья, каков будет вклад мужа в новую семью, объем калыма за невесту и еще много других вопросов.

По татарскому обычаю, выкуп за невесту можно выплачивать частями до торжества или отдать целиком в день свадьбы. В качестве калыма чаще всего предлагают золотые украшения, зимнюю и летнюю одежду, постельное белье, посуду, деньги. Какое будет приданое у невесты, переговорщики во время сватовства не обсуждают. Если стороны договорились, об успешном исходе сватовства сообщают молодым и определяются с датой помолвки. После оговаривается сценарий торжества, которое состоит из свадебных татарских ритуалов.

Никах – свадебный обряд мусульманского брака. Он проводится в мечети или в доме новобрачной. В таинство обряда входят: молитвы, чтение Корана, духовные наставления молодым. Священные обеты дают либо молодожены, либо те, кто их представляет. После завершения Никаха, брак регистрируют в ЗАГСе. Жених и невеста подают заявление в день помолвки. Этих мероприятий достаточно, чтобы девушка считалась сосватанной и получила статус «ярекшен кыз».

Татарская свадьба (Туй) – торжество, которое продолжается несколько дней. Оно начинается в доме невесты, а затем плавно переходит в жилище жениха. В наши дни татары обычно празднуют свадьбу в ресторане на протяжении нескольких дней.

Если молодые хорошо знают друг друга, а родители согласны на бракосочетание детей, то сватовство и помолвку проводят в один день. В доме родителей девушки накрывают стол. Самые близкие родственники с обеих сторон оговаривают условия бракосочетания детей и дарят друг другу подарки.

После помолвки начинается подготовка к свадьбе, которая занимает в среднем от 3 до 5 недель. Жених выплачивает калым частями, покупает подарки невесте, ее родителям и близкой родне. Невеста завершает готовить приданое, которое начала припасать еще подростком. Родители молодых и ближайшие родственники организовывают свадебное веселье.

Украшение места проведения торжества

Свадьба у татар празднуется несколько дней. Место проведения торжества украшают согласно вкусу, желаниям и религиозным предпочтениям молодоженов, а также их родителей. Пользуются популярностью обычные свадебные украшения (гирлянды, воздушные шарики, цветочные композиции), а также очень модный сегодня национальный декор: нарядные скатерти, посуда с татарскими узорами, подушечки с орнаментом. Если новобрачные религиозны, то место проведения свадебного торжества принято украшать декорированными элементами с духовными наставлениями из Корана.

Музыкальное сопровождение

Музыку для татарской свадьбы обычно выбирают молодые, учитывая вкусы своих родственников. Огромной популярностью пользуются композиции современных авторов на русском и татарском языках. Столь же часто можно услышать на татарских свадьбах зажигательные и грустные народные песни. Марш Мендельсона играют не только во время регистрации, без него не обходится практически ни одна татарская свадьба.

Традиционные татарские наряды молодоженов

Традиционные татарские свадебные одежды молодоженов разительно отличаются от привычных для нашего глаза европейских нарядов. Невеста – символ скромности и чистоты, поэтому праздничная одежда молодой должна полностью закрывать тело, руки, область декольте и шею. Чтобы понять, как выглядит свадебный наряд татарской невесты, посмотрите фотографию ниже. Платье до пят или же брюки с туникой сочетаются с головным убором, который полностью закрывает волосы. Девушка может оставить открытыми лишь кисти рук и лицо, все остальное должно быть скрыто одеждой от посторонних взглядов. Для свадебных татарских нарядов используется плотная ткань.

К одежде жениха здесь относятся не столь скрупулезно и предъявляют намного меньше требований, чем к наряду невесты. Будущий супруг на свадебном торжестве может быть в обычном классическом костюме любого цвета, белой рубашке и галстуке. Одежда для татарского жениха практически ничем не отличается от наряда любого европейского новобрачного. Его выделяет лишь головной убор – тюбетейка.

Сценарий проведения татарской свадьбы

Перед свадьбой нужно детально продумать сценарий мероприятия. Он должен включать в себя татарские свадебные обычаи и традиции. Чтобы торжество прошло весело, оригинально и запомнилось гостям надолго, необходимо заранее оговорить с тамадой все нюансы и тонкости проведения праздника. Для удобства предлагаем воспользоваться типичным сценарием с заготовленными репликами. В нем учтены многие свадебные ритуалы, обряды, традиции и их особенности.

Сватовство

Сваты приходят в дом родителей невесты, где их встречают, гостеприимно усаживают в комнате для переговоров. Следуя древнему татарскому обычаю, на первом этапе все разговоры ведутся завуалировано, чтобы злые духи не внесли в этот процесс сумятицу и не нарушили его. В сговоре принимают участие: сват, дядя жениха и родители невесты.

