Танец с огнем как называется

Танец с огнем как называется

Огненное шоу (англ. fire show ), или фаер-шоу — разновидность уличного перформанса (выступления оригинального жанра), значительная часть которого заключается в исполнении трюков с огнём, а также использовании огня для реализации творческой идеи. Огненное шоу, как правило, исполняется группой из нескольких артистов, традиционно называемой театр огня. Артистов театра огня обычно называют фаерщиками (от англ. fire), спиннерами (от англ. spin) или просто артистами оригинального жанра. В современном мире фаерщики представляют собой отдельную субкультуру со своими обычаями, традициями и языком (профессиональным жаргоном).

Содержание

История [ править | править код ]

Считается, что огненное шоу зародилось на побережье Тихого океана, предположительно в Новой Зеландии в племени Маори. Для аборигенов изящное вращение небольшого камешка, обёрнутого в ткань и привязанного на недлинную верёвку (снаряд назывался «пои» — «мяч на верёвке») служило как развлекательным, так и культовым целям. Часто вместо камешка аборигены использовали более мягкий наполнитель, например, шерсть или корни растений. Мужчины-аборигены крутили пои для развития силы и ловкости, а женщины — для развлечения. В XX веке пои были переняты у новозеландских аборигенов артистами бродячих австралийских цирков. Так в 1960—1970-х годах уже и в Западной Европе, и в Америке появились огненное шоу — танцы с огнём под бой барабанов и бубнов. В середине XX века философия фаер-шоу была позитивно принята молодёжными субкультурами (хиппи). Фаер-шоу и хиппи стали неразрывно связанными. В конце XX века этот вид искусства кроме физической направленности стал обретать философский смысл единения со стихией. Сегодня, огненное шоу популярно в качестве развлечения гостей на праздниках и стало предметом индустрии развлечений. Несколько театров огня имеется практически в каждом городе России.

Фаерщики [ править | править код ]

Фаерщик (от англ. fire — огонь) — артист, выступающий в жанре огненного шоу. Понятие фаерщик нельзя смешивать с понятием факир, ввиду того, что последние занимаются в основном глотанием и выдуванием огня, тогда как фаерщики занимаются в большей степени кручением различного реквизита (например пои, стаффы, веера и т.п) как с огнём, так и без него. В этой связи, фаерщики, занимающиеся непосредственно кручением огня, предпочитают называть себя «спиннерами» (от английского spin — крутить).

Фаерщики как субкультура [ править | править код ]

Популяризация огненных искусств привела к выделению в фаерщиков в новую молодёжную субкультуру, представители которой имеются практически в каждом крупном городе мира. Сегодня, сообщество фаерщиков имеет многочисленные веб-сайты, фестивали [1] , соревнования (батлы) и даже выпускает журнал об огненном шоу [2] . Крупнейшие фестивали, такие как Киевский фестиваль огня [3] , Burning Man, Живые огни [4] и др. собирают фаерщиков со всего мира и десятки тысяч зрителей. В этой связи фаерщики нередко появляются в телевизионных репортажах [5] [6] . Во многих крупных городах устраиваются тематические вечеринки для фаерщиков, т. н. spin-party [7] [8] . Существует множество магазинов и мастерских, предлагающих реквизит и одежду для огненного шоу [9] . В этом контексте стоит отметить, что многие фаерщики имеют характерный стиль одежды, сочетающий в себе элементы стилей Burning Man [10] , киберпанк и хиппи.

Фаерщики как артисты оригинального жанра [ править | править код ]

Профессиональные фаерщики, объединяются в коллективы, называемые театрами огня или шоу группами, ставшие сегодня неотъемлемой частью индустрии развлечений. Услуги фаерщиков сегодня предлагает практически каждое event-агентство, а огненные представления проходят каждые выходные практически во всех крупных городах. Помимо деятельности уличных театров, фаерщики также нередко участвуют в цирковых представлениях, в том числе в шоу таких ведущих цирков как Цирк Дю Солей [11] . Кроме того, фаерщики принимают участие практически в каждом сезоне таких шоу как Минута славы, У Украины есть талант и их зарубежных аналогах [12] .

