Татарские традиции и обычаи кратко

Татарские традиции и обычаи кратко

Центральная городская библиотека продолжает «Национальные сезоны» и сегодня мы вспомним о культуре народа, чья история и культура тесно переплелась с историей России. Это культура Татарского народа. Татарские народные обычаии духовное культурное богатство в значительной степени объясняется тем, что татары проживают на границе восточной и западной цивилизации и на стыке двух религий — ислама и христианства.Предки современного татарского народа — булгары – приняли ислам в X веке, воедино соединив свои тюркские корни и влияние арабской культуры. На этой благодатной культурной почве получили развитие татарская народная культура и яркое самобытное национальное искусство. Арабская культура, пришедшая вместе с исламом, дала мощный импульс для развития татарской культуры и народного творчества. В 1552 году войска русского царя Ивана Грозного захватывают столицу Казанского ханства город Казань, и начинается активное взаимообогащение русской и татарской культуры.

Русские переселенцы привносят многие элементы русской народной культуры и перенимают многие детали культуры народов Востока. Особенно много заимствований в области бытового разговорного языка и народных ремесел. Казанская шапка, ханский трон и шапка Мономаха, с их богатой инкрустацией и вычурными восточными узорами, оказали значительное влияние на русское декоративно-прикладное искусство. На протяжение многих столетий происходило тесное переплетение Московского и Казанского ханства, которые не только вместе воевали и торговали, но и обменивались искусными ремесленниками и мастерами, талантливыми архитекторами и ювелирами.

Татарские народные обычаи домоводства

Наиболее точно татарские народные архитектурные традиции сохранились в сельской местности. Казанские татары веками жили в деревянных избах, а не в походных юртах или кибитках. Как правило, татарские сельские жилые дома со стороны фасада отстоят от края улицы не менее чем на 2 метра и огорожены забором. Характерно деление татарского жилища на мужскую и женскую половины особым тканевым занавесом — чаршау.

Позднее, в XIX веке, вместо занавески в татарских домах появилась деревянная перегородка.

На мужской половине избы находился семейный обеденный стол, место хозяина семьи и почетное место для гостей. Татарская изба отличалась от русской только отсутствием сеней при входе.

В каждой татарской семье в обязательном порядке в избе стояли зеленые или красные сундуки, которые были частью приданого. В избах богатых татар сундуков было так много, что их ставили друг на друга. Яркой национальной особенностью внутреннего убранства татарского сельского жилища был «шамаиль» — написанный на бумаге или стекле и вставленный в деревянную рамку текст Корана с пожеланиями благополучия и мира семье. Шамаиль размещали над входной дверью как оберег.

Особое внимание татарский народ уделяет сочной раскраске входных ворот, широко используя яркие насыщенные цвета: зеленый, голубой, белый и желтый. Внутри жилого дома стены, простенки и углы богато декорированы вышитыми тканевыми полотенцами, яркими салфетками и скатертями, покрывалами и оконными занавесками. Обилие домашней вышивки объясняется некоторым затворничеством татарских женщин, которые раньше редко выходили из дома и занимали рукоделием всё своё свободное время. Наиболее ценные вышитые работы десятилетиями хранились в сундуках и доставались по большим праздникам. Особенно красочным становился сельский татарский дом во время свадебных торжеств и народных праздников, включая Сабантуй.

Казанские хозяйки вышивают по яркой насыщенной ткани цвета бордо, зеленый, желтый и фиолетовый. При вышивании используют крученый шёлк, позолоченный или посеребренный шнур, бисер и жемчуг. Татарский народный орнамент состоит из геометрического или растительного узора. Особенно славятся своей красотой казанские полотенца, расшитые серебряно-золотой нитью по белому шелку.

Казанские татары исповедуют ислам. Мусульманство запрещает любое изображение Бога и любое живое существо – человека, животное, птицу. В связи с этим запретом шариата, у татарского народа получил повсеместное развитие геометрический орнамент.

Татарские народные кулинарные обычаи и традиции гостеприимства

Гостеприимство на Востоке (и не только на Востоке) всегда высоко ценилось и почиталось. «Не гостеприимный человек неполноценен» гласит мусульманская пословица. Гостеприимство считалось одной из важнейших человеческих добродетелей еще у жителей Великой Булгарии. В полной мере татарское гостеприимство проявилось во время приема в честь багдадского халифа, прибывшего по просьбе булгарского царя Альмуша летом 922 года, чтобы способствовать принятию ислама в Волжской Булгарии. Еще в пути сыновья и братья царя встретили гостей хлебом, мясом и просом. Особенно поразил посла Сусана радушный официальный прием в царской юрте. После обильного стола гостям было предложено унести оставшиеся яства в свое жилище.

Татарам присуще принимать гостей с особой душевностью и открытостью, гость не выйдет из дома, не попробовав сытные и разнообразные блюда, с самым необычным сочетанием продуктов. Каждый путешественник, отведав татарскую кухню, запоминает этот вкус навсегда.

