Узоры на платьях в древней руси

Узоры на платьях в древней руси

Еще во времена палеолита человечество познало искусство орнамента. В повторяющийся узор вкладывали ценную информацию. Такое изображение способно вызывать ассоциации, которые переплетаются между собой, помогают понять всю глубину произведения.

Древняя славянская культура в узорах и орнаментах

Славянские узоры вобрали в себя множество сакральных, магических смыслов, обладают особой энергетикой. Знаками пользовались волхвы для таинств и обрядов. С их помощью шаманы могли стирать границы между мирами и путешествовать в темный или светлый мир, общаться с богами, отдавать дань и уважение силам природы. Человек, живший среди природы, непрерывно наблюдал за ней, переносил ее линии на ткань, посуду, предметы быта. Каждая черточка была неслучайной и наделялась своим значением. Орнамент помогал древним славянам защищать жилище, себя и свою семью, для этого узоры наносили на оконные, входные проемы, одежду, рушники.

Традиционные цвета в символике

На одежду орнамент наносился с особым трепетом, так как она защищала от злых духов того, кто ее носит. Ритуальный узор наносился на уязвимые части: горловину, ворот, подол, рукава.

Красный

Большая часть вышивки была красного цвета, как символ жизни, любви. Этот цвет оберегает живое. Красный – это еще и знак энергии, огня, то есть солнца. Он дарует здоровое тело, тепло, отводит всякий сглаз.

Неспроста обычные явления наделялись эпитетом «красный»: красное солнышко, дарующее жизнь всем живым организмам; весна красна – олицетворение начала жизни; лето красное – рассвет, жизнь торжествует; красна девица – красивая девушка, здоровая, полная сил и т.д.

Черный

В сочетании с красным усиливал защитное действие орнамента. Черный – плодородная Мать-земля, этому цвету отводилась роль защиты женщины от бесплодия.

Знак, вышитый черным зигзагом, означает не паханое поле, его носили девушки, которых нужно оплодотворить. Волнистые черные линии – поле вспаханное, готовое к тому, чтобы зерна проросли, то есть к оплодотворению.

Синий

От непогоды и природных стихий оберегал синий цвет. Его использовали преимущественно на мужской одежде, ведь именно мужчина часто находился вдали от дома, добывая пищу или находясь на войне. Голубая вода – это небо на земле, ее отражение. Синий вышитый орнамент на платье человека рассказывает нам о том, что он встал на духовную стезю самосовершенствования.

Мужской цвет, знак готовности оберегать женщину. Если юноша дарил девушке синий вышитый платок – это означало, что он имеет самые серьезные намерения, он готов до конца жизни оберегать свою избранницу. Важный момент: мужчина обязательно сам повязывал подарок на голову девушке, тем самым подтверждая свои намерения.

Зеленый

Зеленый цвет наделялся силой растений и помогал защищать тело от ран. Символ Леса, молодости и возрождения. Зеленым изображались Дерево Мира, засеянные поля и молодые всходы.

У славян были названия: — зеленый сад означал цветущую жизнь; — глухоморье зеленое, то же самое, что и «за тридевять земель», очень далеко; — зеленое вино имело отрицательный оттенок – сильное алкогольное опьянение. Но, в то же время, этот цвет обозначал пространство чужака, места, населенные нечистой силой.

В южной местности у славян были заговоры, которые помогали изгонять злых духов на «зеленую траву», «зеленое дерево», «на зеленую гору». Зеленые части тела были и у мифологических героев: волосы и глаза у русалки и лешего, а водяной и сам был весь цвета морской тины.

Белый

Двойственным цветом является белый. Он связан со всем чистым, светлым, святым, но в тоже время считался траурным. С этим цветом сочетается любой другой, поэтому белый – символ гармонии, примирения. Также белый свет – это то пространство, которое предназначено для жизни человека.

Людей, имеющих чистые помыслы и светлые мысли описывали так: белы рученьки, белое личико, белая березонька. Все, что есть на свете душевного, светлого и доброго, все находит отражение в белом цвете: — белые скатерти защищают от злых помыслов гостей; — белые простыни ограждают от смерти; — белье нательное белого цвета создает преграду для горя и болезней; — белый фартук способен защитить женские органы от сглаза.

Славянские символы и их значение

Алатырь Другое название – крест Сварога, восьмилепестковая звезда. Это Око Рода. Его наносили на одежду ведающих людей, знак выступал оберегом в опасном и дальнем пути. Крест соединяет в себе все сварги, двуглавы и триглавы и множество других священных символов, так как он является основой всего сущего.