Отец молодой:

– Здравствуйте, дорогие гости! С чем пришли?

Сват жениха:

– Здравствуйте! Спасибо за теплый прием в вашем доме! У нас к вам доброе дело! Слышали мы, что есть у вас сокровище – не ограненный камень, прекрасный и чистый. Правда ли это?

Отец молодой:

– Чего только люди не говорят. А вам знать это зачем?

Сват жениха:

– Хотим посмотреть на сокровище невиданной красы. Если люди правду сказали и понравится нам оно, то предложим вам хорошую оправу. И приумножит она ценность сокровища во много раз и сбережет его надолго от бед и напастей.

Отец молодой:

– Не раз уже приходили в наш дом с таким предложением. С чего вы взяли, что ваша оправа будет лучшей из всех?

Сват и дядя жениха начинают хвалить жениха в мельчайших подробностях. Говорят обо всех его положительных качествах: заботливый, любящий, работящий, религиозный, без вредных привычек. Когда рассказ окончен, к сватам выходит невеста, чтобы они посмотрели на нее. После этого обсуждают свадебный калым. Размер первоначального выкупа татарской невесты сваты узнают заранее у отца и матери жениха.

Сват жениха:

– Люди не врут! Сокровище действительно сказочно красиво и достойно самой лучшей оправы. Мы хотим предложить вам за него хорошую цену.

Отец молодой:

– Мы не продаем его! Сокровище очень дорого для нас, бережем, храним и ценим. Какую цену вы готовы предложить, если мы все же решимся на такой шаг?

После этой реплики начинается долгий и активный торг за девушку. Сват вместе с дядей жениха пытаются сбить цену, а отец и мать невесты, наоборот, увеличить стоимость калыма за дочь. После того, как предварительный сговор окончен, сваты договариваются о дате следующей встречи и покидают дом невесты. На третьем этапе сватовства присутствуют родители и жениха, и невесты. Они в мельчайших деталях обсуждают финансовые вопросы, которые касаются совместной жизни молодой семьи и организации свадебного торжества.

Выкуп невесты

По татарской традиции в день бракосочетания родители будущей жены забирают жениха из его дома и отвозят в специальное помещение к молодой невесте, которое называется «кияу эйе». В давние времена такое временное помещение строили рядом с домом родителей невесты. Сегодня для этой цели снимают квартиру или номер в отеле. Кияу эйе предназначается также для первой брачной ночи.

Свадебный кортеж по-татарски

Торжественная процессия приезжает к дому жениха – кияу эйе. Друзья и родственники невесты не пускают новобрачного до тех пор, пока он не погасит весь калым или не заплатит дополнительно сумму. Свадебный тамада либо родственник невесты отвечает за это мероприятие. Когда все улажено, начинается татарское свадебное торжество: жениху и его родственникам оказывают достойную встречу.

Ведущий говорит:

– Добрый день, дорогие гости! Скажите, пожалуйста, с чем пришли?

Жених представляется и говорит, что приехал за невестой.

Ведущий свадьбы достает лист бумаги, который является символом брачного договора и начинает сверять данные:

– Все правильно. У меня здесь написано: (имя жениха) обязался заплатить сумму, которую установили заранее в размере 50 000 рублей за (имя невесты). Приготовил ли ты калым?

Жених и свидетели начинают выплачивать калым. Сверяясь со списком, ведущий сопровождает свои действия хвалой даров жениха и шутками-прибаутками. Основную сумму денег и большие подарки калыма родители новобрачной передают еще до свадебного торжества, а во время проведения обряда выплачивают символические подарки, учитывая древние традиции. Новобрачный, например, привозит с собой ювелирные украшения или бочонки с маслом и медом.

После того, как калым уплачен, ведущий проводит забавные свадебные конкурсы. Оригинальные идеи вы можете почерпнуть из статьи «Конкурсы на выкуп невесты». Когда все препятствия на пути к невесте пройдены, новобрачный забирает будущую жену из кияу эйе. После молодые и гости идут на церемонию Никах.

Читайте также:  С днем свадьбы 34 года совместной жизни

Никах

Свадебный обряд Никах проводится в доме родителей девушки или в мечети. На этой торжественной церемонии, которая длится около часа, присутствуют мулла, новобрачные и близкие родственники виновников торжества. Обряд проводится в тишине за закрытыми дверями. Мулла садится во главе стола, а новобрачные на мужской половине стола или напротив него. Когда начинается молитва, молодожены встают и слушают святые слова в молчании. Потом жених и невеста дают брачный обет.

В конце свадебной церемонии мулла объявляет молодых мужем и женой перед Аллахом, напутствует их на семейную жизнь молитвами из Корана. Затем родственники дарят подарки мулле и поздравляют новобрачных с созданием новой семьи. После окончания татарского обряда Никах, молодожены с гостями отправляются в ЗАГС.