Прием гостя не менялся в течение веков, по обычаю перед ним застилают стол нарядной скатертью и предлагают вкусить самое лучшее – особый чак-чак, щербет, мед, а также ароматный чай. Гостеприимность востока прославлена на весь мир, она передается от отца к сыну и впитывает с молоком матери. Мусульмане не просто угощают гостей, они засыпают его подарками и ждут того же в ответ. Народ говорит такие слова «Кунак аши-кара карше», что переводиться, как «Гостевое угощение взаимное»

Татарские народные традиции хлебосольства испытал на себе и российский император Петр Первый, праздновавший свое 50-летие в богатом доме зажиточного казанского купца Ивана Михляева. В тот день Бог послал на праздничный татарский стол: «сперва холодные блюда из мяса и рыбы, затем горячее, потом – жаркое, за которыми шли пирожное и сласти, в промежутках между жидкими блюдами подавались пироги».

Некоторые ограничения в татарской кухне накладывал ислам. Шариат (совокупность нравственных норм ислама) запрещает есть мясо свиньи (грязное животное) и некоторых птиц (сокола и лебедя), которые считаются священными. Один из главных религиозных запретов ислама распространяется на алкогольные напитки. В Коране написано, что в вине, как и в азартных играх, есть и плохое и хорошее, но плохого гораздо больше.

Кулинарные предпочтения татарского народа складывались не один век и обогащались от своих соседей. От тюркских племен эпохи Волжской Булгарии оставили рецепты, как приготовить катык, бал-май (масло с медом), кабартма (лепешки). Китайская кухня подарила татарской кухне чай и пельмени, узбекская – плов, халва и шербет, таджикская – пахлеве. При дворе русского царя Ивана Грозного жарили мясо только татарские повара, т.к. на Руси в эти времена еду либо варили, либо выпекали в русской печи.

Татары совмещали оседлое земледелие с подсобным животноводством. Из овощей выращивали лук, морковь, редьку, репу, тыкву, свеклу. В области скотоводства традиционно преобладал крупный (коровы и лошади) и мелкий (овцы) скот. Очень существенным подспорьем в татарских крестьянских хозяйствах были птицеводство (куры, гуси, утки) и пчеловодство. Молоко использовалось в переработанном виде, зачастую как кисломолочные продукты (творожные изделия, сметана, катык, айран).

Все народные татарские кушанья можно разделить на следующие основные группы: жидкие горячие первые блюда, вторые блюда (включая печеные мучные изделия с не сладкой начинкой), печеные изделия к чаю со сладкой начинкой, лакомства. Татары очень любят пить крепкий горячий черный чай, часто разбавляя его молоком. Согласно адабу — исламской этике — любая еда начиналась с мытья рук. Перед началом трапезы мусульманин произносил: "Бисмиллах арра хман аррахим" ("Во имя Аллаха милосердного и милостивого"), заканчивалась еда также молитвой. Ели мужчины и женщины отдельно. Известный татарский просветитель и энциклопедист Каюм Насыри в своей книге о воспитании описал ряд правил, обязательных во время еды : "За стол садись сразу же, как только подадут еду, не заставляй себя ждать. Ешь правой рукой, если за столом собрались почтенные люди, не тяни к еде руку раньше них — это невоспитанность. В умеренной еде большая польза — будешь здоров телом, ясен умом, силен памятью. Застольный этикет имел свои особенности. Так, например, на самом почетном месте во главе стола (тёр) садился глава семьи — отец, рядом с ним — мать, затем располагались старшие и младшие дети. Если в семье были старики или гости, то самые почетные места предоставлялись им. Старших уважали как хранителей семейных традиций и носителей культурных ценностей народа. Необходимо отметить, что перед едой обязательно мыли руки. Первым к пище со словом "Бисмилля" ("Во имя Аллаха!"), приступал глава семьи, а затем и все остальные участники трапезы. Нарушение этого порядка считалось признаком невоспитанности. После окончания трапезы не вставали из-за стола до тех пор, пока старший не читал короткую молитву (софра дувасы), которая включала в себя стих из Корана и благопожелания, обычно в рифмованных строках.

В Новомосковске дружно проживает большая татарская диаспора. Она представлена общественной организацией «Местная татарская национально-культурная автономия г. Новомосковска тульской области». Ее возглавляет Насибуллин Фазол Канифуллович. 5 июля в Центральной городской библиотеке состоялся День татарской национальной культуры в Новомосковске. Гости и участники этого праздника на себе почувствовали всю широту татарского гостеприимства и самобытность национальной культуры татар, не говоря о том, какое наслаждение всем доставили традиционные лакомства татарской кухни.