Берегиня

Этот символ имеет множество названий: Рожаница, Мать мира, Богиня дома и другие. Она оберегает весь свой род, семью, очаг, детей. Берегине позволено хозяйничать на небе, в природе, она отвечала за плодородие. Женский образ вышивали с поднятыми или опущенными руками в знак оберега и благословения.

Мировое дерево

Воплощение Мироздания, центр и ось мира, олицетворение всего Рода. Женщины вышивали Древо жизни на рушниках, чтобы семья была крепкой и здоровой. В сознании славян место Мировому дереву отводилось в центре мира, посреди океана на островке суши. Ветки тянутся к небу, в кроне восседают боги и ангелы. А корни уходят глубоко под землю, в Преисподнюю, где обитают демонические сущности, бесы. Берегиня и Древо познания были взаимозаменяемы. Часто Богиню дома изображали с корнями вместо ног – знак земли.

Коловрат

Известный всем знак свастики берет свое начало у славянских народов (отрицательное значение он приобрел благодаря Гитлеру и нацисткой армии). Коловрат, или Солнцеворот, самый древний и глубоко почитаемый языческий оберег. Считался самым мощным обережным знаком, который олицетворяет единение Рода, его непрерывность, Коловращение всего и вся. Так получила знаковое воплощение идея о Вечном Возрождении.

По направлению вращения свастики (посолоньпротивосолонь) определяют Солнце летнее и зимнее. Стремление по ходу солнца (Яви) светлое, это Созидательная сила, некий символ управления энергией, превосходства над сущей материей. Ей противопоставлена левосторонняя свастика (Солнце Нави), это торжество всего земного, превосходство материальной сущности и инстинктивности вещей.

Орепей

Несомненно, самыми распространенными были символы, которые несли счастье. Орепей (или Арепей) один из них. Такое название гребенчатый ромб получил в Рязанской области. В других регионах он известен как дубок, колодец или репейник. Сам ромб в славянской орнаментальной традиции имеет много толкований: земледелие, плодородие, считалось, что и женское, солнце.

Знак с располагавшейся в ней точкой означал землю, засаженную семенами. На одеянии женщины в районе плеча Орепей обозначал Мировую гору, Алатырь-камень с богом, сидящим на нем. Врата в мир иной вышивались на подоле. На локте значит предок. Часто узор из ромба заканчивался крестами. Так славяне считали, что распространяют счастье и благо на все четыре стороны. Символ засеянной нивы приносил славянам достаток, успех, богатство, увеличивал жизненные силы, давал человеку уверенности в себе.

Громовник

Знак Перуна (бога-громовержца) изображался как крест с шестью концам, который был вписан в шестиугольник или круг. Сначала его могли использовать только мужчины и исключительно в воинской среде, его изображали на оружии и доспехах воинов. Считалось, что Громовник пагубно действует на женскую энергетику. Позже орнамент стали наносить на простую одежду и жилище, чтобы защититься от разрушительной молнии. Часто этим знаком украшались ставни и дверные косяки.

Макошь

Небесная Богородица – вершительница судеб. Со своими дочками Долей и Недолей она плетет нити судьбы богам и людям. Те, кто придерживается праведного образа жизни, чтит святых, знает каноны, вытягивают добрый жребий, и Макошь дает им Долю, хорошую судьбу. У тех людей, которые идут на поводу у своих желаний и эгоизма, хозяйкой судьбы будет Недоля. Макошь покровительствует плодородию, женским занятиям рукотворчеством, на ее плечах ответственность за перекрестки Межмирья.

Бережа

Символ помогает призывать на помощь силу богов, он охраняет, исцеляет, помогает обрести гармонию и счастье. Знак, похожий на петлю, способен соединять разорванные, растерянные и разбитые части в единое целое.

Читайте также:  В какие дни расписываются в загсе

Вода выступала не только как стихия, она – знание, начало которого в Межмирье. Олицетворение Смородины-реки, которая служит границей между Явью и Навью, река, несущая знания древних предков, забвение и смерть. Река Ра – светлая дорога к богу. Несет знание высшего уровня и дарует бессмертие молочная река в Ирии.

Свадебник

Сильный оберег, олицетворяющий соединение двух Родов. Этот орнамент обязательно присутствовал на свадебной вышивке. Узор означает вечное духовное, душевное и физическое слияние сущностей: двух молодоженов и двух Родов. Нити Тела, Души, Духа, Совести обоих Родов переплетаются в новую созданную Жизненную Систему.

