Выставка жены музей русского импрессионизма

Выставка жены музей русского импрессионизма

С 1 февраля по 15 мая Музей русского импрессионизма представит выставку «Жёны», куда войдут более 40 портретов возлюбленных великих русских художников. Среди них Илья Репин, Михаил Врубель, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Петр Кончаловский, Борис Григорьев, Кузьма Петров-Водкин, Александр Дейнека, Роберт Фальк, Константин Юон, Сергей Судейкин, Юрий Пименов и многие другие.

Эта выставка призвана показать, как развивалось русское искусство в период с конца XIX до середины XX века через призму портретов жен великих мастеров. Художественные изменения, которые претерпел женский портрет на рубеже веков, во многом основаны на социальных и политических потрясениях этого непростого времени. От классических образов, тяготеющих к декоративности и воспеванию женственности, через слом художественных основ русское искусство приходит к образу новой амазонки — советской женщины. Светские красавицы в корсетах, мехах и шелках, трогательные и пленительные в своей простоте хранительницы очага предстают на портретах конца XIX века. Им на смену приходят решительные революционерки, женщины с прямыми взглядами и крутым разворот плеч — они строят новый мир наравне с мужчинами.

На наших экскурсиях вы узнаете, зачем Илью Репина жена кормила котлетами из сена, как Маргарита Конёнкова, советская шпионка и любовница Эйнштейна, повлияла на создание атомной бомбы и кто был прототипом той самой «работницы» и «спортсменки» с советских плакатов. Такие разные, такие непохожие, их объединяет лишь одно – все они жены.

Чтобы вы смогли полностью оценить всю красоту живописи и погрузиться в сюжеты картин, мы дополнили полотна чистыми ароматами. Как пахнет море, гроза, сад после дождя или полевые цветы? Все это ждет вас в залах экспозиции.

В течение всего периода будет действовать бесплатный аудиогид, записанный другом Музея, актером и главным диктором страны Сергеем Чонишвили. Аудиогид доступен для смартфонов в мобильном приложении Музея русского импрессионизма.

Напоминаем, что входной билет в Музей влючает осмотр выставки и постоянной экспозиции.

Как подготовиться в выставке?
Выпуски из цикла передач «Больше, чем любовь» на телеканале «Россия-Культура»:
Валентин Серов и Ольга Трубникова. 2016
Кузьма Петров-Водкин и Мария Жозефина Йованович. 2007
Петр Кончаловский и Ольга Сурикова. 2014
Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель. 2003
Илья Репин и Наталья Нордман-Северова. 2013

Эта выставка показывает, как развивалось русское искусство в период с конца XIX до середины XX века через призму портретов жен великих русских мастеров, от классических женственных образов к решительным революционеркам.

Организаторы выставки попытались вовлечь зрителей в атмосферу произведений, дополнив экспозицию куполами направленного звука, где слышны отрывки из писем художников своим возлюбленным, ароматами, иллюстрирующими содержание полотен, и реальными объектами, повторяющими образы картин. Послушать, как пахнет море, гроза, сад после дождя или полевые цветы – все то, что изображено на картинах, смогли посетители выставки. Кроме того, гостям вечера было предложено прослушать экскурсии и воспользоваться бесплатным аудиогидом, озвученным другом Музея – Сергеем Чонишвили. В нем известный актер рассказывает, зачем Илью Репина жена кормила котлетами из сена, как Маргарита Конёнкова, советская шпионка, повлияла на создание атомной бомбы и кто был прототипом растиражированных «работниц» и «спортсменок» с советских плакатов.

Читайте также:  Лилия дольче габбана фото

Специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям Михаил Швыдкой отметил: «Эта выставка – очень смелый проект. Жизнь дореволюционная сменилась жизнью послереволюционной и то, что казалось в период серебряного века изысканным и романтически-возвышенным – стало житейски грубым. Это одно из самых трудных испытаний для художника и его музы. Выставка тем и интересна, что отображает движение от одного мира к другому. Не сомневаюсь, что она вызовет огромный интерес».

Заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы Владимир Филиппов: «Очень важно, что Музей русского импрессионизма имеет один из самых высоких индексов лояльности аудитории – 95% посетителей Музея отмечают, что они готовы сюда вернуться, возвращаются и рекомендуют проект своим знакомым. Измерение индекса лояльности в музейном менеджменте – важная и неотъемлемая часть любого успеха. Такие высокие показатели говорят о том, что Музей становится все более значимой точкой которая в культурном ландшафте Москвы».