Семейные ценности татарского народа

Создание мусульманской семьи всегда было одной из высших ценностей в татарском обществе, а вступление в брак считается богоугодным делом и очевидной абсолютной необходимостью. У татарского народа, как и у всех мусульман, создание семьи считалось священной обязанностью. Равноправный брак в исламе (никáх) – это неиссякаемый источник любви, сострадания и взаимопонимания супругов, ведь Пророк Мухаммед поощряет внимательное, доброе отношение к мусульманским женам. Браки татар между приверженцами разного вероисповедания не поощрялись. Коран запрещает жениться на неверующей в единого Бога (язычница, атеистка, агностик) и крайне неохотно допускает женитьбу на иудейке или христианке. Возраст вступления в брак для татарских девушек редко превышал 16-17 лет, иногда, , глава семьи должен быть старше своей молодой жены на 3-5 лет. После татарской свадьбы молодая жена переходила во власть и на иждивение своего супруга. Родители невесты в дела молодых не вмешивались, ориентировали своих дочерей будущих невест на терпимость и покорность мужу. Вся полнота власти в татарской семье была у старшего мужчины. Селились молодые у родителей супруга, отступление от этого правила считалось стыдом и страшным позором. Татарская народная пословица гласит: "Лучше войти в огонь, чем зятем в дом". Традиционно татарская семья стремилась иметь как можно больше детей, особенно мальчиков. Часто встречались семьи, где по дому бегало 6-8 ребятишек.

Читайте также:  Ресторан белый берег отзывы

Важнейшей задачей семьи у татарского народа было и остается воспитание высоких морально-нравственных качеств у детей в национальном духе. В патриархальной татарской семье отец занимался трудовым воспитанием сыновей, а мать учила по хозяйству дочерей. Считалось, что детей нельзя баловать, особенно авторитетному отцу. Семейные татарские народные традиции строились на уважении и почитании старших младшими, родителей детьми. Особенным уважением пользуются дедушка (бабай) и бабушка (эби). Младшие дети должны беспрекословно слушаться старших, а те, в свою очередь, оберегать и заботиться о младших. В многочисленных семьях татар младшие дети никогда не вмешиваются в разговоры старших и не перебивают друг друга. Взаимное общение основано на уважении и признании значимости личности собеседника. Осиротевшие дети не отдавались в приюты, а воспитывались в семьях родственников или односельчан. Татарская семья всегда являлась основой национального духа татарского народа, хранителем высоких человеческих моральных норм и нравственных начал. Ничто так не скрепляет любой народ, как культурные обычаи предков. Народные обычаи и национальные традиции – это живые рациональные зерна, которые возникли в результате накопления и осмысления колоссального житейского опыта предков и живого познания окружающего мира. Народная культура – это генетическая национальная память народа, которая не позволяет ему обезличиться, раствориться в окружающем мире. Национальные традиции позволяют ощутить свою принадлежность к единому целому, не разорвать нить времен, связывающих человека с Родиной и предками, получить жизненную опору и силу.

История татарского народа, своими корнями уходящая еще в VI-IX века, славится своим богатством и разнообразием. На данный момент в России проживает более 5,5 млн. татар, а их культура известна не только в родной стране, но и за ее пределами. Интерес к татарским традициям и обычаям распространяется все больше благодаря самобытности и индивидуальности, которые выделяются на фоне других культур.

Характерные черты татарского народа

Каждый народ имеет определенные особенности, которые отличают его от остальных, и татарский не является исключением. Касательно внешнего вида татар, довольно распространено мнение о том, что большинство представителей имеют темные волосы, карие глаза и выраженные скулы.

Но это не всегда верно, так как помимо такого типа внешности встречаются также и полностью противоположные. Очень важно учесть, что крымские, казанские, астраханские и другие татары, являются совершенно разными народами и имеют между собой много отличий.

Практически всех представителей данного этноса объединяют такие черты характера, как глубокий патриотизм, трепетное отношение к семье и Родине, трудолюбие. Особенно заметно проявляется именно национальное самосознание, гордость за свое происхождение.

Татары чтят историю своей нации, большинство может похвастаться отличными историческими знаниями. Патриотизм также проявляется в заинтересованности национальными праздниками, обычаями и традициями. Их проносят сквозь поколения и не забывают, тем самым сохраняя свою неповторимую культуру.

В общении с людьми татары проявляют себя как уверенные в себе и своей семье люди, обладающие также развитым чувством собственного достоинства. Иногда они могут быть чересчур настойчивыми и непреклонными, за счет чего без усилий добиваются необходимого.

Особенно важное качество, которым славятся татары – это любовь к работе и высокая трудоспособность. При особенной заинтересованности делом, они могут приложить массу усилий, даже не заметив, как с головой ушли в процесс. Это привлекает работодателей и помогает стремительно развиваться в карьере.

Различия между разновидностями татарского этноса особенно проявляются в их взаимодействии с другими народами. Например, крымские и польско-литовские татары больше склонны к недопониманию и обидчивости.

Они могут быстро решить возникшую проблему, но тем не менее проявляют некоторую агрессию. А представители казанские и сибирские, наоборот, без каких-либо трудностей заводят новые знакомства с людьми из других этносов. Они легко могут развить отношения до более близких, или же наладить профессиональные и рабочие связи.

Правила поведения у татарского народа

В общественной жизни татары, как приверженцы исламских традиций, друг с другом здороваются общим для всех приветствием «Аассалам алейкем! Алейкем ассалам». Особенно это распространено у старших поколений, а младшие могут использовать и другие трактовки.