Официальная часть татарской свадьбы заканчивается в ЗАГСе. Теперь наступает самый веселый этап торжества, который состоит из:

  • праздничного застолья в доме новобрачной;
  • переезда жены к мужу;
  • застолья в доме жениха.

Традиционно родители невесты накрывают стол в своем доме, чтобы встретить молодых после регистрации. Новобрачные садятся во главе праздничного стола, супруга должна находиться справа от мужа. Возле молодой жены размещаются родители новобрачного, а рядом с молодым мужем – родители жены. Справа – родня мужа, слева – родственники жены. Начинается татарское свадебное гуляние с традиционных угощений, конкурсов, национальных танцев и песен, развлечений.

После торжества в доме невесты молодые отправляются в кияу эйе, где проводят первую совместную ночь. На второй день для новобрачных топится баня, их угощают оладьями и блинами. Молодых поздравляют родственники, соседи, друзья и знакомые с обеих сторон. После нескольких дней гуляний происходит один из самых важных обрядов татарской свадьбы – переезд жены в дом мужа. А само застолье продолжается еще несколько дней.

Переезд жены в дом мужа

Переезд жены в дом мужа – неотъемлемая часть татарской свадьбы. Он оказывает сильное влияние на будущие отношения между родителями мужа и невестки. Даже на современных татарских свадьбах соблюдается этот старинный обычай при встрече будущих родственников. Обряд помогает молодой жене показать самые лучшие качества заботливой жены и хорошей хозяйки. Для свекров этот ритуал – замечательная возможность продемонстрировать отношение к невестке как к дочери, пожелать молодым счастливой семейной жизни.

Невесту привозит в свое жилище молодой супруг в сопровождении родственников. На пороге нового дома девушку встречают родители жениха. Так начинается сам ритуал. К ногам невесты гости-мужчины кладут подушку или шкуру – это знак уважения к девушке, теплого и гостеприимного приветствия. Свекровь и старшая сестра жениха угощают молодую медом и хлебом, чтобы отношения между ними были добрыми и сердечными. Родные предлагают молодой жене вымазать руки мукой, чтобы в новой семье всегда были деньги. Новобрачным принято также дарить домашних животных.

Когда молодая жена первый раз переступает порог нового дома, она должна совершить один из древних свадебных обрядов – освящение жилища. Девушка вешает настенные украшения, новые занавески, полотенца, стелет дорожки на пол. Этот простой и милый ритуал помогает новобрачной почувствовать себя хозяйкой в доме мужа и показать приданое родне супруга. Свекровь сопровождает невестку, когда та первый раз идет за водой. Девушка как бы сдает свой первый экзамен, демонстрирует аккуратность и хозяйственность: чем меньше воды она разольет, тем больше будут ее уважать. Завершается обряд переезда жены в дом мужа весело и празднично. Породнившиеся семьи дарят друг другу подарки и устраивают свадебное торжество в новом доме.

Застолье и национальные татарские угощения

Традиционная свадьба у татар предполагает шикарное застолье с огромным количеством самых разных национальных угощений. В начале гуляний гостям предлагают горячие и холодные закуски. Затем подают суп из лапши и бараньего мяса (шурпа) и остальные национальные свадебные яства. На столах всегда есть фруктовые соки, компоты и вода. Алкогольные напитки на торжестве Никах под строгим запретом.

Для татарского свадебного торжества готовят двух гусей – символ новой молодой семьи. Традиционно разделывать гусей имеет право только старший мужчина, которого назначают родители молодого мужа. Основная задача этого ритуала – не повредить птичьи кости, когда тушку разделывают на части. В то время, когда гостям выносят блюдо с гусями, принято вручать подарки и деньги молодоженам.

Особое значение придается подаче и разделыванию еще некоторых татарских блюд.

Гульбадия – закрытый свадебный пирог с начинкой из мяса, риса, творога и изюма. Его готовят на заказ перед самой свадьбой.

Чак-чак – национальная традиционная татарская сладость. Она состоит из меда и обжаренного теста. Чак-чак готовят родственники невесты.

Свадебную гульбадию могут разрезать как мужчины, так и женщины. Ответственного назначают отец и мать новобрачного. Перед самим обрядом пирог накрывают платком. На него, по обычаю, гости кладут деньги за угощение. Разрезать гульбадию нужно на четыре части и очень осторожно. Главное – не повредить сердцевину свадебного угощения, сохраняя все его слои в первозданном виде. Одну часть гульбадии забирают родители мужа, чтобы угостить родственников, которые не приехали на свадебное торжество. Остальными частями угощаются гости.