Сильное и слабое начала в Свадебнике обозначаются цветом: мужское – красное (огонь), женское – синее (вода). Объединение энергий двух Стихий порождает новую универсальную энергию и является проявлением бесконечной жизни во времени и пространстве.

Огневица

В культуре древних славян Огневица являлась сильным женским оберегом. Благотворное влияние оказывалось только на зрелый женский организм и сформированную душу. Не допускалось наличие этого образа на одежде молодых девушек и девочек. Огневица эффективно действовала на замужних женщин, которые родили хотя бы одного ребенка. Она защищала от всего дурного, начиная от случайного слова и заканчивая целенаправленными злыми деяниями.

Неся сакральный смысл, Огневицу вышивали только на одежде, ее не встретишь на предметах быта. Этот символ способен отвести от женщины всякую беду, направить ее на позитивные устремления. В тандеме с ней часто выступает Славец – свастичный солярный символ, помогающий оберегать женское здоровье. Славяне знали, что Огневица усиливает действие энергетических потоков обережных символов, которые находятся рядом с ней.

Стрибожич

Стрибожич направляет свою энергию созидания на защиту от стихий (ураган, метель, шторм, засуха и другие). Оберег давал неприкосновенность всему Роду и хозяйству Рода. Любили этот символ и моряки. Они вырезали знаки на плавательных судах, и Стрибожич дарил им хорошую погоду. Почитали его земледельцы и хлеборобы. Вышитый на рабочей одежде, узор призывал прохладный ветер в жаркий полуденный зной. Существует мнение, что лопасти ветряных мельниц строили в соответствии с расположением лепестков символа. Это позволяло использовать энергию ветра наиболее эффективно.

Огромное значение славяне придавали цветовой гамме. Красные лопасти знака – солнечная энергия, активность. Внутренне пространство белого цвета означает единение с Вселенскими небесами, то место, где берет начало энергия. Внешний синий цвет говорит о сакральности, высшей ступени духовного становления. Эту мудрость не дано постичь всем, она дается только избранным.

Спираль

Спираль – знак мудрости. Узор синего цвета означал сакральную мудрость. Орнамент, выполненный в других цветах, был оберегом от злых сил и сглаза. Славянские женщины любили вышивать спиральные образы на головных уборах.

Сама по себе спираль – древнейший символ Вселенной, ведь по этому принципу располагаются многие галактики. И человечество с древнейших времен развивается по спирали вверх.

Еще немного о символах

Постичь всю красоту обережных славянских символов возможно в том случае, если изучить их значения. Наблюдая узорную вышивку, рассматривая причудливые переплетения орнаментов, глаз теряет фокус, и картина становится «голографической». Внимание переключается между темными и светлыми знаками. Где темное – все земное, а светлое – небесный мир.

Желая расшифровать заложенный в узорах смысл, необходимо учитывать то, что в зависимости от расположения обережной символики на одежде меняется и ее трактовка. Славяне принимали трехчастное деление мира: Явь, Навь и мир, где отведено место человеку. Соответственно: горловина, плечи – это высший божественный свет, подол – Преисподняя, рукава – срединный человеческий мир.

Размещая один знак в разных мирах, он обретал и различные значения. Мужское и женское, свет и тьма, земля и небо, верх и низ – такие противоположности в итоге приводят к тому, что процесс движения, развития происходит непрерывно и вечно.

Древние славяне должны были соблюдать золотую середину, держать в балансе две стороны силы. Символы создавались и совершенствовались столетиями, они вобрали в себя особые сакральные смыслы, магию, труды предков. Это сильные защитные обереги, поэтому об их красоте и эстетике нужно судить в самую последнюю очередь. Очень долго мастера чтили каноны, по которым вышивался орнамент, ведали смыслом. Но к началу ХХ века многое растерялось.

Современные вышивальщицы уже не могут объяснить того, что ими вышито, но где-то в далеких глубинках еще живут древнейшие узоры и радуют своих почитателей. Еще живут люди, которые сознательно носят обережную одежду, вникая и постигая тайны прошлого.

Славянский костюм всегда вызывал восхищение у заморских купцов. Одеждой умело подчеркивали внешнюю и духовную красоту. Немалую роль играет ритм геометрических деталей. Познать истину, ощутить гармонию и великолепие возможно через творчество. Тем не менее, не стоит на бегу разглядывать загадочный орнамент. Для этого нужно особое настроение, духовный настрой, когда человек слышит свое сердце и готов идти по его зову.