Важно заметить, что здороваются татары за обе руки. Особенно по отношению к старикам это правило ни в коем случае не должно быть нарушено.

В официальной обстановке представители татарского этноса ведут беседу сидя друг напротив друга, соблюдая достаточное расстояние. Во время этого дурным тоном считается слишком активно жестикулировать, сидеть в расслабленной позе и употреблять неположенные жесты.

В завершение встречи собеседники просят друг от друга понимания за возможные нарушения четко установленных аспектов этикета. Также обязательно нужно поблагодарить за потраченное время, угощение и пожелать всего наилучшего.

Особенно важное место в татарском этикете занимает поведение при приеме гостей и застольях. Представители данного этноса крайне гостеприимны и открыты для людей, что предполагает постоянное с ними взаимодействие.

Раньше татары собирали гостей не только по таким важным событиям, как праздники, свадьба или похороны, но и без повода. Также, например, забой скота, изготовление сыра, масла и других продуктов, должны были быть поводом собраться с близкими и родными.

Важное место в гостевом этикете играют обязательные презенты, которые дарят приходящие гости хозяевам дома. Они не обязательно должны быть дорогими, но важно ориентироваться на определенные интересы, увлечения и возраст. Также не должны быть обделены все дети семьи и младшие родственники хозяина, так как им тоже полагаются гостинцы.

По татарской традиции, в отличии от других национальностей, подарки дарят не только хозяевам, но и получают взамен. По ценности они должны быть примерно одинаковыми, чтобы показать свое взаимное уважение.

Традиции татарского народа в питании

Кухня татарского народа формировалась на протяжении долгого времени за счет географического расположения, особенностей этнической и религиозной принадлежности. Она славится своей многогранностью и огромным разнообразием вкусовых сочетаний.

На протяжении развития культуры своего народа, татары занимались земледелием, из-за чего в рационе особенно преобладало наличие зерновых культур. На рубеже XIX-XX веков в рационе заметно увеличилось преобладание различных блюд из картофеля.

Что касается овощей, долгое время татары очень мало внимания уделяли огородничеству, из-за чего выращивание таких культур как томаты, огурцы, капуста и лук ограничивалось небольшим урожаем.

Всегда в хозяйстве татар важнейшее место занимал скот и разводка птиц. Из-за этого сформировалась кухня, в которой присутствует множество способов приготовления мяса, как крупных животных, так и мелких. Такой же популярностью пользуется использование яиц, масла, сыра. Практически ни один прием пищи не обходится у татар без продуктов животного происхождения.

Чаепитие является не только завершением обеда или ужина, но и важнейшей частью татарских традиций и обычаев. Крайне распространена фраза «Чайный стол – душа семьи», которая наглядно показывает значение чая как напитка для представителей этого народа.

Его предпочитают в свежезаваренном виде и обязательно горячий, именно поэтому пьют из маленьких чашек. По вкусу добавляют молоко, сахар, мед, цукаты или дольки яблок.

Касательно этикета за столом, любой прием пищи должен начинаться и заканчиваться мытьем рук и молитвой. Приниматься за трапезу необходимо сразу же после того, как все блюда готовы и выставлены на стол, чтобы не заставлять себя ждать. Но при этом важно отметить, что если присутствуют старшие почтенные люди, то начать должны именно они.

Все татарские блюда делятся на несколько частей:

  • первые (борщ, супы: рыбный, пшенный, мясной, рисовый, перловый);
  • вторые (мясо, кроме свинины, птица, рыба, в качестве гарнира разнообразные крупы, картофель, овощи);
  • сдоба с несладкой начинкой, которую подают к основным блюдам (беляши, самса, буккены, курник, чебуреки);
  • сладкая сдоба (блины, оладьи, катлама, чак-чак, баурсак, пироги со сладкой начинкой);
  • напитки (в своем большинстве это чай, но сюда же относятся компоты, свекольный и хлебный квас).

По правилам рамазана, татары старше 12 лет должны соблюдать пост, который длится месяц и налагает запрет на прием пищи до захода солнца. Но влияние ислама распространяется также и на остальное время, призывая к умеренному количеству принимаемой пищи и алкогольных напитков.

Праздники в Татарстане

Татарские традиции и обычаи включают в себя внимательное и почтенное отношение татар к национальным праздникам. Самые главные из них официально закреплены и отмечены выходными днями. К ним относятся исторически сложившиеся – День Республики и День Конституции Тататрстана, а также национальные – Сабантуй, Курбан-байрам, Науруз.

День Республики отмечается 30 августа в день принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана. В 1990 году в этот день регион получил статус Татарской Советской Социалистической Республики. Когда СССР распался, Татарстан не отделился, а продолжил быть в составе Российской Федерации.

Этот праздник играет важную роль в историческом развитии татарского народа, поэтому отмечается соответствующе. С самого утра начинаются разнообразные мероприятия и концерты, а вечер завершает масштабный салют.

Еще одним важным государственным праздником является день принятия Конституции Татарстана, отмечающийся 6 ноября. Она была принята в 1992 году, на 12-й сессии Верховного Совета СССР. Как и для любой страны этот день считается одним из самых важных в истории, поэтому является выходным и отмечается населением.