Реквизит [ править | править код ]

В огненном шоу, как правило, используется множество разнообразного реквизита. Реквизит представляет собой предметы снабжённые фитилями, которые могут быть промочены (замочены) в горючей жидкости и подожжены. Существует некоторый набор относительно стандартного реквизита, перечисленный ниже, хотя каждый театр огня может иметь в своём арсенале и множество уникального реквизита, в том числе огненные декорации и огненные костюмы и другие конструкции.

  • Пои(poi сокр. от poitoa — на языке маори — «шарик в мешке на верёвочке») — пара фитилей или грузов, прикреплённых к шнуру или цепи. Пои бывают нескольких видов, различаются прежде всего по типу использования («тренировочные» — для отработки новых элементов и «боевые» — для выступлений), по виду («огненные» — пои пропитываются горючим составом и поджигаются и «световые» — пои светятся благодаря светодиодным элементам либо химическим источникам света). Пои состоят из фитиля (который пропитывается в горючем веществе), цепи (тонкой, прочной и гибкой цепочки), петель, надеваемых на пальцы и иногда вертлюгов. В некоторых случаях вместо петель используются специальные рукоятки. Существуют также разновидности пои, у которых на концах цепи прикреплён не один, а несколько фитилей (т. н. пои-шашлыки).
  • Стафф(staff) — как правило металлическая труба (изредка — деревянная палка, обмотанная термофольгой), к каждому концу которой прикреплён фитиль. Существует два типа стаффов: спиновые (кручение которых совершается посредством рук) и контактные (стафф катается по телу артиста)
  • Веера(fans) — металлическая конструкция, внешне напоминающая веер, состоящий из круглой рукоятки и 3 — 7 спиц, увенчанных фитилями. Веера, как правило, используются парами, реже по три.
  • Роуп-дарт(ropedart) — пришёл нам из китайского ушу. Представляет собой один крупный фитиль на длинной верёвке и короткой цепи (цепь соединяет верёвку и фитиль). Часто для роуп-дарта используется фитиль «комета», представляющий собой 2-3 соединённых в форме сферы кольца. Такой фитиль даёт очень зрелищный огненный след, но большой вес и размер не позволяют проводить многие элементы.
  • Метеор(meteor) — цепь, с фитилями на обоих концах. Размер зависит от желания владельца: некоторые предпочитают крутить скреплённые пои, а кому-то больше нравится длинная цепь, которая, сложенная пополам, может касаться кончика правой руки одним концом, а другим — левого плеча.
  • Девилстик(devilstick) — внешне напоминает небольшой стафф, но в движение приводится не кистями рук, а парой специальных палочек.
  • Когти, или «огненные пальцы» — металлические прутья с фитилями на концах, которые, в отличие от вееров, не скрепляются жёстко друг с другом, а с помощью специальных насадок или перчаток крепятся на пальцах.
  • Дабл стафф(double staff, doubles) — два коротких стаффа.
  • Трипл стафф(triple staff) — три стаффа. Основные приемы — жонглирование тремя стаффами, так симбиоз контактного жонглирования стаффом с вращениями а ля spin, antispin.
  • Факелы — два факела можно крутить в руках, а тремя и более — жонглировать.
  • Выдувание огня — совокупность трюков, заключающихся в выпрыскивании горючего вещества изо рта сквозь пламя факела. В результате в воздухе образуется большой огненный шар. Один из самых опасных для здоровья видов огненных искусств.
  • Глотание огня — совокупность трюков, заключающихся в эффекте глотания огня, достигаемого перекрытием доступа кислорода к огню при помещении небольшого факела в рот артиста или при удержании факела во рту долгое время.
  • Огненная скакалка(skip rope) — это скакалка, которая горит. Можно прыгать через неё в одиночку, крутить ею, можно сделать верёвку подлиннее так, чтобы двое держали и крутили, а третий (и четвёртый) прыгал, совершая различные акробатические трюки.
  • Обруч(hoop) — алюминиевый или пластиковый обруч с 5—8 фитилями. Можно крутить на теле, на руках и подбрасывать в воздух. При небольшом весе обручей, ими можно жонглировать, либо крутить несколько обручей одновременно
  • Палм-торчи(palm torches) — стержень с фитилём на конце, крепящийся на ладони.
  • Огненные мечи — конструкции напоминающие мечи, лезвия которых объяты пламенем.
  • Диаболо — классическое диаболо, снабжённое фитилём.
  • Кнут — кнут изготовленный из особым образом переплетённых нитей кевлара. Хорошо изготовленный огненный кнут не отличается по динамике от обыкновенного кнута, но при этом может гореть и испускать клубы пламени при щелчках.
  • Куб — конструкция из 12 ребер, собранная в виде куба. Встречаются в основном два вида кубов, в зависимости от способа крепления фитилей. Фитили в количестве от 7 до 8 могут быть закреплены на внутренней стороне уголков, или же по всей длине ребер. В таком случае оставляют без фитилей от одного до трех ребер для возможности удобного кручения.
  • Сфера — конструкция из 3 обручей, собранная в сферу. Крепления ставятся в точках соприкосновения обручей. Вся конструкция оплетается, кроме одного участка, который контактирует с фаерщиком. Техника кручения схожа с техникой кручения куба.
Читайте также:  Идея для фотозоны дома

