Традиции семьи в литературе

Традиции семьи в литературе

Урок -диспут по обсуждению проблем семейных ценностей по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Скачать:

Вложение Размер
semya_rabota_na_konkurs.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Семейные традиции в художественной литературе» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Автор: учитель русского языка и литературы Бирюкова Наталья Николаевна

Образование: высшее Тверской Государственный университет

Тема урока : «Семейные традиции в художественной литературе» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Цели : — познакомить с традиционным укладом жизни дворянских семей, основываясь на текст художественного произведения классической литературы 9Л.Н.толс той «Война и мир»);

-дать понятие семьи, семейной традиции, семейного воспитания, составить представление об идеале семейных отношений;

-развивать художественное мышление, умение анализировать, составлять свое представление о семейных традиций;

— прививать любовь к классической литературе;

-воспитывать любовь к культуре, семейным традициям, отношениям.

Оборудование : 1)художественные тексты: Л.Н.Толстой «Война и мир»,

2)Портрет писателя Л.Н.Толстого;

3) ТСО: мультимедийное сопровождение в виде презентации; отрывки из художественных фильмов, музыкальное сопровождение

4) раздаточный материал: отрывки из художественных текстов, стихи поэтов о семье, тестовые задания, карточки –маршруты с заданиями.

Форма проведения : педагогическая мастерская.

Музыкальное сопровождение: Песня «Родительский дом» ( 1 куплет)

2.Сообщение темы и целей занятия

Тема занятия: «Семейные традиции в художественной литературе» — слайд 1

— познакомить с традиционным укладом жизни дворянских семей основываясь на текст художественного произведения классической литературы;

-дать понятие семьи, семейной традиции, семейного воспитания, составить представление об идеале семейных отношений;

-развивать художественной мышление, умение анализировать, составлять свое представление о семейных традиций;

— прививать любовь к классической литературе;

-воспитывать любовь к культуре, семейным традициям, отношениям. (слайд 2)

3. Основная часть

1. Работа с ассоциациями

-Как вы понимаете слово семья? (слайд 3)

Обучающиеся работают самостоятельно – на листочках записывают свое понимание слова «Семья»

Составление конструктора: (слайд 4)

Бабушка и дедушка

Очень много ассоциаций можно перечислять, связывая их с понятием семья, так как это слово многозначно, и каждый человек в это понятие вкладывает свой особый смысл. Но от слова семья веет добром, любовью, пониманием.

2. Работа со словарем Ожегова и Даля. (погружение в ассоциации)

Давайте обратимся к словарям, которые составили выдающиеся русские лингвисты Ожегов и Даль. ( слайд 5-6 портреты лингвистов )

Определение по словарю Ожегова:

Определение по словарю Даля: Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе; в тесном значении : родители с детьми.

Действительно, семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

-Какие ассоциации мы можем добавить в наш конструктор?

-Знаете ли вы народные пословицы о семье?

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что и клад, коли в семье лад.

У кого детей много, тот не забыт от Бога.

Родительское слово мимо не молвится.

При солнце тепло, а при матери добро.

Как Бог до людей, так отец до детей.

— Многие учителя, классики литературы, выдающиеся ученые отдавали должное внимание семейному воспитанию.

Давайте прочитаем высказывания и попытаемся объяснить их значение:

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (В.А.Сухомлинский)

Семья – один из шедевров природы. (Д.Сантаяна)

Воспитание – хорошее дело: им решается участь человека. (В.Г.Белинский)

Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье. ( Л.Бетховен)

3. Работа с художественным текстом (конструктор новых знаний)

Семья – это большая ценность, это родные люди, которые тебя окружают с детства, это свет семейного очага, это те традиции , которые мы впитываем с молоком матери и стараемся пронести через всю нашу жизнь. Тип семейного воспитания менялся с веками, так как менялось время, мода, ценности.

Работа со стихом «Семья» — (музыкальное сопровождение)

— Как автор реализует слово Семья?(слайд — )

— Согласны ли вы с позицией автора?

Давайте обратимся к классической литературе и проследим, какие традиции семейного быта были в дворянских семьях в 19 веке. Обратимся к великому творению Л.н.Толстого «Война и мир». Об это произведении справедливы слова А.г.Герцена: «Есть вечные песни, великие творения, завещаемые из века в век».

— как вы понимаете эти слова?