Касательно национальных праздников, особенно широко отмечается Сабантуй – масштабное увеселительное и спортивное мероприятие, в котором может поучаствовать любой желающий. Точной даты у этого праздника нет, но в основном она припадает на конец весны, как символ окончания полевых работ.

Читайте также:  Как сделать красивые интимные фото

В это время татары чувствуют особенную сплоченность своего народа, а также отдают почтение своей истории и традициям.

Существуют также и некоторые другие татарские праздники, которые не так широко известны, но тем не менее, отмечаются каждый год:

Название праздника Дата Краткое описание
Нардуган 25 декабря Символизирует пробуждение природы, начало жизни и культ Солнца.
Навруз Байрам 21 марта Праздник весны, связан с возникновением земледельческого календаря.
Курбан Байрам 11-15 августа Праздник жертвоприношения, отмечаемый у мусульман.

Семейные традиции татарского народа

Следуя семейным традициям, дом у представителей данного этноса обязательно должен быть поделен на две части. Первая предназначается для женщины, обязательно включая печь для приготовления еды, а вторая является мужской половиной.

Именно здесь принимаются важные гости, а напротив входа располагаются нары, считающиеся самым почетным местом в доме. Если жилище позволяет, то мужчина и женщина живут в отдельных комнатах. В противном случае, части отделяются друг от друга перегородкой или ширмой. Этикет гласит, что заходить на территорию друг друга можно только в случае необходимости и спросив разрешения.

Из-за того, что ранее в жилище практически отсутствовала мебель, то во время приема пищи или семейного собрания, татары располагались на коврах, постеленных на пол. Здесь тоже придерживались особого этикета, который до сих пор распространен в некоторых семьях. Мужчины должны были сидеть в позе лотоса, а женщины поджав под себя одну ногу, а ступней второй ноги упершись в пол и пододвинув колено к груди.

Огромное значение придается отношениям с родственниками, как по своей линии, так и по супружеской. Особенно чтятся самые старшие члены семьи, которые являются воплощением мудрости и знания. Раньше этикет татар отличался особой строгостью и дисциплиной.

Например, женщинам не разрешалось принимать пищу вместе с мужчинами, а в более состоятельных семьях, даже покидать жилище без сопровождения. Касательно старших родственников мужа, жена не имела право называть по имени, появляться без головного убора, в откровенной одежде и с открытым лицом.

На данный период среди татар может быть распространен семейный этикет как по старому образцу, так и более щадящий. В некоторых семьях уже давно начали отходить от привычных татарских традиций и обычаев, отказавшись, например, от разделения жилища на две половины. Но большинство продолжают их соблюдать, не нарушая перечисленные устои.

Свадебные традиции татарского народа

Свадьба является важнейшим событием в татарских семьях, поэтому практически всегда празднуется с большим размахом. Дата намечается заранее для того, чтобы успеть завершить все приготовления и достойно провести торжество.

Самым первым этапом является сватовство и переговоры родителей со стороны жениха и невесты. Татарские традиции и обычаи предполагают довольно строгие правила, где новобрачные играют не такую значимую роль, как их отцы и матеря. Именно они одобряют брак, обсуждают все нюансы свадебного торжества, делят бюджет.

При этом на таком семейном сборе не обговаривается преданное невесты, а остается в секрете. Только после этого новобрачные узнают о результатах переговоров родителей и установленной дате бракосочетания.

Организация свадебного торжества и подготовка занимает минимум месяц. За это время жених должен успеть купить подарки невесте, ее родным и всем близким родственникам, которые приглашены на праздник. Невеста же вместе с родителями продолжает готовить приданое, которое в татарской культуре имеет важнейшее значение.

Из-за того, что праздник длится не один день, многие семьи предпочитают устраивать его у себя дома, но только если позволяют просторы жилища. Татары не любят скованность и тесноту, поэтому в противном случае, предпочтут не экономить на ресторане.

Касательно украшений, то чаще всего сочетаются классические свадебные – воздушные шары, панно из цветов, серпантин, — вместе с традиционными для татарской культуры. Это могут быть скатерти с разнообразной вышивкой, подушки, коллажи, посуда с характерным орнаментом.

Огромное внимание уделяется нарядам новобрачных, которые строго подбираются в соответствии с традициями Татарстана. Образ жениха не особо отличается от привычного европейского типа – обязателен черный или темно-синий костюм, белая рубашка и галстук. Но обязательным является национальный головной убор – тюбетейка.

Она может быть, как однотонной, так и с вышивкой. Свадебное платье невесты должно наглядно олицетворять невинность, скромность и покладистость самой женщины. Наряд из плотной белой ткани должен покрывать все части тела, кроме кистей рук и лица. Ни в коем случае нельзя оставлять открытыми плечи, шею или голову.

Музыкальные традиции татарского народа

Татарские традиции и обычаи включают в себя множество разнообразных мероприятий, которые сопровождаются музыкой и песнями. Они, в свою очередь, делятся на лирические и эпические.

