Таинство брака в православии

Таинство брака в православии

Можно ли венчаться с католиками, как Церковь относится к «гражданским» и невенчанным бракам и кому нельзя вступать в церковный брак — в наших «Слайдах».

Что такое брак?

Согласно римскому праву, брак — соглашение между двумя свободными в своем выборе сторонами. Церковь приняла это определение, но переосмыслила его как «установленный Богом союз мужчины и женщины" (Быт 2:18–24; Мф 19:6).

Какой брак признает Церковь?

Церковь признает зарегистрированный государством брак (роспись в ЗАГСе). Если же это просто сожительство двух людей, то Церковь не признает это браком и считает грехом.

Церковь признает любой брак зарегистрированный любым государством?

Нет. «Церковь категорически не признаёт и не признает союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством, а также другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной» — из документа «О канонических аспектах церковного брака» (принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года).

Невенчанный брак — блуд?

Церковь настаивает на венчании супругов, считающих себя православными христианами. Но одновременно с уважением относится к гражданскому (то есть законному — зарегистрированному) браку невоцерковленных людей (см. Основы социальной концепции).

Возможен ли брак с иноверцами?

Церковный брак — нет, его нельзя освятить венчанием. Церковь призывает вступать в брак только с единомышленниками в вере, чтобы сохранить единство в главном. При этом, если такой брак все же состоялся и оформлен государством, Церковь признает его законным и не считает супругов находящимися в блудном сожительстве. Также Церковь признает и брак супругов, один из которых еще не пришел к вере.

Можно ли венчаться с христианами других конфессий?

Да. Церковный брак возможен со старообрядцами, католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога. Условие: венчание в Православной Церкви и согласие на воспитание будущих детей в православной традиции. Для православного человека, вступающего в брак, важно получить благословение своего духовного наставника и правящего архиерея.

Можно ли венчаться до государственной регистрации?

Нет, но есть исключения. Венчание до регистрации брака возможно только по благословению епархиального архиерея и в особых ситуациях. Например, во время тяжелого заболевания (подтвержденного документами), из-за которого человек может внезапно умереть; ввиду предстоящего участия в военных или других действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государство не может зарегистрировать брак в желаемые сроки. В критических ситуациях священник сам решает, кого можно обвенчать до государственной регистрации, о чем обязан потом доложить епархиальному архиерею. В обычной практике супруги сначала расписываются, потом венчаются.

Кто не может вступать в церковный брак?

В первую очередь люди, отрицающие догматы христианской веры и нравственности. Церковь следит не только за телесным, но и духовным родством человека и запрещает ему вступать в брак с духовными родственниками. При этом церковные правила в отношении кровного родства жестче, чем государственные (Церковь не разрешает брак между кузенами). Браки между восприемниками (крестными) могут совершаться по благословению епархиального архиерея. Полный список тех, кому нельзя вступать в церковный брак, можно прочитать в документе «О канонических аспектах церковного брака», который принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.

Для того нужно вступать в брак, чтобы он помог нам вести жизнь целомудренную; а это будет в том случае, если мы будем брать таких невест, которые могут принести к нам великое целомудрие, великую скромность. Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства. Если эту пристань ты будешь соблюдать свободной от ветров и волнения, то найдешь в ней великое спокойствие, а если будешь возмущать и волновать ее, то уготовляешь сам себе опаснейшее кораблекрушение. (Святитель Иоанн Златоуст).

Жена дана мужу в помощь, чтобы муж с ее утешением мог переносить все, случающееся с ним в жизни. И если жена будет кроткая и украшена добродетелями, то не только своим сообществом доставит мужу утешение, но и во всем вообще окажет ему великую пользу, все для него облегчая, во всем помогая, не оставляя его в тяжких испытаниях, как внешних (вне дома), так и тех, которые ежедневно случаются в доме; но, как искусный кормчий, она своим благоразумием утишит в нем всякую душевную бурю и своим сожитием доставит ему утешение. Живущих в таком союзе супружества ничто в настоящей жизни не может слишком опечалить, ничто не может нарушить их мирного счастья (Святитель Иоанн Златоуст).

