Узоры на старинных полотенцах

Узоры на старинных полотенцах

Задание по окружающему миру для 3 класса Раскрась узоры на старинном полотенце. Определи образы земли и растений. Укрась второе полотенце древними узорами, характерными для изобразительно¬прикладного искусства народов твоего края

На подобных старинных полотенцах всегда преобладали красные и белые цвета, вне зависимости от элементов, которые они покрывали. Причиной этого было отсутствие других красителей. Например использовать зеленый или голубой цвета для окраски старинных полотенец было бы не правильно.

Посмотрим, какие элементы на полотенце соответствовали символам растений и земли.

Растения — это изображение цветов в верхней части полотенца, это изображения колосьев в ее средней части.

Земля — это нижняя часть полотенца и для ее изображения допустимо использовать немного черного цвета.

Ну а полотенце справа можно раскрасить произвольными геометрическими узорами, например так:

Ручное ткачество в прошлом было одним из самых распространенных видов искусства. Каждая женщина умела и прясть, и ткать. В собрании тканей Государственного Русского музея хранится более пяти тысяч произведений. Большая часть их принесена из экспедиций на Север, в центральные и южные области Европейской России в 1930 — 1970-е гг. Коллекция с достаточной полнотой отражает художественное своеобразие тканей разных центров XIX — ХХ вв. и в то же время показывает особенности русского узорного ткачества в целом.

Способы украшения тканей узорами были сложны и трудоемки. Ткацкий стан — это массивное деревянное сооружение с подножками, системой блоков и других приспособлений для разных видов тканья. Главная часть стана — рама с натянутыми ровными рядами нитями основы, которые переплетаются поперек нитями утка. Орнамент создается в самом процессе тканья, и исправить малейшую неточность рисунка невозможно: нити фона и узора образуют единую структуру. Поэтому способность ткачихи производить сложнейшие расчёты узоров ценится так же высоко, как природный вкус и фантазия.

Техника ткачества обусловливает геометрический характер орнамента, в котором сочетаются полосы и треугольники, квадраты, ромбы и другие фигуры. Среди них главенствуют ромбы — линейные, с продленными сторонами, гребенчатые, крючковатые. Ромбический орнамент зародился в древности и таил в себе глубокий смысл. Ромб был символом солнца, олицетворением засеянного поля. Магический смысл фигур постепенно изменялся, орнамент обогащался новыми мотивами.


Полотенце. Конец XIX века.
Холмогорский уезд Архангельской губ.
Полотенце. 1887.
Холмогорский уезд Архангельской губ.
Государственный Русский музей

Но все же древние элементы сохранялись, главным образом, в обрядовых предметах — свадебных рубахах, полотенцах с длинными узорными концами. В собрании музея есть свадебные полотенца, редкие по красоте орнамента и разнообразию декоративного решения. Из них выделяются два, иснаполненных приемами браного ткачества красным утком по белому фону. Эта техника получила на Севере самое широкое распространение. Два утка — белый и цветной — одновременно создают фон и узор. На оборотной стороне ткани получается негативный рисунок.

Концы полотенца из Холмогорского уезда Архангельской губернии украшены восемью полосами, как бы перетекающими друг в друга. В каждой полосе узор отличается масштабом, ритмом чередования элементов. Густой узор складывается из мелких штрихов и крупных деталей с рыхлой фактурой, образующих выпуклые участки, благодаря чему поверхность ткани приобретает фактурное богатство.


Полотенце. XIX век.
Каргопольский уезд Олонецкой губ.
Государственный Русский музей

Крупный ромбический узор полотенца из Каргопольского уезда Олонецкой губернии привлекает классической строгостью линейного рисунка, завершенностью и уравновешенностью композиции.


Деталь полотенца. Начало XX века.
Кологривский уезд Костромской губ.
Государственный Русский музей

Браные ткани демонстрируют множество местных вариантов орнаментов. Особенность тканей Кологривского уезда Костромской губернии — вертикальное построение узоров. Ромбы, лапчатые розетки соединяются в продольные ряды, сцепляясь вершинами. Фон и узор как бы поменялись местами: красная поверхность ткани словно процарапана белыми штрихами, образующими ромбы и миниатюрные крючковатые кресты. Такие кресты в древности символизировали огонь, жизнь. В геометрическом орнаменте в своеобразной форме раскрываются представления людей о природе, об устройстве мира.


Конец полотенца. XIX в.
Великоустюгский уезд Вологодской губ.
Государственный Русский музей

Читайте также:  Самая удобная колодка у какой фирмы

В орнаментах тканей изображения человека встречаются крайне редко. Уникальными экспонатами в собрании музея являются концы полотенец, косынки, подолы рубах с геометризованными человеческими фигурами из Великоустюгского уезда Вологодской губернии.