В лирике наиболее распространены протяжные песни, благодаря которым сразу узнается своеобразный татарский мотив. Этот жанр формировался в течении многих веков и в итоге стал настоящим музыкальным наследием. Тексты чаще всего имеют романтическую направленность, но также могут быть посвящены природе, родителям, дому.

Короткие напевы противопоставляются протяжным и представляют из себя сочетание ритмичной музыки и четкого текста, чаще шуточного или любовного содержания. Деревенские напевы являются промежуточной формой между двумя перечисленными. Название им дано из-за отсутствия закрепленных текстов, которые могут незначительно изменяться.

Несмотря на то, что после 1917 года началось стремительное вытеснение народных песен советскими хитами, татарам в итоге удалось сохранить свое музыкальное наследие. В современном мире представители этого этноса продолжают уделять достаточно внимания своей национальной музыке, принимая участие в разнообразных фестивалях и концертах.

Традиции в одежде татарского народа

Народный костюм является неотъемлемой частью татарской культуры. По нему можно узнать о приблизительном возрасте человека, его характере и увлечениях. В ходе исторического развития сложился признак, который является общим для мужчин и женщин – трапециевидная форма национального костюма.

Он представляет из себя рубаху, у мужчин до колен, у женщин до щиколоток, и штанов. В зависимости от достатка, могут использоваться различные материалы для пошива костюма. Женские же рубахи-туники часто украшаются лентами, вышивкой и кружевом.

Так как головной убор в культуре татар обязателен, то ему уделяется особое внимание. В мужском гардеробе обязательно присутствует домашний и выходной.

К первому типу головного убора относится тюбетейка, которая представляет из себя небольшую шапочку, надеваемую на макушку.

Уже поверх нее носится «верхняя» шапка, шляпа или чалма. Для девушек, не состоящих в браке, наиболее распространен калфак, конусовидная часть которого отбрасывается за плечо.

Замужние женщины должны носить уже совершенно другой головной убор. Он более объемный за счет того, что помимо головы и волос еще закрывает шею, плечи и часть спины.

Национальной обувью татар считаются читек, а также ичиги. Первые представляют из себя специальные сапоги из мягкого материала, на которых чаще всего присутствуют татарские орнаменты.

Они могут быть как ярко выраженными, так и практически незаметными. Ичиги – более упрощенный вариант для повседневной носки. Чаще всего они имеют черный или коричневый цвет и по высоте доходят до колена.

Необычные и странные традиции и обычаи татарского народа

Татарские традиции и обычаи поражают своим разнообразием, и некоторые из них кажутся необычными для представителей других этносов. Например, татарам характерно большое внимание уделять воротам своего дома. При этом они стремятся именно к яркому, подзывающему облику, который может многое рассказать о гостеприимных хозяевах.

Входные ворота не только выкрашиваются в насыщенные цвета, но и часто декорируются татарскими орнаментами и разнообразными рисунками.

Здесь же важно отметить, что ислам запрещает изображение живых существ, поэтому чаще всего используются растительные и природные мотивы.

Также необычным для других народов является привычка татар пить очень много чая и придавать этому напитку большое значение.

Очень часто они не только завершают чаепитием обед или ужин, но и начинают им же.

Правдивые и ложные стереотипы о татарском народе

Стереотипы о татарском народе, которые чаще всего оказываются правдивыми:

  • трудолюбивые и выносливые;
  • экономные и бережливые, из-за чего большая часть населения имеет примерно одинаковый достаток;
  • всегда носят национальный костюм и головной убор;
  • строго следуют традициям, как татарского народа, так и ислама.

Ложные стереотипы о татарах:

  • все представители имеют черные волосы, карие глаза и смуглую кожу;
  • большинство мужчин носят бороду;
  • распространено многоженство.

Несмотря на смешение культур разных этносов, татарские традиции и обычаи удалось сохранить благодаря трепетному отношению представителей этого народа. Татары проносят свою самобытную и необычную культуру сквозь века, передавая ее следующим поколениям и гордясь своей историей.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о татарских традициях

Культура, обычаи и традиции татар:

«Каждый народ — золотой фонд России»

  • Главная
  • /
  • Народы России
  • / Традиции татарского народа

У каждого народа есть свои традиции и обычаи, уходящие корнями в далекое прошлое и воскреснувшие сейчас в виде национальных праздников.

У татар есть два слова означающие праздник. Религиозные мусульманские праздники называются словом гает (ает) (Ураза гаете — праздник поста и Корбан гаете — праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бэйрэм, что означает «весенняя красота», «весеннее торжество».

Религиозные праздники

Мусульманские праздники у татар — мусульман включают в себя коллективную утреннюю молитву, в которой участвуют только мужчины. Затем они идут на кладбище и молятся возле могил своих родных и близких. А женщины в это время готовят дома праздничный обед. Как и в русской традиции, в праздники с поздравлением заходили в дома родственников и соседей. В дни Корбан-байрам (праздник жертвы) старались угостить мясом от убитого барашка как можно больше людей.