Горючие вещества [ править | править код ]

Наиболее распространённое горючее вещество используемое в огненном шоу — осветительный керосин. Кроме того широко используются различные виды лампового масла. Помимо этого в огненном шоу могут быть использованы и многие другие горючие вещества, в зависимости от желаемого эффекта, например, яркости, цвета или температуры пламени. Стоит отметить, что бензин не используется практически никогда, за исключением редких случаев его использования в смесях или для пропитки огненных декораций. В чистом виде, для пропитки реквизита, бензин считается в высшей степени опасным и строго запрещён техникой безопасности.

Если вы живете в Москве или хотя бы иногда приезжаете в столицу, не поленитесь прийти вечером на Болотную площадь близ Третьяковской галереи. Вся площадь светится — здесь каждую пятницу тренируются сотни фаерщиков, проходят представления, люди глотают огонь и выдыхают его, пускают языки пламени по рукам и телу. Подобная площадь есть почти в каждом крупном городе, а в Санкт-Петербурге ежегодно проводится крупнейший в России фестиваль театров огня «Живые огни».

Неотъемлемый элемент фаершоу — это, конечно, пойстеры, люди, которые «крутят» пои — шары либо объекты другой формы на веревках или цепочках. При быстром и умелом вращении горящие пои образуют в воздухе узоры и рисунки — это невероятно красиво. Пои пришли в Европу из Новой Зеландии — искусство их вращения было традиционным видом танца у племени маори. В середине XX века в Европе и США начала зарождаться целая культура поинга, а в 1960-х появились первые школы и театры огня, использующие пои как элемент представления. В России и фаершоу, и поинг как его элемент появились лишь в 2000-х, но европейскую культуру наши пойстеры нагоняют бешеными темпами.

Каждый пойстер выбирает реквизит по себе. Хороший пойстер чаще всего умеет обращаться с любым реквизитом, но работает с одним-двумя видами.

Огненные пои

Пои — не единственный вид реквизита для фаершоу. Бывают еще веера, шесты, девилстики, диаболо, булавы, огненные чаши, левистики, да и самих пои — тысяча и один вид. Кроме того, оборудование может быть не огненным, а светодиодным — для представлений взакрытых помещениях.

Огненные пои делаются из кевлара — высокопрочного параарамидного волокна. Кевлар хорошо держит температуру — пои из этого материала могут прослужить до полутора лет. Из кевларовых лент или шнуров сплетается узел-фитиль, к которому крепится металлическая цепь; на другом конце цепи — кожаные петли для крепления на руке. Пойстер замачивает узел в керосине (это самый распространенный горючий материал, бензин используется редко), поджигает — и шоу начинается.