Читайте также:  Игра как провести аукцион

Брак есть дар Божий, освящаемый благословением Церкви. Самым первым делом Творца после создания мужа и жены было благословение им «плодиться и размножаться», так произошло благословение брачного сожития и чадородия для того, чтобы члены семьи были одновременно и членами Церкви Христовой. Господь Исус Христос не только подтвердил изначальное благословение брака, но и восстановил в первоначальной силе закон о нем. Вопреки Моисееву закону, все же дозволяющему расторжение брака, Христос решительно воспрещает развод. А на вопрос фарисеев «По всякой ли причине позволительно разводиться с женой?» он указал на первоначальный закон единства и нерасторжимости брака, установленный первой брачной чете Адаму и Евве, и прибавил:

Еже Бог сочета, человек да не разлучает.

В Евангелии от Луки (зач. 102) говорится, что брак перестанет существовать лишь тогда, когда не будет смерти. В толковании же этого Евангелия сказано:

Сынове века сего иже в мире сем раждающе и раждаеми женятся и посягают. Века же онаго сынове ни что же таковаго имети будут, ни умерети могут лишены брака тамо. Зде бо понеже смерть брака ради. Брак же смерти ради, тамо смерти упражнение. Что треба браку? Брак бо помощь смертну и исполнение недостатку.

В житии святителя Николы Чудотворца имеется описание чуда о трех девах: обнищавший муж, отец трех дочерей, захотел отдать их в позорное и беззаконное блудилище, чтобы облегчить таким образом нищету в семье. Чтобы предотвратить эти намерения, святитель Никола трижды тайно являлся в его дом с узлами золота и своей помощью способствовал тому, что все три девицы сочетались законным браком. Из этого видно, что святитель Никола признавал необходимость брачного союза, как Таинство Брака, освящаемое Церковью. Событие это происходило в IV столетии, когда обряда венчания еще не было, а браки совершались лишь родительским благословением при свидетелях (Кн. Кормчая, лист 500).

Свадьба на Руси

В Ветхом Завете брак почитался даже выше девства, а блудодеи и прелюбодеи убивались камнями (Библия, кн. Левит, гл. 20 и кн. Второзакония, гл. 22). Пророк Иеремия также не гнушался брака и советовал израильтянам вступать в таковой, а когда совершался брак Товии, сына Товита, то в его дом прибыл бесплотный слуга Господа Архангел Рафаил. (Кн. Товита, 1-14 гл.)

В Евангелии от Иоанна (зач. 6) описывается совершение брака в Кане Галилейской, на который зван был Сам Исус Христос и Пресвятая Богородица. Христос почтил этот свадебный пир своим присутствием и восполнил недостаток вина чудесным превращением простой воды в лучшее вино. Первое чудо, описанное в Евангелии, является подтверждением того, что сам Спаситель этот брак, совершенный на дому, благословил.

Брак в Кане Галилейской. Чудо о претворении воды в вино (Ин. 2, 1-11). Фрагмент «Маэста» Дуччо, 1308 — 1311 гг.

Как складывался чин церковного венчания

В первом столетии по Рожестве Христовом, в апостольские времена, христиане не имели узаконеннаго венчальнаго священнословия; браки совершались на дому, с троекратным благословением, так как храмов тогда еще не существовало.

Среди апостолов существовали разные позиции в отношении браков. Так, апостол Павел говорил о христианстве, как о религии непорочной, безгреховной, аскетической. Петр же призывал к ранним бракам и к включению в брак всех.

Жизнь в браке должна быть целомудренна. Главный же источник целомудрия — это Церковь. В послании к Ефесяном апостол Павел возвышает христианский брак до значения союза Христа с Церковью, как главы с телом. Этот союз есть таинственный, ибо непостижимый:

Тайна сия великая; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф.5; 31-32).

«Сей закон Божий, сочетающий мужа и жену, установленный для распространения рода человеческого и для ограничения похоти», — так описывают ранние христианские богословы причины брака.

…Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор. 7, 2).