РАМАДАН (Рамазан) (в тюркских языках более распространено название ураза) девятый месяц мусульманского календаря, месяц поста. Согласно исламской традиции, в этот месяц пророку Мухаммаду было передано через ангела Джибриля первое божественное откровение, которое впоследствии вошло в священную книгу ислама — Коран.
Пост в рамадан — одна из главных обязанностей каждого мусульманина. Он предписан, чтобы укрепить мусульман в самодисциплине и точном исполнении наказов Аллаха. В течение всего светового дня (от восхода солнца и до заката) запрещено есть, пить, курить, вкушать удовольствия и предаваться развлечениям. Днем надо работать, молиться, читать Коран, заниматься благочестивым размышлениям и поступкам и благотворительностью.

Читайте также:  Пригласительные на свадьбу необычные

КОРБАН-БАЙРАМ или праздник жертвоприношения — исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря.
Согласно Корану, Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка и начал приготовления, однако это оказалось испытанием от Аллаха, и когда жертва была почти принесена, Аллах заменил для Ибрахима жертву сыном на жертву ягненком. Праздник символизирует милосердие, величество Бога и то, что вера — лучшая жертва.

Праздновать этот день начинают с раннего утра. Мусульмане идут в мечеть к утренней молитве. Обряд праздника начинается с общей молитвы — намаза. По окончании молитвы имам, читавший намаз, просит Аллаха о принятии им поста, прощении грехов и благоденствии. После этого верующие, перебирая тасбих (таспих), коллективно читают зикр. Зикр совершается по особой формуле и особым образом, вслух или про себя и сопровождается определенными телодвижениями. По окончании утреннего намаза верующие возвращаются домой.

В этот день также принято закалывать барана, хотя раньше закалывали верблюда или быка (со словами «Бисмиллах, Аллах Акбар»), так же принято раздавать милостыню (делиться угощением из баранины). По сложившейся традиции принято использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом.

Народные праздники

Весна — время пробуждения природы, время обновления и ожиданий. Хорошая весна — быть хорошему урожаю, а значит и благополучной жизни.

Боз карау

Как и в культурах и традициях всех народов, татарские села располагались на берегах рек. Поэтому первое «весеннее торжество» (бэйрэм) связано с ледоходом. Называется этот праздник боз карау, боз багу — «смотреть лёд», боз озатма — проводы льда, зин киту — ледоход. Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители деревни. Молодёжь наряжалась, играла на гармони. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому.

Янгер яу

Еще одна из традиций, когда ранней весной дети отправлялись по домам в своей деревне собирать крупу, масло, яйца. Из собранных ими продуктов на улице при помощи поварих постарше, дети варили в большом котле кашу и ели ее.

Кызыл йоморка

Чуть позже наступал день сбора крашеных яиц. Хозяйки с вечера красили яйца — чаще всего в отваре луковой шелухи и в отваре березовых листьев и пекли булочки и крендели.
Утром дети начинали обход домов, заносили щепки в дом и разбрасывали их на полу — чтобы «двор не был пустым» и выкрикивали этакие напевалки-кричалки, например «Кыт-кытыйк, кыт-кытыйк, дед с бабкой дома ли? Дадут ли яичко? Пусть будет у вас много кур, пусть топчут их петухи. Если не дадите яичко, перед домом вашим озеро, там утонете!».

Пожалуй, наиболее массовый и популярный сейчас праздник, включает в себя народные гуляния, различные обряды и игры. Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан — плуг и туй – праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ в апреле, сейчас сабантуй празднуют в июне – по окончании сева.
Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу. Развлечений на сабантуе великое множество. Главное — национальная борьба — курэш. Для победы в ней требуется сила, хитрость и ловкость. Существуют свои строгие правила: противники обматывают друг друга широкими поясами — кушаками, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем поясе в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель (батыр) получает в награду живого барана (по традиции, но сейчас чаще заменяют другими ценными подарками). Поучаствовать и продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе курэш.

Целый ряд обязательных обрядов сопровождал и рождение ребенка. Раньше роды принимали повивальные бабки — бала эбисе (повитуха). Занятие повитух называли эбилек. Повитуха отрезала и завязывала пуповину, обмывала младенца, заворачивала его в нательную рубаху отца. Затем совершался ритуал авызландыру («дать отведать»). В тонкую ткань заворачивали комок разжеванного с маслом и медом хлеба, делали что-то наподобие соски и давали пососать новорожденному. Иногда просто обмазывали рот ребенка маслом и медом или медовым раствором — зэмзэм су.

На следующий день происходил обряд бябяй мунчасы («детская баня»). Топилась баня, и повитуха помогала помыться роженице и искупать младенца. Через несколько дней устраивали обряд исем кушу (имянаречения). Приглашали муллу и гостей — мужчин из числа родственников и знакомых семейства, накрывали стол с угощениями. Мулла читал молитву, затем к нему подносили ребенка, и он обращался к Аллаху, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывал на ухо младенцу его имя в арабском звучании. Имена детям подбирали, как правило, муллы, имевшие специальные календари с именами. Считалось, что от имени зависит дальнейшая судьба ребенка.