Вечные ценности семейных традиций, семейного воспитания изложены на страницах этой великой книги. В мирной , бытовой жизни людей нет спокойствия, в ней кипят страсти, свои интересы. Используя прием ы сопоставления и контраста Толстой подводит читателя к пониманию настоящей жизни, настоящих ценностей, которые не изжили себя в веках и по сей день остаются актуальными.

-Какие семьи представлены в романе? (Ростовы, Болконские, Курагины, Друбецкие, Безуховы)

Прочитав роман, вы побывали в гостях у этих семей. А теперь постараемся разобраться, какую же семейную жизнь Л.Н.Толстой считает настоящей.

-Слои какого общества они представляют? (дворяне)

Давайте обратимся к дворянскому воспитанию в высшем свете.

А) семья Ростовых.

Чтение отрывка т.1 ч. 1 Именины у Ростовых

Именины в доме Ростовых (эпизод из худ.фильма)

— Есть ли в семье дети?

-Каковы взаимоотношения между взрослым и детьми?

-Соблюдают ли Ростовы светские условности?

-Каковы принципы воспитания в семье?

Составьте кодекс семьи Ростовых:

Гостеприимство, уважение к каждой личности, искренность и понимание между родителями и детьми, честность, открытость, жизнь сердцем.

Вывод: Семья Ростовых живет больше чувствами, чем головой. Хорошие они люди. Я не ошибусь, если скажу, что каждый из нас был бы счастлив, живя в такой семье.

Б)А теперь погостим немного у Болконских в имении Лысые Горы.

— чтение отрывка из художественно текста.

-просмотр эпизода из художественного фильма.

Ничто не может изменить спокойной, деятельной и размеренной жизни старого княжеского дома в Лысых горах. Старый князь Николай Андреевич Болконский заслужил такую жизнь, он стар, он заслужил этот покой, эту размеренную жизнь.

— Какое воспитание дал старый князь своим детям Андрею и Марье?

-Какие главные качества он заложил в характерах детей?

-О чем болит душа старого князя Николая Андреевича?

-Почему требовательный Николай Андреевич пользовался авторитетом у своих детей?

Письменная работа: составьте кодекс семьи Болконских

Требовательность к себе и своим поступкам, честность, добродеятельность, порядочность, ответственность, разумность в поступках.

Учитель: Толстой пишет о «хороших манерах, царствовавших в доме Болконских»

Задание: сравните семьи Ростовых и Болконских

Учитель обобщает сказанное: Взаимоотношения родителей и детей в семье Ростовых и детей между собой строятся на доверии друг к другу, любви, уважении. Дух равенства, бескорыстия господствует в этой семье.

Взаимоотношения в семье Болконских строятся не на принципе равенства, но они тоже полны любви, только скрытой: Болконские все сдержаны. Отношения старого князя и дочери Марьи достаточно сложны и тяжелы. Но это не значит, что они плохие люди.

-Какой художественный прием избирает Толстой для изображения этих семейных гнезд? ( сопоставление, схожесть)

В) на фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.

-Как понимает свой родительский долг Василий Курагин?

-Каковы взаимоотношения между детьми?

-Какова общая атмосфера в семье?

Вывод: атмосфера всеобщего расчета и бездуховности царит в семье Курагиных. Делать служебную карьеру, сделать «выгодное замужество или женитьбу» — так понимает свой родительский долг отец семейства Курагин, при этом его дети мало его интересуют. Детей «надо пристроить», так полагает Василий Курагин. Элен он выдает за ставшего богатым Пьера Безухова, Ипполит устроен дипломатом в Австрию. Остается Анатоль, с его беспутствами, долгами, пьянством. Возникла мысль женить его на княжне Марье. Безнравственность , допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни .Об этом говорит поведение Анатоля, отношение Элен к Пьеру. В доме Курагиных нет искренности и порядочности.

1) дать характеристику герою:

2) Сопоставить хозяев семейств:

-Князь В. Курагин.

3) Определите одним словом главный стержень семьи:

Придумайте визитную карточку семей и з романа Толстого и своей семьи.

Ростовы- кто к нам ходит, делает нам приятное.

Болконские- кто к нам не ходит , делает приятное, кто ходит –одолжение.

Курагины –нам приятны только те, кто нужен.

Итоговый вопрос: какую семейную жизнь можно считать настоящей?

6. Осознание изученного.