Значение традиционных славянских узоров

Еще во времена палеолита человечество познало искусство орнамента. В повторяющийся узор вкладывали ценную информацию. Такое изображение способно вызывать ассоциации, которые переплетаются между собой, помогают понять всю глубину произведения.

ДРЕВНЯЯ СЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА В УЗОРАХ И ОРНАМЕНТАХ

Славянские узоры вобрали в себя множество сакральных, магических смыслов, обладают особой энергетикой. Знаками пользовались волхвы для таинств и обрядов. С их помощью шаманы могли стирать границы между мирами и путешествовать в темный или светлый мир, общаться с богами, отдавать дань и уважение силам природы. Человек, живший среди природы, непрерывно наблюдал за ней, переносил ее линии на ткань, посуду, предметы быта. Каждая черточка была неслучайной и наделялась своим значением. Орнамент помогал древним славянам защищать жилище, себя и свою семью, для этого узоры наносили на оконные, входные проемы, одежду, рушники.

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦВЕТА В СИМВОЛИКЕ

На одежду орнамент наносился с особым трепетом, так как она защищала от злых духов того, кто ее носит. Ритуальный узор наносился на уязвимые части: горловину, ворот, подол, рукава.

Красный

Большая часть вышивки была красного цвета, как символ жизни, любви. Этот цвет оберегает живое. Красный – это еще и знак энергии, огня, то есть солнца. Он дарует здоровое тело, тепло, отводит всякий сглаз.

Неспроста обычные явления наделялись эпитетом «красный»: красное солнышко, дарующее жизнь всем живым организмам; весна красна – олицетворение начала жизни; лето красное – рассвет, жизнь торжествует; красна девица – красивая девушка, здоровая, полная сил и т.д.

Черный

В сочетании с красным усиливал защитное действие орнамента. Черный – плодородная Мать-земля, этому цвету отводилась роль защиты женщины от бесплодия.

Знак, вышитый черным зигзагом, означает не паханое поле, его носили девушки, которых нужно оплодотворить. Волнистые черные линии – поле вспаханное, готовое к тому, чтобы зерна проросли, то есть к оплодотворению.

Синий

От непогоды и природных стихий оберегал синий цвет. Его использовали преимущественно на мужской одежде, ведь именно мужчина часто находился вдали от дома, добывая пищу или находясь на войне. Голубая вода – это небо на земле, ее отражение. Синий вышитый орнамент на платье человека рассказывает нам о том, что он встал на духовную стезю самосовершенствования.

Мужской цвет, знак готовности оберегать женщину. Если юноша дарил девушке синий вышитый платок – это означало, что он имеет самые серьезные намерения, он готов до конца жизни оберегать свою избранницу. Важный момент: мужчина обязательно сам повязывал подарок на голову девушке, тем самым подтверждая свои намерения.

Зеленый

Зеленый цвет наделялся силой растений и помогал защищать тело от ран. Символ Леса, молодости и возрождения. Зеленым изображались Дерево Мира, засеянные поля и молодые всходы.

Читайте также:  Роспись шампанского на свадьбу

У славян были названия: — зеленый сад означал цветущую жизнь; — глухоморье зеленое, то же самое, что и «за тридевять земель», очень далеко; — зеленое вино имело отрицательный оттенок – сильное алкогольное опьянение. Но, в то же время, этот цвет обозначал пространство чужака, места, населенные нечистой силой.

В южной местности у славян были заговоры, которые помогали изгонять злых духов на «зеленую траву», «зеленое дерево», «на зеленую гору». Зеленые части тела были и у мифологических героев: волосы и глаза у русалки и лешего, а водяной и сам был весь цвета морской тины.

Белый

Двойственным цветом является белый. Он связан со всем чистым, светлым, святым, но в тоже время считался траурным. С этим цветом сочетается любой другой, поэтому белый – символ гармонии, примирения. Также белый свет – это то пространство, которое предназначено для жизни человека.

Людей, имеющих чистые помыслы и светлые мысли описывали так: белы рученьки, белое личико, белая березонька. Все, что есть на свете душевного, светлого и доброго, все находит отражение в белом цвете: — белые скатерти защищают от злых помыслов гостей; — белые простыни ограждают от смерти; — белье нательное белого цвета создает преграду для горя и болезней; — белый фартук способен защитить женские органы от сглаза.