Чак-чак или угощение невесты подают на каждой татарской свадьбе. Обычно это происходит в конце торжества вместе с чаем и другими сладостями. Того, кто будет разрезать свадебный чак-чак, выбирают родители жены. Традиционно этим человеком является жена старшего брата или тетя невесты (кыз жинги). Перед разделыванием блюда происходит торг между родными и гостями свадьбы. Чак-чак, как и гульбадию, режут на четыре части – одну забирают родители молодого мужа, остальными угощают присутствующих на свадьбе гостей.

Видео: традиции и обычаи на татарской свадьбе

Татарская свадьба, которая прошла по всем традиционным правилам – большой и шикарный праздник. Именно с него начинается счастливая и радостная жизнь новой молодой семьи. Особую торжественность, которой скрепляется нерушимый брачный союз на долгие годы новой семейной пары, придают религиозные священные обеты. Их новобрачные дают перед муллой и близкими родственниками. Теплые искрение пожелания от родных и близких на долгие годы остаются в памяти молодых супругов и гостей свадебного торжества.

Даже в случае скромного праздника, упрощенной церемонии или отказа от некоторого количества свадебных татарских обрядов, вы должны не забывать о том, что главный смысл Никаха – укрепления любви молодоженов. При создании семейного союза, всегда помните о взаимоуважении и доверии супругов друг к другу – именно эти элементы являются прочным фундаментом для каждой семьи. Очень красивую и сентиментальную церемонию современной татарской свадьбы смотрите в нашем видео:

Свадебная обрядность сибирских татар представляет собой сложный комплекс обычаев и ритуалов. Анализ опубликованных сведений и полевых материалов по семейной обрядности показывает, что традиционная свадебная обрядность наиболее вариативна из всех семейно-бытовых обрядов.

У сибирских татар существовало несколько форм заключения брака. В настоящем очерке будут описаны обряды, связанные с браком по сватовству.

Первым этапом предсвадебного цикла являлось сватовство. На рубеже XIX–XX вв. еще подавляющее число браков заключалось по сватовству. Многие обычаи, связанные с этим этапом свадебного обряда, продолжали соблюдать до середины ХХ века.

У сибирских татар жених и невеста нередко в первый раз друг друга видели на сватовстве, так как родители молодых сами решали, какая партия подходит их детям. Одной из гарантий прочности создаваемой семьи служило всестороннее обсуждение избранной кандидатуры с родственниками, знакомыми («берешь жену – советуйся с родней своей»).

Молодые могли познакомиться сами, а потом уже родители принимали решение о женитьбе. Часто, а возможно и в большинстве случаев, молодые знали друг друга, встречались, немало браков заключалось по любви. Общественный бытовой уклад предоставлял молодежи возможность встречаться, знакомиться, нередко проводить вместе досуг, участвовать в массовых увеселениях.

В летнее время молодежь гуляла на берегу, на полянах недалеко от деревни: играли в «круг», в «разлуку», пели под гармошку, плясали. В зимнее время устраивались посиделки утерыш / встретиться у очага (д. Ильчебага Усть-Ишимского района Омской области), утрабус, утракилябус / мы сидим, придя, мы сели (д. Малая Кова Знаменского района Омской области), кич-утрул / маленькие посиделки (д. Усть-Тамак Знаменского района Омской области), кичутаро (д. Качуково Знаменского района Омской области).

У татар Тюменской области молодежные посиделки назывались аулак эй / уединенный, без взрослых, дом. Молодежь либо снимала пустующий дом, либо собирались у кого-нибудь из девиц по очереди. Часто дом могли предоставлять одинокие женщины. Каждая девушка шла на посиделки со своей работой: кто теребил и прял лен, кто вышивал, кто вязал, кто обрабатывал птиц. На эти мероприятия обязательно приходили парни, они веселили девушек, играли им на гармошке, рассказывали анекдоты. Родители одобряли такой способ времяпровождения.

У тарских татар д. Тоскино Колосовкого района Омской области зафиксирован обычай казумёсе / общипывание гусей. Раньше молодых девушек не пускали на улицу, поэтому придумали праздник «Общипывание гусей». Этот праздник устраивали осенью, вечерами. Об этом вечере знала вся деревня, знали в каком доме. За работой девушки шутили, пели песни. Из собранного на «Общипывании гусей» пуха девушки делали себе в приданое подушки, одеяла, перины.

Читайте также:  Благодарственные слова на свадьбе от молодоженов

К посиделкам без работы относились сборища молодежи в одном из домов девушек и парней с разрешения родителей. Такого рода мероприятия проводились в складчину. Коллективные работы и развлечения, помимо сохранения производственных традиций, способствовали сближению молодежи, выбору брачного партнера. Особенностью коллективных развлечений, в частности посиделок, было то, что в них принимали участие не только молодежь, но и женатые пары. Кроме того, на молодежные развлечения приезжала молодежь из соседних татарских селений.