Таким образом, в брак нужно вступать, чтобы вести жизнь целомудренную. Святитель Иоанн Златоуст советует родителям для сохранения целомудрия своих сыновей женить их раньше, а для предупреждения любодеяния необходимо соединить сына брачным союзом с женой целомудренной и разумной, которая удержит мужа от безрассудного образа жизни.

Читайте также:  Конкурс универсальный танцор с нарезками

Церковь выступает однозначно против гражданских браков — сожительство без церковного благословения считается величайшим грехом.

В толковании святителя Иоанна Златоустаго на Первое послание к Тимофею апостола Павла говорится:

Сего ради венцы на главах налагаются, образование победы, яко непобедимы быша, тако приходят к ложу непреодоленни быша от сласти. Аще ли же уловлен быв от сласти, блудницам себе издаде, чесо ради прочее и венец имать на главе побежден сыи. Сих их научаем, сим наказуем, сими устрашаем, запрещаем, овогда убо се, овогда же оно творящее.

О значении брака в человеческой жизни апостол Павел говорит в своих посланиях:

Лучше женится, нежели разжизатися (зач. 136). Аще оженишися не согрешил еси и аще посягнет дева не согрешила есть (зач. 138). Аще и ангел благовестит Вам паче же благовестихом — анафема да будет (зач. 199).

В книге Ефрема Сирина (слово первое) сказано:

Нигде же бо писано есть, да не поймеши жены, да не творити детей. Еретицы гнушались брака и на покаяние согрешающих не принимали, оне назывались чисти (Кн. Кормчая, I-го Собора, пр. 8-ое).

Согласно же апостольских правил: бракобор духовником не может быть (прав. 51 Апостольское); грешащих на покаяние следует принимать (пр. 52 Апостольское). Двоеженец или наложницу имый, духовником не может быть (прав. 17 св. Апост.); поповства ради жену не отпускать, т. е. духовнику нельзя разлучаться с законной женой (пр. 5 св. Апостол); блудный поп — да не будет (Кн. Номаканон пр. 181, 182 и 183).

Апостол Павел, в учении Христа о нерасторжимости браков (1 Кор. 7, 10), поддерживает запрет межрелигиозных браков, но если кто-нибудь из супругов принял христианство, муж или жена, то они могут спасти друг друга. Расторжение такого брака возможно только по просьбе не христианской стороны (1 Кор. 7; 12-16).

Император Алексей Комнин (1081–1118 гг.) впервые издал постановление о церковном венчании браков и среди рабов-христиан, которым до сих пор в этом отказывали, так как не признавали равенство господ и рабов перед лицом одной христианской веры. Такое же явление было характерно и для первых лет принятия христианства на Руси, когда церковный брак охватывал знатных людей, а низшее сословие оставалось жить без венчания.

Предшествующая венчанию стадия была связана с обручением, которое в раннем христианстве совершалось за несколько лет до брака, и при жизни жениха никто не мог жениться на этой невесте.

Святость христианского венчания и брака соединялась с причащением Святых Тайн. Венчание совершалось во время Литургии или сразу после нее.

Таинство венчания. Фото взято из открытой группы соцсети Вконтакте

За нарушение супружеской верности Церковь отлучала от Причащения Святых Тайн на срок от 7 до 15 лет. Посвящать в священные степени мужчин-двоеженцев также запрещалось. Им же запрещалось Причащение Святых Таин на 1 год, троеженцу — на 3 года в наказание за недостаток терпения, самообладания и преданности воли Божьей. Во время венчания таким парам читали молитвы о прощении им греха плотской немощи, которая побудила их вступить в новый брак, так как Церковь смотрела на третий брак лучше, чем на распутство.

С.С. Кузин. «Венчание. К свету Божьему»

Святость брачного союза оскорбляется не только супружеской неверностью, но и другими грехами: раздорами, обидами, что в конечном итоге приводит к разводу. Святитель Иоанн Златоуст учит нас, что брак не для того, чтобы мы наполняли дома враждою и ненавистью, имели ссоры и распри, заводили несогласия друг с другом и делали жизнь не в жизнь, но для того, чтобы нам пользоваться помощью, иметь пристань, прибежище и утешение в случающихся бедствиях, чтобы находить удовольствие в беседе с женою. «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, муж, как Христу повинуется Церковь? — вопрошает святитель Иоанн Златоуст, — заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многочисленных благ».