СЛАВЯНСКИЕ СИМВОЛЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Алатырь Другое название – крест Сварога, восьмилепестковая звезда. Это Око Рода. Его наносили на одежду ведающих людей, знак выступал оберегом в опасном и дальнем пути. Крест соединяет в себе все сварги, двуглавы и триглавы и множество других священных символов, так как он является основой всего сущего.

Берегиня

Этот символ имеет множество названий: Рожаница, Мать мира, Богиня дома и другие. Она оберегает весь свой род, семью, очаг, детей. Берегине позволено хозяйничать на небе, в природе, она отвечала за плодородие. Женский образ вышивали с поднятыми или опущенными руками в знак оберега и благословения.

Мировое дерево

Воплощение Мироздания, центр и ось мира, олицетворение всего Рода. Женщины вышивали Древо Жизни на рушниках, чтобы семья была крепкой и здоровой. В сознании славян место Мировому дереву отводилось в центре мира, посреди океана на островке суши. Ветки тянутся к небу, в кроне восседают боги и ангелы. А корни уходят глубоко под землю, в Преисподнюю, где обитают демонические сущности, бесы. Берегиня и Древо познания были взаимозаменяемы. Часто Богиню дома изображали с корнями вместо ног – знак земли.

Коловрат

Известный всем знак свастики берет свое начало у славянских народов (отрицательное значение он приобрел благодаря Гитлеру и нацисткой армии). Коловрат, или Солнцеворот, самый древний и глубоко почитаемый языческий оберег. Считался самым мощным обережным знаком, который олицетворяет единение Рода, его непрерывность, Коловращение всего и вся. Так получила знаковое воплощение идея о Вечном Возрождении.

По направлению вращения свастики (посолоньпротивосолонь) определяют Солнце летнее и зимнее. Стремление по ходу солнца (Яви) светлое, это Созидательная сила, некий символ управления энергией, превосходства над сущей материей. Ей противопоставлена левосторонняя свастика (Солнце Нави), это торжество всего земного, превосходство материальной сущности и инстинктивности вещей.

Узор, это то, что мы можем узреть. Что Вы узреваете в Узоре? Вы же понимаете, что достаточно лишь беглого взгяда и становится совершенно ясно — это не просто хаотичный набор закорючек и крестиков. Это — язык, это код. Как же его прочитать, понять?

Сейчас модно говорить всякие непонятные, даже учёным слова, типа медитации. Наши предки просто узревали на Узорах целую Вселенную. Открывается ли эта Вселенная Вам?

Прекрасным примером использования славянского узора является народная вышивка. Узором-вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, легкую верхнюю одежду, головные уборы и платки.

Пример: рушник — изделие символичное и многозначное. Он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками, и является предметом искусства. Можно говорить о том, что узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, о природе и людях.

Считается, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности — охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась ткань одежды и начиналось тело человека.
Но главное: узор на одежде говорил многое о самом владельце. Узор на одежде как оберег не его основное предназначение. Своя рубаха ближе к телу ибо она как кожа, только твоя, для тебя и о тебе.

Одежда являлась как бы уникальной картиной ее владельца и несла на себе богатую смысловую нагрузку. Не только по крою одежды а прежде всего по узору можно было понять откуда человек, кто он, какой его род деятельности, каков его духовный статус и представление о мире и так далее. А уж охранную функцию узор нес как само собой разумеющееся. Приведу пример — если ребенок идет за руку с своим отцом, отец конечно защитит своего ребенка в случае опасности но это не имеет никакого отношения к тому куда они идут и о чем разговаривают по пути.

Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребенка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережет ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.

Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) поневу, мальчику полагались первые штаны-порты.

Так как для детей до трех лет одежда была часто переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская. Ее менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции еще и связь поколений, родство и преемственность. Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло “передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нем защищала дитя. Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха – наузами, охотник – клыком животного… А результат будет одним и тем же.

А вот обережная вышивка для собственной одежды ребенка уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного черный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить свое чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зеленый цвета – синий защищал от гибели от стихий, зеленый – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода. На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа.

Читайте также:  Платье на 10 лет свадьбы фото

Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня ее рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремесел.

Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремесел.

До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги. Проходя инициацию в двенадцать лет, обереги мальчика менялись, становились (как и у девочки) более поло-определенными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила.