Основатель Музея русского импрессионизма, предприниматель и коллекционер Борис Минц отметил: «Команда музея научилась воплощать в жизнь самые смелые идеи, находя уникальные работы, за что я им очень признателен. В выставочной деятельности мы не привязываемся строго к импрессионизму, стараемся показать разнообразие живописи. Этот год обещает быть богатым на выставки. Музей представит множество ярких, интересных проектов!»

Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова: «Выставка охватывает период самых революционных, резких поворотов в истории русского искусства. Среди представленных героинь были как те, которые остались в истории только благодаря портрету мужа, так и те, кто вписал свое имя в историю самостоятельно. Такие, как певица Надежда Забела-Врубель, балетмейстер и лауреат Сталинской премии Надежда Надеждина (жена живописца и графика Владимира Лебедева) или советская шпионка Маргарита Конёнкова. Всем им, прославленным или забытым, и посвящается наша выставка».

Первыми с судьбами знаменитых возлюбленных познакомились Владимир Вдовиченков и Елена Лядова, Алена Долецкая, Алексей Учитель, Екатерина Мцитуридзе, Ольга Свиблова, Евгения Линович, Елена Ищеева, Алексей Ананьев, Марианна Максимовская, Михаил Грушевский, Андрей Назимов, Регина фон Флемминг, Ольга и Чарльз Томпсон и многие другие.

К выставке издан иллюстрированный каталог, который впервые объединил под одной обложкой несколько десятков портретов и личных историй жен русских художников.

Выставка продлится до 15 мая.

Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма был открыт для посетителей в мае 2016 года. Он расположился в историческом комплексе промышленных зданий конца XIX века. Уникальный проект реставрации и создания современного музейного пространства был реализован британским архитектурным бюро John McAslan + Partners.

Читайте также:  Старинные обычаи и традиции

Основную экспозицию составляют картины из коллекции основателя музея Бориса Минца: работы выдающихся российских художников Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона и Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и Александра Герасимова.

Своей миссией музей считает популяризацию русского искусства в целом и его импрессионистической составляющей в частности, как в России, так и за рубежом. Музей заслужил уважение международного музейного сообщества и является членом Международного совета музеев ICOM.

Более тысячи квадратных метров выставочных площадей, мультимедийный зал, образовательная интерактивная зона, учебная студия, кафе, магазин с книжной и сувенирной продукцией – новый музей является культурным пространством, объединяющим выставочную работу с научной, издательской и просветительской деятельностью.

Инна Логунова — журналист

В Музее русского импрессионизма проходит выставка «Жены», посвященная спутницам жизни и возлюбленным великих русских художников от Ильи Репина и Бориса Кустодиева до Александра Дейнеки и Юрия Пименова.

Этот проект не только рассказывает удивительные истории любви, но и, сквозь призму женских образов, прослеживает развитие русского искусства c конца XIX до середины XX века.

Одна из первых женщин, с которыми встречаешься глазами на выставке, — жена Ильи Репина Наталья Нордман-Северова, успешная писательница, драматург и фотограф, чьи работы вошли в коллекцию Музея Орсе. Не красавица, но из тех женщин, что привлекают внутренним теплом и врожденной проницательностью. В ее портрете трудно угадать феминистку и довольно эксцентричную по тем временам особу. Но именно такой она и была. В их доме было принято самообслуживание, сам факт услужения одного человека другому она считала величайшим позором. Будучи вегетарианкой и защитницей животных, зимой вместо шубы Натали носила пальто, утепленное сеном (из него же, кстати, готовились котлеты).

Илья Репин. Портрет Н.Б. Нордман-Северовой. 1909

Напротив — портрет Юлии Кустодиевой с дочерью Ириной. Выпускница Александровского училища при Смольном институте, она сама увлекалась живописью, в совершенстве знала французский язык, любила музыку. Они познакомились с Борисом Кустодиевым в 1900 году, когда тот еще был молодым, подающим большие надежды студентом Академии художеств. Тогда он написал портрет юной Юленьки — с которого во многом и началась их история любви и изображение которого можно видеть на представленной на выставке картине 1908 года.