Женская нижняя юбка. Конец XIX в.
Кадниковский уезд Вологодской губ. Мастер Е.Н.Коновалова
Государственный Русский музей

В работах вологодских мастериц узорное ткачество нередко сочетается с другими видами украшения тканей. В Кадниковском уезде Вологодской губернии в конце XIX в. сложился интересный центр кружевоплетения и ткачества. Чередование белых кружевных полос и тканых проставок из ярких гарусных нитей можно видеть на женских нижних юбках, подолах рубах. Мелкий густой рисунок, пушистая фактура тканей контрастируют с ажурными кружевами.


Подол женской рубахи. Конец XIX века.
Грязовецкий уезд Вологодской губ.
Государственный Русский музей

Среди тканей из Грязовецкого уезда Вологодской губернии в собрании музея преобладают подолы рубах, но они более строгие: темно-синяя кубовая набойка и цветные тканые проставки красного, розового, зеленого цветов составляют несколько сумрачные сочетания. Только в грязовецких тканях узоры выполняются на черном фоне, проступающем четким суховатым рисунком.


Юбка. Начало XX века.
Пошехонский уезд Ярославской губ.
Государственный Русский музей

Насыщенные орнаментом браные ткани часто соединены в одном предмете с клетчатой или полосатой тканью-пестрядью. Простота ее рисунка и фактуры восполняется широким выбором цветовых сочетаний. Клетчатая красно-белая юбка из Пошехонского уезда Ярославской губернии украшена понизу темно-красной браной каймой, в которой звездочками вспыхивают сине-голубые розетки.


Деталь подзора. Середина XIX в.
Сольвычегодский уезд Вологодской губ.
Государственный Русский музей

Народный костюм представлен в музее отдельными предметами из разных центров, и лишь собрание рязанских костюмов показывает целые комплекты одежды этой местности.


Женский костюм. Начало XX века.
Касимовский уезд Рязанской губ.
Государственный Русский музей

Костюм крестьянки Касимовского уезда Рязанской губернии (район реки Курши) словно вобрал в себя богатство красок Мещерского края. Из ярко-красной полосатой, клетчатой ткани сшиты рубаха, короткий «навершник» и передник, украшенные пёстрыми вставками шелковых лент, ситцевх полосок, кружев, яркой вышивкой, подражающей узорному ткачеству. Широкая одежда, в которой преобладают поперечные членения узоров, придавала фигуре статность.


Деталь поневы. Вторая половина XIX века.
Касимовский уезд Рязанской губ.
Государственный Русский музей

Касимовские поневы — тяжелые плотные юбки — не имеют аналогий в русском ткачестве. В собрании музея выделяются две поневы из Парахинской волости с одинаковым орнаментом и узором, уникальные по сложности и гармоничности рисунка. На шерстяную ткань в крупную багрово-красную и темно-синюю клетку словно наброшена серебристая узорная решетка, составленная меандром. Крупные розетки лежат в центре цветных клеток. Такие поневы были редкостью уже в начале XX века.

Литература:
• М.А.Сорокина. Узорное ткачество. — В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
• Русское народное ткачество и керамика. Каталог выставки. Авторы вст. статьи и составители каталога Н. С. Григорьева и Э.А. Корсун. Л., 1976.
• Г. С. Маслова, народная одежда русских, украинцев и белорусов ХХ в. — Восточнославянский этнографический сборник.
• Н. И.Сысоева. Касимовское узорное ткачество в XIX — начале XX в. М., 1963.

Разделы: МХК и ИЗО

Цель: познакомить с условностью языка орнамента, его символическим значением, стилизацией.

Задачи:

  • развивать любовь и интерес к народному творчеству, любовь к Родине и её культуре на примере изучения русской народной вышивки на полотенцах, её обрядовой роли в народном быту;
  • развивать навык работы над композицией, самостоятельность в выборе композиционных решений;
  • воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Графические: владение карандашом, фломастерами, правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.

Учебно-творческие: искать сходство с природными формами, уметь стилизовать реальные образы в фантастические.

Речевые: умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Личностные УУД: сформировать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны. Потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

    высказывать своё предположение на основе учебного материала;

  • выражать в творческой работе своё отношение к древним образам;
  • работать по предложенному плану, инструкции;
  • обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке
Читайте также:  Из москвы в голландию на машине

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях и слайдах презентации;
  • ориентироваться в учебнике;
  • уметь пользоваться разными графическими материалами;

Коммуникативные УУД:

  • использовать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;
  • слушать и понимать речь других;
  • уметь выражать свои мысли,
  • уметь критически оценивать свои работы и работы своих товарищей

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: урок — исследование с элементами творческой деятельности.

Технические средства обучения

для учителя:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, презентация в формате PowerPoint

Для ученика:

  • учебник по изобразительному искусству 5 класс Н.А. Горяева, О.В. Островская “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”, бумага, карандаш, ластик, фломастеры, краски, кисти, тонкая белая бумага, ножницы, клей.

1. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.

2. Постановка художественной задачи.

3. Практическое выполнение задания.

5. Подведение итогов урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока.