Когда в деревнях стали открываться клубы – у молодежи стало больше возможностей для знакомства и общения. Но, в то же время, постепенно была забыта традиция посиделок.

Парни, не присмотревшие себе невесты в своей деревне, могли специально ездить в поисках ее по соседним деревням. Как правило, там жили родственники или друзья, которые и рекомендовали присмотреться повнимательнее к той или иной девушке. Часто вместо парня такого рода выбором занимались отец или старшие братья.

Вообще, жениться и выходить замуж считалось обязательным делом. Холостяки осуждались общественным мнением не меньше, чем засидевшиеся в девках. Тарские татары именовали холостяков кыр, незамужних женщин коркес, корт / старая дева.
Средний брачный возраст девушек – 16–22 года, но замуж, как правило, успевали выйти до двадцати лет. Считалось, что чем девушка умнее, тем позже она выйдет замуж, так как «ее не хотели, боялись сватать». Парни женились обычно после 20 лет.

Родители жениха начинали присматриваться к семьям, в которых есть дочери подходящего возраста. Смотрели не только местных, но и девушек из ближайших деревень. Если заключался брак между близкими родственниками, то родители жениха и невесты наблюдали лишь за тем, чтобы не переступить границ, дозволенных шариатом. «Обычно женились на дальних родственниках, чтобы богатство другим не досталось». Такие браки считались возможными в третьем поколении.

Большую роль при выборе невесты имел имущественный и социальный статус ее семьи. Браки заключались обычно между семьями, относящимися к одной социальной группе. Если и встречались случаи женитьбы богачей на девушках из бедных семей, то в таких случаях обнаруживалась большая разница в возрасте вступающих в брак (старшим по возрасту был жених). Немаловажным фактором являлись личные (прежде всего, хозяйственные) качества девушки, а также отношение к труду в семье, так как ни одна из сторон не хотела «родниться с лентяями».

Бывало, что сторона невесты отказывала родителям жениха. Причиной могли послужить бедность его семьи, негативное отношение к их роду (у сибирских татар до сих пор сохранились выражения типа «…у них плохой тугум (род), у нас хороший»).

Остановив выбор на одной из девушек из своей или соседней деревни, сторона жениха начинала готовиться к сватовству – сурату (с. Большие Туралы Тарского района Омской области, д. Качуково, д. Малая Кова, д. Сеитово Тарского района Омской области), кыз су(о)рату / сватовство девушки (с. Большие Туралы, д. Тоскино, д. Сеитово), суратып (д. Малая Кова), суратау (д. Усть-Томак), соратул (с. Большие Туралы), кото / сват /сваты (д. Эбаргуль Усть-Ишимского района Омской области), кодо, кодогай / сват, сватья (д. Качуково), костеляу/солчелау / сватать невесту (д. Эбаргуль). Наибольшее распространение среди исследуемых групп сибирских татар получили термины сурату, кыз су(о)рату (кыз – девушка, сорау – спрашивать, расспрашивать).

Сватовство начиналось по инициативе родителей жениха, они же засылали сватов в дом родителей девушки. Нередко инициатором сватовства был жених: «На кого парень укажет, в тот дом родители и идут сватать». Приходили сваты либо днем, во время обеда, либо вечером. Их число не превышало шести-восьми человек, но как правило, сватать приходило не более двух-трех человек. По обычаю сватами выступали старшие родственники или знакомые, пожилые уважаемые люди. В отдельных случаях сватали отец с матерью, еще реже – жених с родственниками или друзьями.

Традиционное сватовство – достаточно длительный, сложный процесс. Сторона жениха осторожно прощупывала почву, неоднократно засылая сватов. Сторона невесты неохотно шла на контакт, договориться удавалось нередко лишь со второй, с третьей попытки, поскольку строгое соблюдение традиции требовало от участвующих в обряде многократного сватовства. Но повторное сватовство допускалось не более трех раз. Так, у барабинских татар сватовство поручалось уважаемому пожилому человеку, знакомому родителей жениха, в обязанности которого входило, в свою очередь, нанять человека, который и ходил непосредственно сватать три раза. Обычай многократного сватовства через третьих лиц был известен и тарским татарам.

Термины, обозначающие сватов, значительно варьируются в разных местах поселений сибирских татар, например, кот(д)а – сваты мужчины, котарей, котагы – сваты – женщины (д. Чеплярово Большереченского района Омской области, д. Ильчебага, д. Качуково), кот(д)олар (д. Берняжка Большереченского района Омской области, д. Качуково), кудары (д. Черталы Муромцевского района Омской области), коен (д.Тоскино). У томских татар термин кота (года) подразумевает общее название родителей и старших родственников мужа по отношению к родителям и старшим родственникам жены. У термина года отмечается также значение «сват как участник обряда сватовства». У татар Тюменской области также зафиксированы термины кота (сват), котагай (сватья), топ кота, топ котагай – главные сваты на свадьбе. В деревне Сеитово зафиксирован термин яуче, обозначающий сватов. У томских татар сваты именуются яучы. В литературе, описывающей свадебный обряд и терминологию татар Тоболо-Иртышского региона, мы встречаем следующие термины, обозначающие сватов – сауцы и яуцы.