«Моя будущая семья» (игра)

Каждой группе предлагается :

  1. Нарисовать герб семьи, в котором должны быть отображены символические моменты истории семьи, ее традиции и ценности.
  2. Придумать девиз семьи и объяснить его.
  3. Блиц интервью. Следует завершить предложения:

«Мое самое большое желание- ….»

«Я ни в коем случае не хотел (а) , чтобы…»

«в моей семье исключено….»

«Я хочу сказать «спасибо» моей семье за….»

«В моей семье под запретом…»

«Счастливая семья –это…»

Слово учителя: Лучшие умы человечества искали и ищут ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?» Многие считают , что смысла в ней нет вообще, поскольку человек рождается и умирает. Грустные мысли…

А мы сегодня пришли к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Любовь к матери, мужу, сестре, брату, ребенку. Все остальное, как бы оно ни было красиво т важно (одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах) , лишь прилагается к главному — к семье, в которой царят любовь, сострадание, нежность, милосердие. И когда все в твоем доме любят друг друга, ото поневоле пытаются и остальных сделать также любящими и счастливыми. Да все в мире начинается с семьи, с дома – и ДОБРО , и ЗЛО. Так пусть в мире будет больше счастливых семей, а значит добра!

Читайте также:  Прически на длинные волосы локоны с начесом

Звучит песня «Родительский дом» (2, 3 куплеты)

Родительский дом – это начало всех начал для каждого человека, родительский дом – это семья. Каждая семья имеет свои традиции, свои правила и нормы воспитания, об этом говорил еще великий классик Л.Н.Толстой. Но хотелось бы, чтобы каждая семья стремилась к нравственным нормам, к честности, порядочности, искренности, морали, и в таких семьях вырастут нравственные люди, люди –патриоты своего отечества и государства, люди, способные любить, доверять, т.е. жить настоящей жизнью.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа

Ростовская область Веселовский район х. Красный Октябрь

в русской литературе

(на примере произведений Д.И.Фонвизина, А.С. Пушкина)

Матвиенко Татьяна, 15 лет

МОУ Краснооктябрьская СОШ, 9 класс

учитель русского языка и литературы

МОУ Краснооктябрьской СОШ

х. Красный Октябрь

2. Тема семьи в русской литературе 18,19 века:……………………………. 5

а) Семейство Простаковых в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»;

б) Идея дома и семьи в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

в) Изображение семьи Лариных в романе А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе,

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать?

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

Для любого ребенка Родина, в первую очередь, это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется личность будущего гражданина Отечества. Всем очевидно: «что посеешь, то и пожнешь». Так и в семье: какие «ростки» пустят в душе своего ребенка родители – таким он и вырастает: добрым или злым, эгоистом или великодушным, трусом или настоящим человеком.

Но, к сожалению, изменения, которые произошли в обществе, влияют на личность и семью далеко не с лучшей стороны: налицо эгоизм, расчет, приобретательство, индивидуализм, потребительство. Все это ставит родителей в очень жесткие рамки: или воспитывать детей, или зарабатывать на жизнь. Это одна проблема. Другая причина кроется в изменении моральных устоев общества. Статистика показывает, что в стране очень высокий процент распада семей.

В нашей школе, например, по состоянию на 2009-2010 год из 155 семей учащихся: 35 неполных, 6 семей асоциальных и 75 малоимущих.

Молодежь не стремится сейчас создавать свою семью. Беда всех современных родителей в том, что, зарабатывая деньги, они упускают самое главное – духовную сторону воспитания, что является «стержнем» каждой личности.

Появление огромного количества бездомных детей при живых родителях, детей сирот, распространение среди молодежи наркомании, алкоголизма, преступности — один из показателей разрушения семьи. В нашей школе обучаются 15 детей, находящихся под опекой.

Славянская семья с незапамятных времен строилась на установившихся веками традициях. Главным в семье считался мужчина, в его функции входило материальное обеспечение семьи, защита ее от внешних неблагоприятных факторов, сохранение в ней здорового морального климата; мужчина-отец обязан был готовить себе смену, растить детей, достойных продолжателей рода, обучать сыновей тому ремеслу и делу, которым занимался он сам и его предки.

Женщина была хранительницей домашнего очага, продолжательницей рода, растила и воспитывала детей, учила домашнему хозяйству дочерей, готовила их выполнять предстоящую обязанность жены и матери.

Несоблюдение этих традиций в обществе и в семье, как правило, к добру не приводило.