Наш сегодняшний урок будет посвящён русскому полотенцу. Презентация.

В современном быту это привычный для нас всех предмет первой необходимости. А в старину полотенце играло очень важную роль в разных обрядах и обычаях, участвовало в важных моментах жизни человека и сопровождало его от рождения до самой смерти.

— Что такое вышивка?

Вышивка — это украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором, выполняемым нитками вручную с помощью иглы.

— Для чего украшают изделия вышивкой?

Вышивка, по народному поверью, должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми руками женщины.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные вышитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

Вышивать девочки начинали с 7-8 лет и с этого момента они должны были готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца и многое другое. Полотенце служило подарком, знаком благодарности. В праздничные дни узорчатым полотенцем украшали стены каждой избы, обрамляли ими окна, зеркало, рамы с портретами, красный угол и иконы.

Виды полотенец (сообщение ученика Приложение №1)

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками — это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка — повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром — от ночных страхов и ужасов, вечером — от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта — полотенца.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках находили свое воплощение древние народные символы и образы. Вышивка — это не просто узоры. Научиться понимать язык узоров в вышивке — значит научиться понимать человека, разбираться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

Читайте также:  Загс 4 квартал тольятти режим работы

— Какие знаки-символы использовались в узорах деревянной резьбы при украшении изб? (солнце, конь, птица)

Образы и мотивы, используемые в вышивке (сообщение ученика Приложение №2)

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности в древних вышивках.

Откройте учебник на странице 42, рассмотрите изображения полотенец и найдите древние символы.

Символика цвета на полотенце (сообщение ученика Приложение №3)

Слово "орнамент” в переводе с латинского означает "украшение”.

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначенный для украшения различных предметов. Он имеет обобщенные декоративные формы, заимствованные от внешних форм животных, растений путем упрощения и стилизации. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.

Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек находил в ней множество необычных форм и цветовых оттенков (цветы, плоды, листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц).

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые "охраняли” от всякой нечисти.

Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива. Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции. В зависимости от мотива, используемого в орнаментальной композиции, орнамент может быть геометрический, растительный и зооморфный.

В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д. В растительном – формы заимствованные из мира природы, например: листья растений, плоды, цветы, веточки и т.д. А в зооморфном – силуэты животных.

3. Постановка художественной задачи.

Сегодня на уроке вы должны выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Представим, что наш белый лист — льняная отбеленная ткань. Перед началом работы подумаем о композиции. Желательно выбрать один центральный крупный сюжет (цветущее дерево, пара птиц, женская фигура), а сверху и снизу поместить ленточные узоры разного цвета (показывается последовательность выполнения и приёмы работы). Мелкие детали в композиции можно выполнить красным или чёрным фломастером. Край полотенца будет украшать “кружево”, которое мы вырежем из бумаги. Для этого сложите тонкий лист бумаги “гармошкой”. С каждой стороны полоски вырезайте узоры. Во время работы соблюдайте аккуратность и осторожность при обращении с ножницами и клеем.

4. Практическая работа

  1. Разделить лист А4(книжная ориентация) пополам по вертикали простым карандашом.
  2. Придумать композицию в центре листа из знаков-символов (цветущее дерево, птицы, женская фигура)
  3. Соблюдать симметрию (если выбран симметричный узор)
  4. Соблюдать чёткое чередование элементов, если выбран узор в полосе.
  5. Обвести все узоры красным и чёрным фломастером, либо гуашью.
  6. Из тонкой бумаги вырезать “кружево” и украсить им полотенце, приклеив его под край листа.

Давайте составим синквей со словом вышивка

Синквейн имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Вышивка
Народная, красивая
Вышивать, украшать, создавать
"Поспешишь, людей насмешишь"
Украшение

Дать самооценку выполненной работы по следующим критериям:

А) целостность композиции

Б) насыщенность цветовых оттенков

В) аккуратность выполнения работы

6. Подведение итогов.

В конце урока на доске организуется экспресс — выставка готовых работ

Выставка работ учащихся и их обсуждение.

— Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти композиции?

— Какие трудности испытали во время работы?

Ссылка на основную публикацию
У вас скоро свадьба
Свадьба – одно из самых важных и волнующих событий в жизни каждого человека. У нас вы сможете найти приятные мелочи,...
Тракторозаводский отдел загс города челябинска
В свадебных отчетах Режим работы: Вторник 8:30 – 17:30 Среда 8:30 – 17:30 Четверг 10:00 – 19:00 Пятница 8:30 –...
Траты на свадьбу список
Грамотное распределение бюджета – важнейшее условие успеха Вашей свадьбы. Для начала мы рекомендуем определить основные статьи расходов и рассчитать приблизительную...
У вас товар у нас купец сватовство
Нашла такое начало. Вот кусочек одного из сценариев.. Так называемая сваха переодевается в этакую "тётю", серьги, бусы и прочая атрибутика....
Adblock detector