В вышивке уже появлялись изображения Богов, уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. Разумеется ни девочке, ни мальчику они были не нужны. Кроме вышивки на одежде часто детскими оберегами служило множество предметов, которые вешались над колыбелью малыша, кроватью девочки или мальчика, потом носились на плече или на поясе. Все это выполняло не только охранительную и защитную функции, но и служило связующим звеном между человеком и Природой.

Узоры

Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты — как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть "катилось" по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве.

Свадебный платок. Деталь вышивки. Первая половина XIX в. Тамбовская губерния. Шацкий уезд. Двустороннее шитье и гладь.

Обережные узоры

Суть оберегов в точности соответствует их названию: их призвание — оберегать людей, особенно в годы лихолетия, в периоды военных конфликтов и других невзгод. Иными словами, защищать своего хозяина от любого направленного негативного воздействия, каким бы оно ни было и откуда бы ни исходило. Негативными воздействиями могут быть чисто физические влияния — такие, как болезни (вызванные, кстати, часто не только естественными причинами, но и одолевшие нас вследствие сглаза или порчи). Обереги могут защищать своего хозяина и от любого воздействия на его психику, на душу, на эмоциональную сферу. Они будут охранять вас от навязывания чужой воли, приворотов, внушений извне и от тяжелой депрессии.

Воздействие оберегов связано с цветами спектра человеческой ауры. Надевая на себя оберег соответствующего цвета, мы получаем возможность быстро залатать энергетические пробои в той или иной части ауры, которые могут оказаться опасными для нашего здоровья и даже жизни. С точки зрения человека, способного видеть ауру, это будет выглядеть как усиление свечения определенного цвета ауры при надевании оберега.

Знаки

  1. Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, "хляби небесные" — горизонтальными.
  2. Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.
  3. Квадрат (или ромб), поделенный крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.
  4. Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости.
  5. Крада ("решетка") – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костер.
  6. Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня — Агуни).
  7. Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески "лунницы".
  8. Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.
  9. Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.
  10. Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак темного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землей, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться. Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.
  11. Дерево (чаще всего елочка) — символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
  12. Спираль — символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая — сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира — если цвет красный, белый или же черный.
  13. Треугольник — символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

Женщина с поднятыми ладонями: Макошь.
С опущенными: Лада.

Полотенце. Деталь вышивки. Конец XIX в. Новгородская губерния, Устюженский уезд. Двустороннее шитье.

Конец полотенца. Вторая половина XIX в. Олонецкая губерния Каргопольский уезд. Шитье двустороннее и набором.

С необычной стороны этот образ раскрыт в статье "Иван. Купальская этимология"

Животные

  1. Бык – знак Велеса.
  2. Волк – знак Ярилы.
  3. Ворон — знак мудрости и смерти.
  4. Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо).
  5. Змей – знак Земли, мудрости. Связан с Нижним Миром.
  6. Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.
  7. Лебедь – знак Мары, смерти, зимы.
  8. Медведь – знак Велеса.
  9. Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).
  10. Орел – знак Грома, Перуна.
  11. Петух – знак Огня, Агуни.
  12. Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что "трезуб" (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полете.

Полотенце. Деталь вышивки. Конец XIX — начало XX в. Псковская губерния, Порховский уезд. Шитье тамбуром.

Цвета

Конкретно цвета оберега связаны с защитой одной из семи чакр человека. Красный — для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый — для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый — для третьей чакры (область солнечного сплетения) — центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый — для четвертой, сердечной чакры. Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой — для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека. Синий — для шестой (зона "третьего глаза"), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый — для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом.

  1. Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.
  2. Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
  3. Зеленый – Растительность, Жизнь.
  4. Черный – Земля.
  5. Золотой – Солнце.
  6. Синий – Небо, Воды.
  7. Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.
Ссылка на основную публикацию
У вас скоро свадьба
Свадьба – одно из самых важных и волнующих событий в жизни каждого человека. У нас вы сможете найти приятные мелочи,...
Тракторозаводский отдел загс города челябинска
В свадебных отчетах Режим работы: Вторник 8:30 – 17:30 Среда 8:30 – 17:30 Четверг 10:00 – 19:00 Пятница 8:30 –...
Траты на свадьбу список
Грамотное распределение бюджета – важнейшее условие успеха Вашей свадьбы. Для начала мы рекомендуем определить основные статьи расходов и рассчитать приблизительную...
У вас товар у нас купец сватовство
Нашла такое начало. Вот кусочек одного из сценариев.. Так называемая сваха переодевается в этакую "тётю", серьги, бусы и прочая атрибутика....
Adblock detector