Читайте также:  Фотосессия с шарами на улице

От формы узла и его размера зависит длительность горения пои, форма и размер пламени. В первые годы после появления поинга в России реквизит делали самостоятельно, причем за неимением кевлара — из асбестовой ткани, базальтового волокна, поскольку их было проще достать. Самым распространенным типом пои тогда были (да исейчас остаются) так называемые кафедралы: кевларовая или асбестовая лента складывается слоями, пока не получается параллелепипед. Пои-кафедрал горит не слишком долго, три-четыре минуты, зато имеет больший ресурс, чем пои сложного плетения.

Фигуры поинга носят названия в соответствии с рисунком, который формируется в воздухе при быстром вращении снаряда. Чаще всего эти узоры напоминают цветы с различными формами и количеством лепестков. Поэтому говорят: «трехлепестковый цветок», «четырехлепестковый цветок», «пятилепестковый цветок». В некоторых трюках одна рука описывает одну фигуру, вторая — другую, тогда получается, к примеру, «четырехлепестковый цветок в круге».

Другой распространенный вид — пои-манкифист. Этот фитиль представляет собой сплетенный из кевларового шнура классический узел «обезьяний кулак»; он оплетает шарик-сердцевину, к которой крепится зажим с цепочкой. Манкифист может гореть долго, до восьми минут. Причем все зависит от того, как узел затянут. Если сильно, то огонь будет невелик, зато длительность горения — максимальна, и наоборот.

Пои могут быть как легкими, так и довольно тяжелыми. Например, самые большие пои, «кометы», достигают по весу 300 г, а при тщательной пропитке керосином или бензином их вес может почти что удваиваться. Кажется, полкило — мелочь. На самом деле вращать полкило на 75-сантиметровой цепочке в течение длительного времени, да еще выполнять различные сложные фигуры — это очень утомительно и серьезно укрепляет мышцы рук и спины.

Прочий реквизит

Как уже было сказано, не пои едиными жив фаерщик, да и перечислили мы едва ли четверть разновидностей. Ведь каждый театр, каждая мастерская из кожи вон лезет, чтобы придумать что-то новое, скомбинировать реквизит, отличиться от конкурентов, а каждый пойстер самостоятельно выбирает наиболее удобные для себя снаряды.

Для организации шоу в закрытом помещении фаерщики используют светодиодные пои и другие светящиеся гаджеты, неспособные вызвать возгорание. В тёмном помещении светодиодные пои различных цветов выглядят едва ли не эффектнее, чем огонь, особенно в руках профессионала.

Прочий реквизит при обращении требует не меньших навыков, нежели при работе с пои. Помимо пои, фаeрщики пользуются веерами. Огненный веер имеет обычно пять лучей с насадками-фитилями, а ручка у него кольцеобразная, чтобы можно было вращать веер на руке. Также используются шесты с фитилями на концах и девилстики- короткие шестки для жонглирования с помощью палочек. Руководитель московской команды фаерщиков Pulse Show Максим Крючков (кстати, именно его команда помогала нам с подготовкой статьи) рассказал, что пару раз встречал даже огненные нунчаки. Но подобный реквизит редок и требует действительно умелых рук.

Кстати, пои тоже жонглируют. Но для этого вместо кожаных крепежей для пальцев на противоположном от фитиля конце укрепляют специальный шарик, за который удобно ловить подожженные пои после подбрасывания. Для танцев с огнем используют так называемые палм-торчи, которые жестко фиксируются на ладони.

Работа с «косичками» (или «верёвками»). Такие пои оставляют за собой очень широкий и яркий шлейф, похожий на мазок кисти.

Многие огненные трюки не требуют вообще никакого реквизита, помимо собственного тела и бутылки керосина. На наших глазах Максим водил по телу горящим фитилем, и после каждой такой «проводки» кожа некоторое время полыхала синим пламенем. «Да нет, это совсем не больно, — говорит Максим. — Во-первых, горючее очень быстро испаряется; во‑вторых, горит не само топливо, контактирующее с кожей, а его пары; в-третьих, тонкий слой топлива даже немного охлаждает кожу, создавая барьер между ней и пламенем. Только волосы сгорают», — смеется фаерщик.