Поэтому я решила обратиться к произведениям тех писателей, творчество которых мы изучали на уроках литературы, и выяснить, какую роль семье отводили они.

Тема семьи в русской литературе 18,19 века

Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой растет и развивается герой, пытаясь понять его.

Семейство Простаковых в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Комедия «Недоросль» Д.И.Фонвизина — шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Главные ее действующие лица — семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины.

До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, то есть возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.

Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности.

До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь «недоросли». Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители «девичьих». Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.

Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. «Похожий на мать». Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: «. друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка»[1] «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке»[2] .

Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.

В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери.

Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына.

Простакова думает, что со своим умом Митрофан «залетит далеко», забывая народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила.

Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась «у разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с возгласом: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг Митрофанушка!» — и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!».[3] «Злонравие» сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей.

Митрофан — недоросль, прежде всего, потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым — Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.

Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение «недоросля». Настроения Митрофана всецело разделяет его мать: «…пока Митрофанушка еще в недорослях, — рассуждает она, — пока его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится»[4] .

Таково это семейство: глупые, необразованные люди, без моральных принципов, без чести и совести, своим поведением больше напоминающие животных.

Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

Идея дома и семьи в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Наша память с детства хранит имя Александра Сергеевича Пушкина. Это имя наполняет собой многие дни нашей жизни. Сокровища, дарованные нам Пушкиным, велики и неоценимы. Александр Сергеевич Пушкин в своём творчестве много внимания уделял роду и семье, видел в семейном кругу «залог могущества» и человеческого достоинства, усматривал историческое значение семьи для развития государства в целом.

«Капитанская дочка» — одно из наиболее совершенных и проникновенных созданий А.С.Пушкина. Повесть является предметом всеобщего внимания на протяжении многих и многих десятилетий. В своем произведении Пушкин отразил проблемы, связанные с социальным укладом общества в XVIII веке. Самым привилегированным слоем общества являлось дворянство. Но процветание страны оплачивалось другой Россией – трудящейся и умирающей от голода. Крестьяне не имели собственной земли. Не имели прав. Однако имели много обязанностей. Поэтому бунты, несмотря на их жестокое подавление, постоянно прокатывались по стране все сметающей на своем пути огромной неуправляемой волной. Восставшие выступали за отмену крепостного права, свержение монархии и передачу власти народу. Одним из таких восстаний было восстание Емельяна Ивановича Пугачева.

Вся художественная ткань «Капитанской дочки» распадается на два идейно-стилистических пласта, подчиненных изображению этих миров. Каждый из этих миров имеет свой бытовой уклад, свои эстетические идеалы и свою систему нравственных ценностей.

Быт Гриневых характерен для дворянского быта XVIII века. Уклад жизни провинциального дворянина Гринева не противопоставлен вершинам дворянской культуры, а слит с ней воедино, связан с лучшими ее традициями, а также с прямым порождением этих традиций – Чувством Долга, Чести, Собственного Человеческого Достоинства, понятием Дома.

В романе «Капитанская дочка» Дом – это не постройка, не стены, даже не люди, это единение близких по духу и крови людей, это сила, стремление действовать сообща, поддерживая друг друга. Это чувство защищенности и опоры. Для Пушкина Дом – очень важное понятие. Идея Дома вынесена на первое место. Дом предстает как порядок, где все делается по совести и чести, где люди верны долгу, где юные воспитываются и словом, и делом, в правильных понятиях и поступках, где человек защищен от подлости, предательства, жестокости, бесчестия. Естественно стремление человека к дому, к семье.

Ю.М.Лотман писал: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Главный герой романа – Петр Андреевич Гринев – родился в семье дворянина, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Его отец был военный, вышедший в отставку премьер майором. В свое время он много послужил на благо Отечеству. Мать Гринева также дворянка. Гринев воспитывался в традиционной по тем временам системе нравственных ценностей. С раннего детства ему старались привить определенные моральные принципы: его учили уважать старших, быть честным и порядочным человеком, не совершать дурных поступков. Петр Андреевич вырос в доме, где царили любовь, уважение, взаимопонимание, гармония. В доме Гриневых не было места подлости, не было деспотизма. К несчастью, хорошее образование Гринев не получил. «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду»[5] . В такой обстановке рос Петр Андреевич и вырос честным офицером. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, отец решил отправить его в армию, чтобы он научился военной дисциплине и с низов познал службу офицера, научился служить на благо Отечеству. Отправляя сына в дорогу, отец сказал ему: «Служи верно, кому присягнешь… Береги платье снову, а честь смолоду»[6] .