К древним традициям татар относится и обряд угощения бябяй ашы. В течение нескольких дней подруги, соседки и родственницы роженицы приходили навестить ее и приносили с собой угощения и подарки.

Свадебные обряды татар

Всякому бракосочетанию предшествовал сговор, в котором со стороны жениха участвовал яучы (сват) и кто-либо из старших родственников. Если родители невесты давали согласие на брак, в ходе сговора решались вопросы о размерах калыма, о приданом невесты, о времени проведения свадьбы, количестве приглашенных гостей. После заключения «брачного договора» невесту называли ярашылган кыз — сосватанная девушка. Начиналась подготовка к свадьбе. Жених собирал калым, покупал подарки невесте, ее родителям и родственникам, покупал вещи в будущий дом. Невеста завершала подготовку приданого, собирать которое начинала с 12-14 лет. В основном это была одежда для себя и будущего мужа.

Ритуал бракосочетания и свадебный пир происходил в доме невесты. Жених находился в доме своих родителей, а невеста в окружении подруг проводила день в так называемом доме новобрачных (кияу эйе — досл. дом жениха), которым служил дом ближайших родственников. Девушки гадали, пытаясь выяснить судьбу невесты в замужестве.
В свадебном собрании (туй) мулла совершал ритуал бракосочетания, открывавшийся соответствующей случаю молитвой. После прочтения брачной молитвы брак считался заключенным.
В это время невеста провожала подруг и сестер, после чего совершался обряд урын котлау — освящение постели новобрачных. Гости со стороны невесты приходили в кияу эйе, каждый из них должен был потрогать перину руками или присесть на край постели. Гости оставляли по нескольку монет в специально приготовленном блюдце.

К вечеру жених в сопровождении дружек (кияу жегетлэре) отправлялся к месту бракосочетания. Жениха и его сопровождение встречали рядом ритуалов, многие из которых носили характер розыгрышей. После обрядового угощения жениха гости провожали его к невесте. Чтобы попасть к ней в дом, он выплачивал выкуп (кияу акчасы).

На следующее утро новобрачных приглашали в баню (туй мунчасы). Позже приходили товарищи жениха справиться о здоровье молодых (хэл белергэ). Гостей приглашали в дом и угощали обедом. После полудня совершается обряд — арка сею (досл. ласкание по спине). В избу, где пировали женщины, приглашали невесту. Ее усаживали на колени лицом в угол. Девушка выражала покорность судьбе лирической песней. Мать жениха (кодагый), ее сестры (кодагыйлар), старшая сестра жениха (олы кодагый) поочередно подходили к невесте и поглаживали ее по спине, говорили ласковые слова или наставляли, как вести себя с мужем. После этого кодагыйлар (сватьи) дарили невесте подарки или деньги. К вечеру гости разъезжались по домам.

После этого этапа свадьбы жених оставался с невестой, но по истечении недели возвращался в свой дом. Молодая жена продолжала жить со своими родными. Муж навещал ее каждую ночь. Это называлось кияулэп йэрергэ (жениховать). Так проходило время от полугода до 2-х лет. В это время муж либо отстраивал новый дом для своей семьи, либо зарабатывал на уплату полного размера калыма.

Второй свадебный пир (калын, калын туй) начинался переездом молодой. В назначенный час жених отправлял за невестой украшенную повозку с лошадьми. В повозку садилась молодая жена, и укладывалось приданое. В другие повозки рассаживались родители жены, затем сваты и сватьи, и кортеж отправлялся в путь. В доме кияу (мужа) его родители и родственники встречали гостей. Старшая сестра (олы кодагый) или мать жениха держали в руках свежеиспеченный каравай хлеба и чашку меда. Кто-то из мужчин подводил к повозке теленка — символ благосостояния. На землю клали подушку. Невестка спускалась с повозки, опираясь на теленка, и вставала на подушку. Потом она отламывала руками кусочек от каравая и, обмакнув его в мед, съедала.

Затем молодая совершала ритуал освящения жилища, окропив углы и фундамент своего нового дома. Предполагалось, что она после этого лучше уживется с новыми родителями и быстрее освоится в доме. Иногда молодую жену отправляли с коромыслом по воду (су юлы) на ближайший родник или реку. При этом следили, много ли прольется воды из ведер: чем меньше — тем больше уважения к невестке.

Ссылка на основную публикацию
Танцы для взрослых в железнодорожном
Танцбург - школа танцев для детей и взрослых. И другие творческие занятия. Хочешь научиться танцевать в Железнодорожном? Приходи к нам!...
Тамада на свадьбу екатеринбург недорого
Чтобы гости на свадьбе не скучали и не расходились по территории в бесцельных поисках еды, существует тамада. Хороший тамада на...
Тамада на свадьбу иваново
Давайте знакомиться меня зовут Алексей Более 8 лет я организовываю и провожу различные мероприятия и торжества . ​На каждом из...
Танцы за столом для веселой компании
День рожденья мы отмечаем год за годом. И сценарий может быть однообразен, если вращается лишь вокруг стола и спиртного. Грустно,...
Adblock detector