Сватовство начиналось с определенных символических действий, ярко и празднично. Сватов примечали еще издалека, их отличительным признаком была штанина, выпущенная поверх сапога, что должно было принести удачу в сватовстве. Этот обычай был известен не только тарским, курдакско-саргатским и барабинским татарам, знали его и другие тюркоязычные народы. У сибирских татар описаны и некоторые другие особенности в одежде сватов, в поведении, подчеркивающие их функции, связанные с магическими действиями.

В Тюменской области зафиксирован следующий обычай: сват приходил к родителям девушки, держа в одной руке хлеб, завернутый в головной платок, а в другой – длинную палку (посох), на верхний конец которой был привязан носовой платок. У томских татар в некоторых деревнях на шею сватам повязывали специальные шарфы, по которым их можно было узнать.

Сваты заходили в ограду родителей девушки, плясали и пели. У ворот во двор невесты перед сватами укладывали веревку или полотенце – прежде чем войти во двор, они должны были преодолеть препятствие. В селе Карагай Вагайского района Тюменской области зафиксирован интересный обычай: «Когда сваты заходили во двор, то они должны были показать богатство жениха. Для этого в поставленную перед собакой посуду лили молоко. Если молоко лилось через край, это означало богатство жениха».

Заходя в дом, сваты начинали разговор с речей иносказательных, стараясь завуалировать истинную причину прихода. Сваты строили разговор, исходя из своего опыта и умения. Одни начинали разговор издалека, с расспросов о здоровье, о видах на урожай, хозяйственных и семейных делах и постепенно переходили к главному. Другие сразу объявляли о цели своего приезда. Существовали специальные формулы зачина сватовства.

У сибирских татар зафиксированы следующие иносказания: «У вас золото, а у нас серебро, давайте сольем их вместе», «Мы к вам пришли с поклоном. У вас товар, у нас покупатель», «Товар – ваш, выкуп – наш», «У вас – товар, у нас – купец», «Я пришел овечку купить», «Я пришел невесту купить», «Мы слышали, у вас телочка есть, а у нас бычок», «От меня голубь, от тебя голубка, от меня петух, от тебя курица». По обычаю представители с обеих сторон должны были стоять на ногах, пока не договорятся о конечном результате. Сватов принимали родители девушки, которая в это время находилась в другой комнате. Главные виновники событий, жених и невеста, не должны были присутствовать на сватовстве, девушку старательно прятали от чужих, поскольку она, как основной «объект сделки», была наиболее уязвима.

В начале XX в. некоторые семьи это правило стали благополучно обходить стороной: со сватами приходил и жених, если сваты желали посмотреть на невесту, то за символическую плату могли сделать это. Более того, если сватам удавалось договориться, невеста показывалась и ухаживала за гостями.

В конце XIX – начале XX вв. было достаточно добиться согласия родителей на брак, мнение девушки не учитывалось. Родители нередко на отказ невесты реагировали весьма жестко: «Если замуж за него не пойдешь, то за другого голая пойдешь, ничего не дам». Нередко сам жених был недоволен просватанной невестой, но отказаться он не мог: «У отца, знаешь, какой кнут!». Тот факт, что решающая роль в вопросах брака принадлежала родителям молодых, свидетельствует, что структура семьи в это время была авторитарной, сильны еще были элементы отцовского права, сохранились формы больших неразделенных семей, где все младшие ее члены беспрекословно должны были следовать воле отца. При отказе родителей допускалось повторное сватовство, зачастую считалось неприличным давать согласие на брак дочери при первом же посещении сватов.

У татар Среднего Прииртышья бытовали приметы, связанные со сватовством: «Важно, чтобы мероприятие выходило на парные часы (четные), ведь парами жить, так парами и сватать (приходить по 2 или 4 пары)», «Заходят сваты в дом с правой ноги, сначала мужчины, потом женщины», «Если по дороге случилась поломка колеса, то лучше сразу разворачиваться назад – в этот раз удачи не жди», «Существовали неблагоприятные дни для сватовства – на полную луну сватать нельзя».