Гринев мечтал о блестящей службе в Петербурге, а попал в Белогорскую крепость. Жизнь в ней текла спокойно и монотонно. Но пугачевское восстание нарушило мирную жизнь обитателей крепости, заставило повзрослеть и главного героя повести, стать сильным и смелым офицером, не уронить честь и достоинство. Я думаю, что не последнюю роль в этом сыграло его знакомство с семьей капитана Миронова, простого русского офицера, который в трудные минуты жизни не дрогнул перед опасностью и предпочел смерть предательству, жизни в услужении.

Семья капитана Миронова живет «по старинке», тихо и спокойно, свято чтит патриархальные традиции. Не случайно один из эпиграфов к главе говорит об этом: «Старинные люди, мой батюшка». Читатель вместе с Петрушей Гриневым посещает простую русскую избу, стены которой украшены лубочными картинками, «представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота»[7] . Пушкин иронизирует, смеется над жизнью провинциального офицера, который «в колпаке и китайчатом халате» занимается строевой подготовкой со старыми инвалидами в треугольных шляпах. Однако в молодости и он совершал боевые подвиги. Об этом свидетельствует офицерский диплом «за стеклом в рамке», повешенный на стену. И все же незадачливый капитан вызывает симпатию у читателя. Он добродушный, гостеприимный хозяин, любит свою дочь и жену, хотя и позволяет Василисе Егоровне командовать в семье.

Комендантша крепости – сильная и волевая женщина, она всегда рядом со своим мужем, его поддержка и опора в трудные минуты жизни. Не случайно Швабрин говорит о ней: «Василиса Егоровна прехрабрая дама». Ей бы самой командовать полком! Комендантша сама подшучивает и иронизирует над мужем: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился; так было бы лучше»[8] . Она тоже любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется: «… девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег…».[9] Я думаю, что она стыдится своей бедности и хочет лучшей жизни для дочери. Василиса Егоровна по-матерински заботится о молодых офицерах Гриневе и Швабрине, пытается предотвратить дуэль между ними, пряча шпаги в чулан. Убийство для верующего человека – страшный грех, и она боится за жизнь этих юношей, готовых в пылу молодой горячности на убийство. Маша Миронова больше похожа на отца, она скромная, стеснительная, набожная девушка. Как и любая ее ровесница, Маша мечтает о любви и простом семейном счастье. Однако не любой возьмет в жены бесприданницу. Родители оберегают дочь от жизненных бурь, считая ее робкой и несмелой: «Смела ли Маша. Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется»[10] .

Такими герои показаны в начале повести. Но пугачевский бунт изменил сонную жизнь крепости. Иван Кузьмич, узнав о приближении врага, хочет спасти свою семью, однако Василиса Егоровна не может бросить мужа и готова быть рядом с ним и сражаться до последнего. Лишь Маша, по ее мнению, не должна быть в опасной крепости. Дети для любой семьи – самое дорогое и святое в жизни. В минуты опасности добрый сонный капитан преображается, становится сильным, смелым. Понимая явное превосходство пугачевских войск, он пытается с помощью своего слабого гарнизона не пустить их в крепость: «Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое». Офицер не может изменить присяге, своей Родине, поэтому сражается до последнего. Изнемогая от раны, капитан Миронов отказывается присягнуть «вору и самозванцу» Пугачеву. Он не боится быть повешенным, так как предательство для честного русского офицера страшнее смерти.
Вслед за мужем погибает от рук восставших казаков и Василиса Егоровна. Но перед смертью успевает назвать Пугачева «беглым каторжником», а его солдат «злодеями». Мы видим в ней сильную волевую женщину, не дрогнувшую перед лицом опасности. Я думаю, что именно благодаря поступку отважного капитана и Гринев отказывается присягнуть Пугачеву. Такие люди, как Иван Кузьмич, достойны уважения, достойны называться великими.
После гибели родителей Маша осталась совсем одна. И мы видим, как робкая и несмелая девушка становится волевой и сильной, она не хочет становиться женой ненавистного предателя Швабрина, для нее «лучше умереть». Маша отправляется в далекое путешествие в Петербург, чтобы спасти любимого Петра Гринева и рассказать императрице правду о восстании. Подвиг капитана Миронова становится известным Екатерине II, и именно поэтому она помогает Маше освободить Гринева. На примере поступка капитана Миронова Пушкин показывает, каким должен быть настоящий офицер. Хотя автор иронизирует над мягким характером и неумением командовать Ивана Кузьмича, он говорит о том, что настоящий русский офицер никогда не дрогнет перед опасностью, не станет предателем и не нарушит присяги. Он будет до последнего вздоха защищать свою Родину. И у такого отца выросла достойная дочь, которая сумеет постоять за себя и защитить честное имя своей семьи и любимого человека.