Читайте также:  The loft studio moscow

В «Беседах о браке» святитель Иоанн Златоуст пишет:

От любви происходит постоянное целомудрие… От целомудрия рождается любовь, а от любви — бесчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех. Не столько внешнее делает супругов любезными друг другу и приятными, сколько целомудрие, доброта, ласковость и готовность умереть друг за друга.

На Руси для того, чтобы оградить невесту от всего, что может повредить ее стыдливости и целомудрию, она не видела жениха до самой свадьбы.

Н. А. Антохина-Куракса. «Крестьянская свадьба». 2004 г.

Чин церковного венчания складывался постепенно. На Руси в XI-XII веках Таинство Брака уже совершалось, но чинопоследование его до наших дней не сохранилось. В XVI-XVII веках чин венчания окончательно принял тот вид, который и теперь употребляется у старообрядцев, приемлющих священство.

Совершение Таинства Брака у старообрядцев-поповцев

Бракосочетание в старообрядческой Церкви совершается не каждый день. Браки не совершаются:

  • В святки — от Рожества Христова 7 января (25 декабря по старому стилю) до Богоявления 19 января (6 января по старому стилю);
  • По вторникам, четвергам и субботам;
  • Накануне праздников;
  • В пятницу накануне родительских суббот;
  • На масленице;
  • Во все посты (Великий, Петров, Успенский и Рожественский);
  • На светлой пасхальной седмице;
  • В праздники Усекновения главы Иоанна Предотечи 11 сентября (29 августа по старому стилю) и Воздвижения Честнаго Креста 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

Таинство Брака, совершаемое в старообрядческой Церкви, состоит из обручения и венчания.

«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» ( Евр. 13:4 ).

Брак есть одно из семи христианских таинств, которое ведет свое начало от времен ветхозаветных. Согласно ( Быт.2:18 ), целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам ( Быт.1:22, 28 ), но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» ( Быт.2:24 ).

О высоком значении брака свидетельствует то, что в Библии брачный союз символизирует отношение Бога к народу, Христа к Церкви ( Ос.1-14 ; Еф.5:22 ). Христос Спаситель подтверждает святость брака, установленную в Ветхом Завете ( Мф.19:3 ).

В идеале христианский брак нерасторжим; расторжение его стало возможным лишь как уступка «жестокосердию» людей ( Мф.5:31-32, 19:3-12 ).

О церковном благословении брака впервые говорит сщмч. Игнатий Антиохийский (†107 г.). В древней Церкви форма таинства сводилась к совместному причащению вступающих в брак, с 4 в. возникает обряд венчания, а в 10 в. складывается его чинопоследование.

Иногда мне случается слышать недоуменные вопросы о распадении венчанных браков. Но венчание — не сертификат на любовь, на счастливую и безоблачную семейную жизнь. Так же, как Крещение — не пропуск в Царствие Небесное. Но подобно тому как «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11:12 ), так и земной рай — семья — даётся только беспрерывным усилием, ежедневным трудом. свящ. Сергий Николаев

Брак — это не союз двух людей. Это союз трёх: муж, жена и рядом с ними Христос.

Ссылка на основную публикацию
Съемка свадьбы с квадрокоптера цена
Видео такого торжества является полноценным кино со своей режиссурой, сценарием и актерами, где главная роль отведена молодоженам. Аэросъемка свадьбы квадрокоптером...
Сценарий свадьбы 30 лет совместной жизни прикольные
С каждым годом у супругов становится все больше приятных воспоминаний и трогательных моментов. Не зря 30 годовщину свадьбы называют жемчужной,...
Сценарий свадьбы в кафе для тамады
Не знаете, с чего начать в организации идеальной свадьбы? Портал для будущих супругов Свадебка.ws советует первоначально определиться с программой и...
Съемное украшение на шампанское
Автор: Юлия Шелуднева В этом мастер-классе, я расскажу, как можно украсить шампанское на Новый год. Это будет съемная одежда на...
Adblock detector