Электрические танцы

Естественно, под крышей играть с открытым огнем нельзя. Для организации шоу в закрытом помещении фаерщики используют светодиодные пои и другие светящиеся гаджеты, не способные вызвать возгорание. Электропои бывают различных форм и цветов. Пойстер выбирает реквизит взависимости от веса, яркости, цвета и бюджета. Кстати, электрические пои гораздо легче огненных, и их утяжеляют грузами, чтобы обеспечить должную балансировку. Помимо пои в безогненном шоу используются практически все существующие светящиеся объекты. Это мячики, светодиодные тарелки-фрисби, шесты, девилстики и даже костюмы. Также используются особые пои, которые не светятся вообще, зато украшены различными лентами и флажками.

Если сделать всё без ошибок, можно окружить себя практически любым количеством лепестков, не ограничиваясь фиксированными элементами.

Фаершоу по‑русски

Первые встречи пойстеров в Москве проходили на площади Яузских ворот около станции метро «Китай-город». Но впоследствии там стало тесно, и фаерщики перебрались на Болотную. «Нет проблем с властями?» — спросили мы. «Да нет, мы же ничего противозаконного не делаем. Наоборот, настроение прохожим поднимаем».

На сегодняшний день в Москве около десятка высокопрофессиональных команд фаершоу, еще штук двадцать — среднего уровня. «Научиться ряду базовых элементов не так трудно, — рассказывают фаерщики. — И каждый научившийся считает своим долгом тут же создать свой собственный театр огня. Поэтому дилетантов, заверяющих всех в своем профессионализме, множество. Но это неплохо: рано или поздно они также приходят к профессиональному уровню, количество пойстеров и фаерворкеров растет, и наше дело движется».

Читайте также:  Прически для открытого платья

Элемент, в котором два пои сцепляются и начинают быстро вращаться в сцепке, называется «орбитал». Пойстер высокого класса умеет крутить орбитал перед собой, и за головой, и между ног — где угодно.

Работа с огнем и поинг в частности развивают практически все физические навыки человека: реакцию, силу мышц, ловкость, внимательность, моторику А необходимость постоянно придумывать новые элементы и оборудование тренирует воображение и изобретательность. Поэтому немудрено, что скоро пойстерами будет заполнена не только Болотная площадь, но и все близлежащие площади столицы. Редакция «Популярной механики» целиком и полностью поддерживает такое развитие событий.

Благодарим за помощь в подготовке материала Максима Крючкова (команда Pulse Show), Ивана Петрова (тренировочная база «Круть») и Джея (магазин Skill Box)

Опубликовано в Сб, 11/26/2011 — 01:50

«Не играйте с огнём!» — грозно восклицали старые советские плакаты со стен казённых учреждений. Плакаты выцвели и утратили грозный вид, а в более-менее крупных городах появились загадочные люди, для которых игра с огнём – не только дело всей жизни, но и самая настоящая профессия. Фаерщики – эти бесстрашные ловкачи, бросившие вызов природной стихии.

Фаер-шоу сейчас превращается в модное увлечение молодых людей и недешёвое развлечение для гостей на празднике или концерте. Но самые первые фаерщики появились где-то на побережье Тихого океана в племени маори. Члены племени развлекали себя и соседей игрой с горящими шариками – пои. В переводе с их языка пои и означает «шарик на верёвочке». Сейчас пои является одним из основных снарядов, используемых фаерщиками. Такое развлечение у местных аборигенов Новой Зеландии подсмотрели бродячие австралийские циркачи где-то в первой половине ХХ века. В 1960-1970-х годах такие огненные развлечения стали популярны в Западной Европе и США, фаер-шоу вошло в программу многих западных цирков. Увлечение огнём распространилось и в среде хиппи, которые с радостью начали осваивать приёмы покорения огня. Идеи хиппи весьма удачно сочетались с новым увлечением: движение хиппи увлеклось огненным экстримом, а фаер-шоу начало обретать некий философский подтекст.