Изображение семьи Лариных в романе А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

В произведении «Евгений Онегин» Пушкин показывает одну единственную семью — семью Лариных. В ней автор видит разные начала. Фамилия помещиков происходит от слова «лары» — боги домашнего очага. В их деревенском доме много доброго, патриархального и трогательного. Жизнь Лариных – «мирная», без зависти, злобы, жестокости. Это тихие, простые, непритязательные обыватели, гостеприимные, радушные. Они прошли по жизни рука об руку, без великих страстей, но и без диких ссор и сцен. Даже равнодушный и скучающий Онегин оценил тепло домашнего очага в семействе Лариных:

А кстати: Ларина проста,

Но очень милая старушка.[11]

Поэту дороги привычки «милой старины», которым следовали родители Татьяны. Они соблюдали религиозные посты, чтили православные и язычески обряды:
Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод…[12]

Добрую усмешку автора вызывает семейный уклад, сложившийся у Лариных. Мать Татьяны быстро вошла в роль барыни:
Она езжала по работам,

Тема : «Семейные традиции в художественной литературе» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Автор: преподаватель литературы Бирюкова Наталья Николаевна

Образование: высшее Тверской Государственный университет

Учебное заведение: Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №17» г.Бежецка, Тверской области.

Адрес учебного заведения: 171984 Тверская область, г.Бежецк, ул.Л.Толстого, д.33

Домашний адрес : 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Нечаева, д.4, кв.9

Телефон: +7 915-701-98-17

Тема урока : «Семейные традиции в художественной литературе»

Цели : — познакомить с традиционным укладом жизни дворянских семей, основываясь на текст художественного произведения классической литературы 9Л.Н.толс той «Война и мир»);

-дать понятие семьи, семейной традиции, семейного воспитания, составить представление об идеале семейных отношений;

-развивать художественное мышление, умение анализировать, составлять свое представление о семейных традиций;

— прививать любовь к классической литературе;

-воспитывать любовь к культуре, семейным традициям, отношениям.

Оборудование : 1)художественные тексты: Л.Н.Толстой «Война и мир»,

2)Портрет писателя Л.Н.Толстого;

3) ТСО: мультимедийное сопровождение в виде презентации; отрывки из художественных фильмов, музыкальное сопровождение

4) раздаточный материал: отрывки из художественных текстов, стихи поэтов о семье, тестовые задания, карточки –маршруты с заданиями.

Форма проведения : педагогическая мастерская.

Музыкальное сопровождение: Песня «Родительский дом» ( 1 куплет)

2.Сообщение темы и целей занятия

Тема занятия: «Семейные традиции в художественной литературе» — слайд 1

— познакомить с традиционным укладом жизни дворянских семей основываясь на текст художественного произведения классической литературы;

-дать понятие семьи, семейной традиции, семейного воспитания, составить представление об идеале семейных отношений;

-развивать художественной мышление, умение анализировать, составлять свое представление о семейных традиций;

— прививать любовь к классической литературе;

-воспитывать любовь к культуре, семейным традициям, отношениям. (слайд 2)

3. Основная часть

1. Работа с ассоциациями

-Как вы понимаете слово семья? (слайд 3)

Обучающиеся работают самостоятельно – на листочках записывают свое понимание слова «Семья»

Составление конструктора: (слайд 4)

Бабушка и дедушка

Очень много ассоциаций можно перечислять, связывая их с понятием семья, так как это слово многозначно, и каждый человек в это понятие вкладывает свой особый смысл. Но от слова семья веет добром, любовью, пониманием.

2. Работа со словарем Ожегова и Даля. (погружение в ассоциации)

Давайте обратимся к словарям, которые составили выдающиеся русские лингвисты Ожегов и Даль. ( слайд 5-6 портреты лингвистов )

Определение по словарю Ожегова:

Определение по словарю Даля: Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе; в тесном значении : родители с детьми.