Читайте также:  Свадебное платье кроп топ

В знак того, что соглашение состоялось, сваты и родители девушки разрывали кусок материи на две равные части. После этого начинались взаимные угощения. Сваты наконец-то могли присесть за стол и предоставить привезенные с собой подарки. В д. Тоскино стол, за которым проводились переговоры сватов, называли столом согласия – ярашу столе. В с. Большие Туралы после успешного сватовства все присутствующие садились за стол и пили ярашу цай («чай согласия»), за чаем родители начинали предсвадебные переговоры. В целом у тарских татар был распространен обычай чаепития в знак сближения семей. У курдакско-саргатских татар широко бытовал обычай мой табак (мой итмяк, мой икмак) («мой» («май») – масло, жир; «табак» – деревянная чаша, глубокая тарелка). Информанты называют этот обычай «Чашка с маслом», «Хлеб с маслом», «Приглашение к маслу». Если сватовство было успешным, то принесенные стороной жениха хлеб и сливочное масло подавались невесте. Она спешно собирала все необходимое для чая. Намазанное на хлеб масло символизировало благополучие предстоящей супружеской жизни: «…что будущая жизнь будет идти, как по маслу», «чтобы у молодых все хорошо было». Зафиксированы случаи, когда «мой табак» проводился не сразу, а через несколько дней. Чаепитие со сватами имело целью сближение сторон, нередко на нем обсуждались детали предстоящей свадьбы, сроки ее проведения (если сторона жениха жила в соседней деревне, что затрудняло повторные визиты). Если же сватам было отказано, продукты уносили с собой, девушка хлеб и масло не брала: «Дочь отказала неожиданно для всех. Посидели с родителями жениха, но масло не приняли. Сваты обиделись.
скачать dle 12.1

Люди всегда придавали огромное значение свадьбе. Поэтому и сватовство было достаточно значимой вехой в жизни. Подробную информацию о семье, с которой предстояло породниться, обычно узнавали ещё до начала сватовства: добрая слава рода ценилась не меньше, чем богатство или достоинства молодых людей.

Жениха и невесту не только не спрашивали об их согласии на брак, но и обручали едва ли не с колыбели. У некоторых восточных народов считалось, что девочка, обещанная жениху во младенчестве, вырастает более спокойной и добродетельной: ведь ей не о чем волноваться, поскольку её судьба уже предрешена.

В том, что обычаи сватовства у многих народов сходны, нет ничего необычного. Родители считали, что, каковы бы ни были чувства молодых, только взрослые, умудрённые опытом люди, могут судить о том, придётся ли им ко двору новая родня. Поэтому во время сватовства не только досконально узнавали о приданом невесты и финансовом положении жениха, но и проводили различные испытания для молодых.
Давайте узнаем, как проходил обряд сватовства у разных народов.

На Руси

По русским обычаям существовало множество примет, связанных с проведением сватанья.

Наиболее счастливым временем для сватовства невесты у русских признавались нечётные числа месяца. Однако ни в коем случае нельзя было свататься тринадцатого числа, а также по средам и пятницам. Для того чтобы избежать сглаза, делать это следовало поздним вечером, после захода солнца.

Прежде чем зайти в дом девушки, нужно было слегка прикоснуться к косяку двери.
Сватом выступал крёстный отец или другой родственник жениха. Могла стать свахой и мать. Иногда в свахи приглашали какую-либо почтенную женщину, особо уважаемую в деревне.

О свадьбе нельзя было заговаривать напрямую. Для этого в русских обрядах сватовства использовались определённые иносказания, вроде знаменитого: «У вас товар, у нас купец» или «У вас уточка, у нас селезень».

В некоторых местностях России было принято, чтобы невеста, демонстрируя своё отношение к молодому человеку, во время сватовства подметала пол: если девушка мела по направлению к печи, это означало, что жених ей по нраву, если же по направлению к двери – то нет.

На протяжении сватовства невеста должна была молчать, однако полагалось, чтобы она трижды меняла свои самые лучшие наряды. Также невеста прилюдно показывала свои вышивки, собственноручно сплетённые кружева, вязаные и тканые вещи.

Если согласие родителей девушки было получено, то жених со своими родителями удалялся из избы, чтобы ещё раз обсудить добродетели избранницы. Когда они возвращались, мать девушки подносила жениху питьё. Если он опорожнял всю кружку, значит, он по-прежнему намеревался жениться, если лишь пригубливал – свадьба отменялась.

На Украине

Обычаи и обряды сватовства на Украине очень сходны с русскими, однако есть и отличия. Например, было не принято, чтобы родители девушки давали согласие на брак с первого раза. Даже если жених их устраивал, ему всё равно приходилось засылать сватов не меньше двух-трёх раз.

Признаком окончательного отказа служило вручение знаменитой тыквы. Если же родители были согласны, будущему зятю дарился рушник – особым образом вышитое полотенце, на котором впоследствии молодые стояли во время венчания, в него же заворачивали первенца, перенося его впервые через порог дома.

Отправляясь свататься, молодой человек должен был взять с собой подарки для будущей родни: молоток для тестя, сладости для тёщи, серьги или другие драгоценности для невесты.