В наше время популярность фаер-шоу на Западе не ослабла, а недавно добралась и до нас. Фаерщики освоили городские парки, скверы и набережные, центральные площади и прочие удобные для тренировки и выступлений места. Чем крупнее город, тем больше фаерщиков. Собираются они, как правило, в тёмное время суток, когда можно оценить действо во всей красе. Неотъемлемым атрибутом таких «покрутонов» (так фаерщики называют свои собрания) является живая музыка. Барабаны, бубны и прочие ударные инструменты не только определяют ритм, в котором будут крутиться снаряды, но и создают особую атмосферу. Кажется, будто ты не парке родного города, а на каком-то таинственном шаманском ритуале. Фаерщикам глухие удары барабанов помогают сосредоточиться и держать ритм, чтобы не сбиться. Сами фаерщики предпочитают называть себя пойщиками, пойерами или пойстерами, но в моем представлении пойстер – это тот, кто крутит конкретно пои. Помимо поев существует ещё масса других снарядов, но нравится, так нравится 🙂

Арсенал фаер-снарядов постоянно пополняется новыми приспособлениями, но среди основных элементов можно обозначить, конечно же, пои, веер, метеор, стафф, когти, факелы, огненные скакалки и обручи. Все они, по сути, представляют собой предмет некой формы с горящими фитилями на различных его частях. Чем замысловатее снаряд и чем больше фитилей, тем эффектнее будет смотреться тот или иной трюк. Хотя мастера своего дела могут и с двумя поями сотворить чудеса. Одежда пойстеров должна быть максимально удобной и безопасной, чтобы не помешать движениям и не подвергать пойстера дополнительной опасности, которая и так подстерегает его на каждом шагу. Однако пойстеры со стажем уверяют, что риск получить травму или ожог со временем сводится к минимуму. Обычно уже через пару месяцев тренировок новичок начинает более-менее сносно управляться с огнём.
С развитием фаер-шоу отдельные пойстеры стали объединяться в коллективы и команды, образовывая «театры огня». Такие театры – желанные гости на многих концертах, фестивалях и праздниках. Каждый коллектив стремится выработать свой стиль, свою «фишку», чтобы быть оригинальным. Вскоре пойстеры пришли к мысли, что обычная демонстрация трюков мало кого интересует, и теперь фаер-команды действительно можно с полным правом назвать театрами огня, поскольку они не просто показывают свои умения, а вписывают трюки в сюжетную линию. Некоторые театры возят с собой целый штаб музыкантов, костюмеров и техников.

Почему же мы можем назвать фаер-шоу субкультурой? Сами фаерщики говорят об этом. Многие знают друг друга, даже если находятся в разных городах и разных странах. Безусловно, что между отдельными пойстерами и целыми театрами огня идёт конкуренция, поскольку фаер-шоу обретает коммерческую популярность, но это честная конкуренция. Все они готовы помогать друг другу, делиться опытом и достижениями. Для этого устраиваются специальные фестивали и конкурсы, где опытные пойстеры соревнуются между собой, а новички могут получить мастер-класс от профессионала, ну и, конечно, познакомиться с себе подобными. Фаер-шоу – это околоспортивная и околотанцевальная субкультура, некая профессиональная тусовка, это можно назвать экстремальными танцами. Конечно, не все стремятся достигать совершенства и участвовать в конкурсах, многие просто крутят снаряды, чтобы отвлечься от повседневной суеты, полюбоваться красотой огня. У фаерщиков есть свой сленг, свои кумиры и подражатели. Фаер-шоу объединяет совершенно разных людей, которые объединены общим любимым занятием, что свойственно для многих субкультур.

Назад в раздел

Ссылка на основную публикацию
Тамада на свадьбу екатеринбург недорого
Чтобы гости на свадьбе не скучали и не расходились по территории в бесцельных поисках еды, существует тамада. Хороший тамада на...
Съемка свадьбы с квадрокоптера цена
Видео такого торжества является полноценным кино со своей режиссурой, сценарием и актерами, где главная роль отведена молодоженам. Аэросъемка свадьбы квадрокоптером...
Съемное украшение на шампанское
Автор: Юлия Шелуднева В этом мастер-классе, я расскажу, как можно украсить шампанское на Новый год. Это будет съемная одежда на...
Тамада на свадьбу иваново
Давайте знакомиться меня зовут Алексей Более 8 лет я организовываю и провожу различные мероприятия и торжества . ​На каждом из...
Adblock detector