Действительно, семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

-Какие ассоциации мы можем добавить в наш конструктор?

-Знаете ли вы народные пословицы о семье?

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что и клад, коли в семье лад.

У кого детей много, тот не забыт от Бога.

Родительское слово мимо не молвится.

При солнце тепло, а при матери добро.

Как Бог до людей, так отец до детей.

— Многие учителя, классики литературы, выдающиеся ученые отдавали должное внимание семейному воспитанию.

Давайте прочитаем высказывания и попытаемся объяснить их значение:

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (В.А.Сухомлинский)

Семья – один из шедевров природы. (Д.Сантаяна)

Воспитание – хорошее дело: им решается участь человека. (В.Г.Белинский)

Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье. ( Л.Бетховен)

3. Работа с художественным текстом (конструктор новых знаний)

Семья – это большая ценность, это родные люди, которые тебя окружают с детства, это свет семейного очага, это те традиции , которые мы впитываем с молоком матери и стараемся пронести через всю нашу жизнь. Тип семейного воспитания менялся с веками, так как менялось время, мода, ценности.

Работа со стихом «Семья» — (музыкальное сопровождение)

— Как автор реализует слово Семья?(слайд — )

— Согласны ли вы с позицией автора?

Давайте обратимся к классической литературе и проследим, какие традиции семейного быта были в дворянских семьях в 19 веке. Обратимся к великому творению Л.н.Толстого «Война и мир». Об это произведении справедливы слова А.г.Герцена: «Есть вечные песни, великие творения, завещаемые из века в век».

— как вы понимаете эти слова?

Вечные ценности семейных традиций, семейного воспитания изложены на страницах этой великой книги. В мирной , бытовой жизни людей нет спокойствия, в ней кипят страсти, свои интересы. Используя прием ы сопоставления и контраста Толстой подводит читателя к пониманию настоящей жизни, настоящих ценностей, которые не изжили себя в веках и по сей день остаются актуальными.

-Какие семьи представлены в романе? (Ростовы, Болконские, Курагины, Друбецкие, Безуховы)

Прочитав роман, вы побывали в гостях у этих семей. А теперь постараемся разобраться, какую же семейную жизнь Л.Н.Толстой считает настоящей.

-Слои какого общества они представляют? (дворяне)

Давайте обратимся к дворянскому воспитанию в высшем свете.

А) семья Ростовых.

Чтение отрывка т.1 ч. 1 Именины у Ростовых

Именины в доме Ростовых (эпизод из худ.фильма)

— Есть ли в семье дети?

-Каковы взаимоотношения между взрослым и детьми?

-Соблюдают ли Ростовы светские условности?

-Каковы принципы воспитания в семье?

Составьте кодекс семьи Ростовых:

Гостеприимство, уважение к каждой личности, искренность и понимание между родителями и детьми, честность, открытость, жизнь сердцем.

Вывод: Семья Ростовых живет больше чувствами, чем головой. Хорошие они люди. Я не ошибусь, если скажу, что каждый из нас был бы счастлив, живя в такой семье.

Б)А теперь погостим немного у Болконских в имении Лысые Горы.

— чтение отрывка из художественно текста.

-просмотр эпизода из художественного фильма.

Ничто не может изменить спокойной, деятельной и размеренной жизни старого княжеского дома в Лысых горах. Старый князь Николай Андреевич Болконский заслужил такую жизнь, он стар, он заслужил этот покой, эту размеренную жизнь.

— Какое воспитание дал старый князь своим детям Андрею и Марье?

-Какие главные качества он заложил в характерах детей?

-О чем болит душа старого князя Николая Андреевича?

-Почему требовательный Николай Андреевич пользовался авторитетом у своих детей?

Письменная работа: составьте кодекс семьи Болконских

Требовательность к себе и своим поступкам, честность, добродеятельность, порядочность, ответственность, разумность в поступках.

Учитель: Толстой пишет о «хороших манерах, царствовавших в доме Болконских»

Задание: сравните семьи Ростовых и Болконских

Учитель обобщает сказанное: Взаимоотношения родителей и детей в семье Ростовых и детей между собой строятся на доверии друг к другу, любви, уважении. Дух равенства, бескорыстия господствует в этой семье.

Взаимоотношения в семье Болконских строятся не на принципе равенства, но они тоже полны любви, только скрытой: Болконские все сдержаны. Отношения старого князя и дочери Марьи достаточно сложны и тяжелы. Но это не значит, что они плохие люди.