В Чувашии

В Чувашии обычно сватались весной. Сватовство проходило в несколько этапов.

Сперва в дом к родителям невесты отправлялся евче (вестник). Он брал с собой кнут и гостинцы для родственников. Если они давали согласие на брак, то евче оставлял кнут в их доме. Иногда беднягу вовсе прогоняли.

Если девушка была богата и славилась добродетелями, евче мог приходить несколько раз (счастливым считалось нечетное число).

Если родители соглашались отдать дочь замуж, начиналось сватанье. Прежде всего, стороны договаривались о свадьбе и калыме. Затем происходило «моленье хлебом».

Невесту привозили в дом к жениху, где прямо у ворот будущая свекровь дарила ей подарок. Молодые входили в избу, где должны были съесть яичницу прямо со сковороды: считалось, что это делает их родными. В это время родственники жениха во дворе совершали «моленье хлебом»: трапезничали гостинцами, которые родители девушки передали вместе с ней.

Сватовство у казахов

Казахи придавали огромное значение сватовству. Очень часто бывало, что свадебный сговор происходил ещё до рождения молодых (бел куда). Если же родители сговаривались поженить детей, когда те еще были младенцами, такой сговор назывался бесик куда.

Для прославленных джигитов и сыновей знатных родителей устраивались смотрины девушек – кыз кору. Часто во время смотрин, чтобы привлечь внимание невест, юноши соревновались в силе и ловкости.
Если молодые люди нравились друг другу, то к отцу девушки отправлялся доверенный человек жениха – жауши. В случае согласия на брак, жених через жауши дарил коня отцу девушки. А он, в свою очередь, дарил жауши праздничный чапан. Когда жауши в праздничной одежде выходил на улицу, его осыпали монетками и сладостями.

Затем в дом невесты отправлялись сваты. Старший из них – бас куда впоследствии считался опекуном девушки, и она почитала его, как второго отца. Сваты преподносили подарки, затем начинался обрядовый пир, во время которого все ели из одной посуды. На столе обязательно должно было быть особое угощение из курдючного сала и печени (киирык бацыр).

Когда сваты уезжали, родители невесты также одаривали их золотыми и серебряными украшениями, отцу будущего зятя могли подарить коня, верблюда, корову или барана.

Татарские традиции

У татар существовали особые свахи – яучи, в чьи обязанности входило разузнавать для семьи жениха сведения о семье предполагаемой невесты, о её благосостоянии и о самой девушке.

Если информация, полученная таким путём, устраивала родню молодого человека, то яучи или старший сват (башкода) сообщали семье о дате сватовства.

В назначенный день сваты приходили в дом невесты. Если её отец соглашался на брак, то девушка одаривала сватов особыми, собственноручно вышитыми полотенцами.

Во время сватания две семьи договаривались о калыме и дате проведения свадьбы. По татарским обычаям, сватовство завершалось пиром.

Армянские обычаи сватовства

У армян мать обычно сама подбирала жену для сына. Досконально узнав всё о семье девушки и о ней самой, мать жениха рассказывала о своем выборе мужу.

После этого доверенная женщина-посредница (миджнорд кин) отправлялась к матери девушки для переговоров. Причем мать девушки, прежде чем рассказать о предстоящем сватовстве мужу, советовалась со своим братом.

Если предварительное согласие семьи было получено, назначалась дата сватовства.

Свадебное посольство состояло из мужчин — родственников жениха, а также его матери или посредницы. Сваты говорили о своих намерениях иносказательно: «мы пришли, чтобы взять цветок из вашего дома» или «мы хотим взять горсть плодородной земли из вашего дома».

По традиции, отец девушки советовался со своими братьями, сыновьями и женой. Если вся родня была согласна, спрашивали мнение дочери. Считалось дурным тоном соглашаться на брак сразу, поэтому сваты спрашивали согласия несколько раз.

По какому сценарию можно провести сватовство узнайте из нашей статьи.

Что должна дарить невеста на сватовство? Читайте здесь.

Ссылка на основную публикацию
Свадьба сын жених мама
Сынок, достойным мужем станьИ нас не подведи.Жену люби, детей расти,Семьей руководи. Пусть быстротечна наша жизнь,И пусть идут года,Супругу за руку...
Свадьба на кипре для двоих
Кипр притягивает к себе километрами пляжей, чередующимися с величественными скалами, потрясает совмещением культур трех континентов. Молодые пары начали присматриваться к...
Свадьба на кипре документы
Кипр притягивает к себе километрами пляжей, чередующимися с величественными скалами, потрясает совмещением культур трех континентов. Молодые пары начали присматриваться к...
Свадьба таджика и русской девушки
Зачем таджики женятся на русских девушках? Количество браков между россиянками и гастарбайтерами растет с каждым годом, в чем же заключается...
Adblock detector