Борис Кустодиев. Портрет жены с дочерью Ириной. 1908

В центре зала — «Васильки» Игоря Грабаря, на котором изображены сестры Валентина и Мария Мещерины. В 1904 году художник приехал в имение Дугино к другу, также живописцу, Николаю Мещерину писать этюды. Именно здесь, в Смоленской губернии, Грабарь создал свою знаменитую «Февральскую лазурь», а также задумал портрет юных племянниц Мещерина на фоне березовой рощи, но из-за зарядивших дождей так и не осуществил плана — картину он написал лишь десять лет спустя. «За тем же столом, на котором в 1904 году был накрыт утренний чай, в той же липовой алее, значительно разросшейся, я посадил тех самых мещеринских девочек, групповой портрет которых под березами не кончил тогда, — вспоминал Игорь Грабарь. — Они также за десять лет выросли, и одна из них, рыжая, уже успела превратиться в мою жену. Она сидела на скамье, а сестра ее на столе, посреди вороха васильков. Я целое лето писал этот портрет, в одно и то же время незаконченный и переоконченный». Так случится, что еще через десять с лишним лет, когда Валентина уйдет из семьи, заботу о детях возьмет на себя Мария, которая и станет второй женой Грабаря.

Читайте также:  Из какой ткани шьют свадебные платья

Игорь Грабарь. Васильки. 1914

Портреты, как люди, живут на земле,
Рождая любовь и тревогу.
Они освещают дорогу во мгле
В неведомо скрытому Богу

— это строфа из стихотворения-посвящения Роберту Фальку авторства Раисы Идельсон, третьей из четырех жен художника, его студентки во ВХУТЕМАСе. Она изображена на картине «Девушка у окна»: смелый, открытый взгляд, женственность в облике и при этом ощущение внутренней силы и решительности. Здесь же портреты первой жены, сокурсницы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Елизаветы Потехиной, ради брака с которой молодой еврейский художник принял православие, и четвертой — переводчика и искусствоведа Ангелины Щекин-Кротовой.

Роберт Фальк. Девушка у окна. 1926

Роберт Фальк. Лиза на солнце. 1907

Роберт Фальк. Портрет Щекин-Кротовой. 1947

Сестра известного советского художника Александра Самохвалова, героиня картины Николая Ионина «Женщина в красном» (1925) Екатерина Самохвалова-Ионина — олицетворение послереволюционной эпохи. Этот портрет жены художника во многом заложил основы иконического (причем в буквальном смысле: как будто парящая над землей фигура отсылает к православной иконографии) образа советской женщины, который впоследствии будет растиражирован в виде многочисленных работниц и спортсменок. Полноправной строительницей нового мира предстает на картинах и первая жена Александра Дейнеки: спортивная фигура, простые, не стесняющие движений платья, строгий взгляд.

Николай Ионин. Женщина в красном. 1925

Всего на выставке более сорока портретов — десятки жизненных историй, которые обретают особое звучание в сопровождении записанного Сергеем Чонишвили аудиогида. Добавьте к этому купола направленного звука в экспозиции с отрывками из писем художников своим возлюбленным; ароматы, иллюстрирующие содержание полотен, и реальные объекты, повторяющие образы картин, — выставка становится настоящим спектаклем, который разворачивается одновременно в музейных залах и воображении зрителя.

Николай Матвеев. Портрет жены. 1880

Александ Самохвалов. Портрет М.А. Клещар-Самохваловой. 1957

Федот Сычков. Портрет Л. В. Сычковой. 1903

Кузьма Петров-Водкин. Портрет жены. 1906

Сергей Судейкин. Моя жизнь. 1916

Александр Родченко. Портрет Варвары Степановой. Очарованный паж. 1915

Сергей Виноградов. Алупка

Детали
До 15 мая
Музей русского импрессионизма, Ленинградский пр-т, 15, стр. 1

Ссылка на основную публикацию
Выкуп невесты бесплатно видео
Выкуп невесты — это древняя свадебная традиция, в настоящее время ставшая веселым развлечением для гостей. Главная задача такого выкупа —...
Второй тост за родителей
За родителей я бокал поднимаю,Им всем здоровья я пожелаю,Они дали жизнь, воспитали любя,Без них бы пустой была жизнь у меня....
Вторые роды через год после первых
Вчера мы начали вести разговор о вторых родах и их течении по сравнению с первыми. Для многих женщин вторые роды...
Выкуп невесты в медицинском стиле сценарий смешной
Выкуп невесты в медицинском стиле никого не оставит равнодушным. Этот интересный спектакль состоит из нескольких сцен, в которых главные действующие...
Adblock detector