-Какой художественный прием избирает Толстой для изображения этих семейных гнезд? ( сопоставление, схожесть)

В) на фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.

-Как понимает свой родительский долг Василий Курагин?

-Каковы взаимоотношения между детьми?

-Какова общая атмосфера в семье?

Вывод: атмосфера всеобщего расчета и бездуховности царит в семье Курагиных. Делать служебную карьеру, сделать «выгодное замужество или женитьбу» — так понимает свой родительский долг отец семейства Курагин, при этом его дети мало его интересуют. Детей «надо пристроить», так полагает Василий Курагин. Элен он выдает за ставшего богатым Пьера Безухова, Ипполит устроен дипломатом в Австрию. Остается Анатоль, с его беспутствами, долгами, пьянством. Возникла мысль женить его на княжне Марье. Безнравственность , допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни .Об этом говорит поведение Анатоля, отношение Элен к Пьеру. В доме Курагиных нет искренности и порядочности.

1) дать характеристику герою:

2) Сопоставить хозяев семейств:

-Князь В. Курагин.

3) Определите одним словом главный стержень семьи:

Придумайте визитную карточку семей и з романа Толстого и своей семьи.

Ростовы- кто к нам ходит, делает нам приятное.

Болконские- кто к нам не ходит , делает приятное, кто ходит –одолжение.

Курагины –нам приятны только те, кто нужен.

Итоговый вопрос: какую семейную жизнь можно считать настоящей?

6. Осознание изученного.

«Моя будущая семья» (игра)

Каждой группе предлагается :

Нарисовать герб семьи, в котором должны быть отображены символические моменты истории семьи, ее традиции и ценности.

Придумать девиз семьи и объяснить его.

Блиц интервью. Следует завершить предложения:

«Мое самое большое желание- ….»

«Я ни в коем случае не хотел (а) , чтобы…»

«в моей семье исключено….»

«Я хочу сказать «спасибо» моей семье за….»

«В моей семье под запретом…»

«Счастливая семья –это…»

Слово учителя: Лучшие умы человечества искали и ищут ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?» Многие считают , что смысла в ней нет вообще, поскольку человек рождается и умирает. Грустные мысли…

А мы сегодня пришли к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Любовь к матери, мужу, сестре, брату, ребенку. Все остальное, как бы оно ни было красиво т важно (одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах) , лишь прилагается к главному — к семье, в которой царят любовь, сострадание, нежность, милосердие. И когда все в твоем доме любят друг друга, ото поневоле пытаются и остальных сделать также любящими и счастливыми. Да все в мире начинается с семьи, с дома – и ДОБРО , и ЗЛО. Так пусть в мире будет больше счастливых семей, а значит добра!

Звучит песня «Родительский дом» (2, 3 куплеты)

Родительский дом – это начало всех начал для каждого человека, родительский дом – это семья. Каждая семья имеет свои традиции, свои правила и нормы воспитания, об этом говорил еще великий классик Л.Н.Толстой. Но хотелось бы, чтобы каждая семья стремилась к нравственным нормам, к честности, порядочности, искренности, морали, и в таких семьях вырастут нравственные люди, люди –патриоты своего отечества и государства, люди, способные любить, доверять, т.е. жить настоящей жизнью.

Название: Тема семьи в русской литературе (на примере произведений Д. И. Фонвизина, А. С. Пушкина)
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Добавлен 22:23:08 29 октября 2011 Похожие работы
Просмотров: 11575 Комментариев: 1 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать
Ссылка на основную публикацию
Торты с силуэтами влюбленных
Романтика Торт средних размеров. Изображение силуэтов влюбленной пары на боку торта, россыпь мелких красно-розовых сердечек красиво переходит с боковой поверхности...
Торт на годовщину свадьбы 40 лет родителям
Ритм жизни большого города не позволяет видеться с родными так часто, как того хотелось бы. 40-я годовщина со дня свадьбы...
Торт на годовщину свадьбы без мастики фото
При оформлении заказа не забудьте выбрать подарок Мы сделаем Ваш торт на 1 кг больше совершенно бесплатно! *при заказе от...
Торты с ягодами сверху фото
Доступ к этой странице был запрещен, поскольку мы считаем, что вы используете средства автоматизации для просмотра веб-сайта. Это может произойти...
Adblock detector